РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 февраля 2012 года г. Тула
Центральный районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Невмержицкой А.Н.,
при секретаре Шмелевой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-303/12 по иску Мартынова С.В. к Федеральному казенному учреждению Лечебному исправительному учреждению № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области о взыскании денежной компенсации и компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Мартынов С.В. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению Лечебному исправительному учреждению № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области о взыскании денежной компенсации и компенсации морального вреда, ссылаясь на тот факт, что он отбывает наказание в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - в Федеральном бюджетном учреждении Лечебном исправительном учреждении № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области (далее по тексту ФКУ ЛИУ №3).
Он (Мартынов С.В.) является инвалидом 1 группы по зрению.
В марте 2011 года он (Мартынов С.В.) отказался от получения денежной компенсации за медикаменты, и с 01.04.2011 года по настоящее время денежную компенсацию за медикаментозное обеспечение, равно как и сами медикаменты, не получал.
С 01.01.2012 года он вновь отказался от получения пакета социальных услуг в полом объеме.
Таким образом, полагает, что действиями ФКУ ЛИУ-3 УФСИН РФ по Тульской области ему причинен материальный вред и моральный вред, который выразился в недополучении социальной услуги по предоставлению лекарственных препаратов, стоимость которой с 01.04.2011 года составляет 578 рублей 30 копеек в месяц, и медицинской помощи как таковой.
На основании изложенного, просит взыскать с ответчика материальный ущерб в размере 5 204 рублей 70 копеек, исходя из следующего расчета: 578 рублей 30 копеек х 9 месяцев, а также компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
В судебное заседание истец Мартынов С.В., отбывающий наказание в ФКУ ЛИУ №3 УФСИН России по Тульской области, не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется соответствующая расписка. В адресованном ранее суду заявлении не возражал против рассмотрения дела в его отсутствие. Впоследствии истец Мартынов С.В. ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в его присутствии, однако, его ходатайство не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ГПК РФ) и другие федеральные законы не предоставляют лицам, отбывающим наказание, право на личное участие в разбирательстве судами их гражданских дел (по которым они являются истцами, ответчиками, третьими лицами или другими участниками процесса). Следовательно, суды не обязаны этапировать указанных лиц к местам разбирательства гражданских дел с целью обеспечения их личного участия в судебных заседаниях.
Истцу Мартынову С.В. было разъяснено его право на участие в судебном заседании посредством обеспечения участия в судебном заседании его представителя.
Однако Мартынов С.В. указанным правом не воспользовался.
На основании изложенного, суд считает необходимым и возможным рассматривать данное гражданское дело в отсутствие истца Мартынова С.В.
Представители ответчика ФКУ ЛИУ №3 УФСИН России по Тульской области по доверенности Валуева Е.М., Иванова С.В., Рогожина Л.В. исковые требования Мартынова С.В. не признали, возражали относительно удовлетворения его исковых требований по следующим основаниям.
Согласно заявлению Мартынова С.В. от ДД.ММ.ГГГГ о возобновлении предоставления набора социальных услуг в части обеспечения лекарственными препаратами, в период с 01.04.2011 года по 31.12.2011 года выплата ЕДВ производилась без учета стоимости социальной услуги (медицинской части) в размере 1 954 рубля 48 копеек ежемесячно. Данные денежные средства поступили на личный лицевой счет Мартынова С.В. № в ФКУ ЛИУ-3 УЙСИН РФ по Тульской области. И были им получены.
С 01.01.2012 года выплата Мартынову С.В. ежемесячной денежной выплаты производится с учетом его заявления об отказе от набора социальных услуг в целом, которые также перечислены на лицевой счет Мартынова С.В.
Что касается медикаментов, которые, как указывает Мартынов С.В., ему не предоставлялись, то за их получением, как того требует Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 года № 328, он не обращался.
При этом пояснили, что от Мартынова С.В. в администрацию Учреждения поступали только обращения, касаемо пенсионных выплат, производимых Районным Военным комиссариатом г. Донского, поскольку ранее, отбывая наказание в ФКУ ИК-1 г. Донской, он являлся получателем пенсии по инвалидности.
Иных обращений от Мартынова С.В. не поступало.
Представитель третьего лица – УФСИН России по ТО по доверенности Козлова Н.В. в судебном заседании исковые требования Мартынова С.В. не признала по основаниям, изложенным представителями ФКУ ЛИУ-3 УФСИН РФ по ТО.
Представитель привлеченного к участию в деле в соответствии со ст. 43 ГПК РФ третьего лица – Министерства финансов Тульской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, что на основании ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению гражданского дела в его отсутствие.
Суд, выслушав участников процесса, допросив свидетеля ФИО9, исследовав письменные доказательства по делу, пришел к следующему.
Как достоверно установлено в судебном заседании, Мартынов С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужденный по ч. 1 ст.222, ч.4 ст. 162, ч.2 ст.105, ч.3 ст. 69 УК РФ на 18 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (начало срока - ДД.ММ.ГГГГ, конец срока - ДД.ММ.ГГГГ) отбывает наказание в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - в Федеральном бюджетном учреждении Лечебном исправительном учреждении № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области.
С ДД.ММ.ГГГГ Мартынову С.В. установлена инвалидность 1 группы по зрению бессрочно, что подтверждается копией справки МСЭ, выданной ДД.ММ.ГГГГ (акт освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ).
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Кроме того, указанные обстоятельства подтверждаются сообщением Управления пенсионного фонда РФ в г. Туле от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что Мартынов С.В. является получателем ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ от 24.11.195 года «О социальной защите инвалидов в РФ».
Согласно сообщению ГУ – Управлеие Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловской области Мартынов С.В. на учете как получатель пенсии по инвалидности не состоит, выплата пенсии с 2005 года по настоящее время ему не производилась.
Как указано в ст. 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 года «О государственной социальной помощи» такая категория граждан, как инвалиды, имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно ст. 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:
1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
1.1) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний;
2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
2. Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки в соответствии с пунктом 1.1 части 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
В силу ст. 6.3 Федерального закона учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.
Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату.
Гражданин, подавший заявление до 1 октября 2010 года об отказе от получения социальных услуг либо о возобновлении получения социальных услуг, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 6.2, может подать заявление до 1 апреля 2011 года о возобновлении предоставления одной или двух одновременно из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1 и 1.1 части 1 статьи 6.2, или заявление об отказе от получения одной или двух одновременно из указанных социальных услуг. Поданное заявление действует с 1-го числа месяца, следующего за месяцем его подачи (Федеральный закон от 08.12.2010 N 345-ФЗ).
Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона.
Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).
Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.
Как следует из заявления Мартынова С.В. от ДД.ММ.ГГГГ в Управление Пенсионного Фонда РФ по г. Туле, имеющегося в материалах дела и исследованного в судебном заседании, последний воспользовался предоставленным ему правом и с 1 апреля 2011 года возобновил предоставление ему набора социальных услуг в части предоставления медикаментов (п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 года.
Как указано в вышеупомянутом сообщении ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Туле от ДД.ММ.ГГГГ, с 01.04.2011 года по 31.12.2011 года Мартынову С.В. было возобновлено предоставление набора социальных услуг, а выплата ежемесячной денежной выплаты производилась без учета стоимости социальной услуги (медицинской части) в размере 1 954 рублей 48 копеек ежемесячно. При этом размер названной социальной услуги в натуральном выражении составлял 578 рублей 30 копеек (сообщение УПФ РФ в г. Туле от ДД.ММ.ГГГГ).
С 01.01.2012 года по настоящее время выплата Мартынову С.В. ЕДВ производится в размере 2 532 рубля 78 копеек согласно его заявлению от 01.09.2011 года об отказе от набора социальных услуг в полном объеме.
Данные денежные средства, начисленные УПФ РФ по г. Туле за период с 01.04.2011 года по 31.12.2011 года, в названном размере поступали на личный лицевой счет Мартынова С.В. № в ФКУ ЛИУ-3 УФСИН РФ по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, что усматривается из копии книжки к лицевому счету, имеющейся в материалах дела и исследованной в судебном заседании.
В целях реализации статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года № 328 (в ред. от 31.10.2011 года) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
Как указано в разделе 2 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, за предоставлением специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов - в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие медико-генетическую помощь.
При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Перечни), утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.
Отпуск аптечными учреждениями изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (за исключением синонимической и аналоговой замены) осуществляется в порядке, установленном для отпуска лекарственных препаратов.
Гражданам, проживающим в стационарном учреждении независимо от его ведомственной принадлежности, не имеющим возможности самостоятельно обратиться в аптечное учреждение, а также осужденным к лишению свободы лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, выписанные в соответствии с Перечнями, приобретаются соответственно представителями стационарного или исправительного учреждения, на которых администрацией данных учреждений возложена обязанность их получения (приобретения) для нужд учреждений.
Однако, за предоставлением лекарственных препаратов в соответствии с вышеприведенными нормами, Мартынов С.В. в медицинскую часть ФКУ ЛИУ-3 УФСИН РФ по Тульской области не обращался.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами личного дела осужденного Мартынова С.В., исследованного в судебном заседании, в котором обращения Мартынова С.В. о предоставлении ему лекарственных препаратов либо жалобы на непредоставление таковых отсутствуют, сообщениями администрации ФКУ ЛИУ-3 УФСИН РФ по Тульской области, из которых усматривается, что Мартынов С.В. неоднократно обращался в группу социальной защиты Учреждения по вопросу причитающихся ему выплат по линии Министерства обороны РФ (ранее отбывал наказание в ФКУ ИК-1 г. Донской и получал пенсию по инвалидности от РВК г. Донской), в том время как обращения по вопросу предоставления лекарственных препаратов отсутствуют. кроме того, с Мартыновым С.В. неоднократно проводились беседы начальником отряда, однако какие-либо жалобы или заявления от Мартынова С.В. не поступали.
Указанные обстоятельства подтверждаются также показаниями свидетеля ФИО9, которая показала, что является врачом-терапевтом ФКУ ЛИУ-3 УФСИН РФ по Тульской области. В силу свих служебных обязанностей она осуществляет наблюдение и лечение осужденных, в том числе и Мартынова С.В.
За период пребывания в ЛИУ-3 Мартынов С.В. в соответствии с требованиями указанного выше Порядка предоставления набора социальных услуг по поводу предоставления ему социальной услуги (обеспечение лекарственными препаратами), которая на период с 01.04.2011 года по 31.12.2011 года ему была возобновлена, не обращался, в связи с чем лекарственные препараты согласно Перечню лекарственных препаратов Мартынову С.В. выписаны не были. Также указала, что Мартынов С.В. в силу своего заболевания туберкулезом, достаточно часто находится в стационаре ФКУ ЛИУ-3. Ему по данному заболеванию предоставляется лечение и соответствующие лекарственные средства в полном объеме, бесплатно. За какими-либо лекарственными средствами, в которых он нуждается как инвалид по зрению, Мартынов С.В. не обращался. На всех приемах у нее, когда были вопросы, связанные с заболеванием глаз, ему было рекомендовано консультация врача-окулиста. Так, Мартынов С.В. трижды был осмотрен врачом-окулистом ТДЦ, где ему были рекомендованы различные мероприятия. Однако за выдачей рецептов по рекомендуемые препараты, Мартынов С.В. не обращался. Некоторые лекарственные средства, как ей известно из личной беседы с осужденным, ему привозили родственники. В настоящее время, после обращения Мартынова С.В. за препаратом для глаз, ему предоставляется мазь «Видисик».
Показания свидетеля ФИО9 суд, в силу положений ст. 67 ГПК РФ, находит относимым, допустимым и достоверным доказательством по делу, поскольку они последовательны, непротиворечивы и объективно подтверждаются иными доказательствами по делу, в том числе упомянутыми ранее материалами личного дела Мартынова С.В., а также медицинской картой осужденного Мартынова С.В., книгой записи осужденных в медчасть, в которой отсутствует запись Мартынова С.В. на прием к врачам по вопросу выписки рецептов.
Указанные доказательства в их совокупности подтверждают, что Мартынов С.В. в медицинскую часть ФКУ ЛИУ-3 по вопросу предоставления лекарственных средств не обращался, а потому обязанность по предоставлению такой услуги, в силу вышеизложенного, у ответчика в период с 01.04.2011 года по 31.12.2011 года отсутствовали.
В соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таковых доказательств в обоснование заявленных требований истцом Мартыновым С.В. представлено не было.
Статья 12 ГК РФ предусматривает в качестве способа защиты нарушенных прав пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что Мартынов С.В. за предоставлением ему лекарственных препаратов в соответствии с п. 1 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 года «О государственной социальной помощи» не обращался, а потому обязанность по предоставлению данной услуги у ответчика не возникла, правовых оснований для удовлетворения требований Мартынова С.В. о взыскании с Федерального бюджетного учреждения Лечебного исправительного учреждения № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области денежной компенсации, суд не усматривает.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53), вместе с тем не устанавливает конкретные виды и способы возмещения вреда, - это относится к компетенции законодателя.
Согласно статье 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Возмещение морального вреда возможно в случае нарушения личных неимущественных прав гражданина; моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (статья 151 ГК Российской Федерации, пункт 2 статьи 1099 ГК Российской Федерации).
Между тем, истец, ставя вопрос о компенсации причиненного ему морального вреда, обосновывает исковые требования нарушением принадлежащих ему материальных благ, выразившихся в непредоставлении лекарственных препаратов.
Однако к условиям возмещения морального вреда в соответствии со ст. 1069 ГК РФ следует отнести:
наличие вреда, а именно физических или нравственных страданий, причиненных государственными органами, органами местного самоуправления, в результате нарушения личных неимущественных прав потерпевшего (ст. 151 ГК РФ);
наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов и наступившими вредоносными последствиями;
противоправность деяния причинителя вреда;
наличие вины в действиях (бездействиях) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
Принимая во внимание изложенные требования действующего законодательства и установленные по делу обстоятельства, оснований для удовлетворения требований Мартынова С.В. о компенсации морального вреда, суд также не находит.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Мартынова С.В. к Федеральному казенному учреждению Лечебному исправительному учреждению № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области о взыскании денежной компенсации и компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий