РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2012 года город Тула
Центральный районный суд города Тулы в составе:
председательствующего Крымской С.В.,
при секретаре Алехиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-265/12 по иску Жестовской Л.И. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании права на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, на приобретение единого месячного льготного проездного билета, об обязании предоставить указанные меры социальной поддержки и выдать справку на приобретение единого месячного льготного проездного билета, взыскать судебные расходы,
установил:
Жестовская Л.И. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором просила признать право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» назначить ей ежемесячную денежную выплату с момента обращения в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», т.е. с 23 декабря 2011 года, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей в ее пользу.
Согласно исковому заявлению от 15 февраля 2012 года Жестовская Л.И. просила признать ее право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, на приобретение единого месячного льготного проездного билета, обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» назначить и выплачивать ей ежемесячную денежную выплату с момента обращения в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» т.е. с 23 декабря 2011 года, выдать справку на приобретение единого месячного льготного проездного билета, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
В обоснование заявленных требований истец Жестовская Л.И. указала на то, что она с 8 апреля 2009 года имеет удостоверение «Ветеран труда».
По мнению истца, она как ветеран труда в силу ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО (с последующими изменениями и дополнениями) «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и Постановления администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» имеет право на указанные меры социальной поддержки.
Однако в их предоставлении органами социальной защиты, куда она обращалась 23 декабря 2011 года, ей было отказано.
В судебном заседании истец Жестовская Л.И. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», по доверенности Шестаков М.С., в судебном заседании исковые требования Жестовской Л.И. не признал, указав, что истец в настоящее время не достигла возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть 55 лет, в связи, с чем правовых оснований для предоставления ей указанных мер социальной поддержки не имеется. Кроме того истец, как Почетный донор России, является получателем ежегодной денежной выплаты на основании Федерального закона от 09.06.1993 г. № 5142-1-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов».
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Жестовской Л.И. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Жестовская Л.И. с ДД.ММ.ГГГГ является ветераном труда и с ДД.ММ.ГГГГ почетным донором России, что подтверждается копией удостоверения «Ветеран труда» серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Комитетом социальной защиты населения г. Тулы, копией удостоверения «Почетный донор России» № от ДД.ММ.ГГГГ, справкой Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» то ДД.ММ.ГГГГ и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.
Из материалов дела также усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Жестовская Л.И. в целях реализации ей как ветераном труда права на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, выдачи справки для реализации права на приобретение единого месячного льготного проездного билета, обратилась с соответствующим заявлением в орган социальной защиты населения.
Однако решением Отдела социальной защиты населения по Центральному району от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении указанных мер социальной поддержки ей было отказано.
При разрешении заявленных истцом требований суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан, отнеся это правовое регулирование к полномочиям законодателя, который вправе осуществлять выбор тех или иных мер социальной защиты, определять круг получателей, порядок и условия их предоставления.
Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О ветеранах».
Действуя в пределах предоставленных полномочий в сфере социальной защиты, законодатель, создавая единую систему социальной защиты, определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, и установил конкретные меры социальной поддержки.
В частности, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда в статье 1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены категории ветеранов и правовые гарантии их социальной защиты в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, к числу которых отнесены и ветераны труда.
Согласно ст. 13 названного Федерального Закона социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Как установлено по делу, истец является ветераном труда, что подтверждается имеющейся в деле копией указанного удостоверения.
В соответствии со ст. 22 закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
В силу ст. 7 указанного Закона Тульской области ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.
Вместе с тем в пункте 3 статьи 13 Федерального закона «О ветеранах» законодатель закрепил в качестве условия предоставления ветеранам мер социальной поддержки необходимость выбора ветераном одного из оснований предоставления социальной поддержки при наличии у него права на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Частью 4 статьи 8 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО (с изм. от 15.12.2011 г.) «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» предусмотрено, что если гражданин имеет право на получение мер социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно по другому нормативному правовому акту, социальная поддержка предоставляется либо по настоящему Закону, либо по другому нормативному правовому акту по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Данная правовая норма, указывающая на недопустимость одновременного предоставления мер социальной поддержки по федеральному и региональному законодательству, в установленном законом порядке недействительной или не подлежащей применению на момент разрешения данного спора не признана.
В ходе судебного разбирательства дела судом установлено, что Жестовская Л.И. с 2004 г. является почетным донором России и в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 09.06.1993 года № 5142-1-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» получает ежегодную денежную выплату как почетный донор России, о чем свидетельствует справка ГУ ТО УСЗН г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ
Факт получения Жестовской Л.И. как почетным донором России указанных выплат подтвердила в судебном заседании сама истица, указав, что она желает получать меры социальной поддержки, как по федеральному, так и по региональному законодательству и отказываться от какой-либо из указанных мер она не намерена.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истец имеет право на получение мер социальной поддержки по двум основаниям: как почетный донор России в соответствии с Федеральным законом «О донорстве крови и ее компонентов» и как ветеран труда по условиям и нормам Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и, будучи почетным донором России, реализовала свое право на получение мер социальной поддержки, но в рамках федерального закона «О донорстве крови и ее компонентов». При этом отказываться от предусмотренных федеральным законом выплат истец не намерена, что исключает ее право на получение мер социальной поддержки как ветерана труда по условиям и нормам указанного выше Закона Тульской области.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Жестовской Л.И. о признании права на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и об обязании ее предоставить удовлетворению не подлежат.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств, суд считает необоснованными и требования Жестовской Л.И. о предоставлении ей в соответствии с Постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» права на получение единого месячного льготного проездного билета.
По изложенным мотивам суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Жестовской Л.И. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании права на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, на приобретение единого месячного льготного проездного билета, об обязании предоставить указанные меры социальной поддержки и выдать справку на приобретение единого месячного льготного проездного билета, взыскать судебные расходы оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий