о признании права на меры социальной поддержки, назначении мер социальной поддержки



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 марта 2012 года                               город Тула

Центральный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего Щербаковой Н.В.,

при секретаре Давыдовой И.В.,

с участием представителя истца по доверенности Телицина Г.В., представителей ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенностям Шестакова М.С. и Ильющенкова И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шедина С.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, предоставлении мер социальной поддержки,

установил:

Шедин С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» ( далее по тексту ГУ ТО УСЗН г. Тулы) об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, предоставлении мер социальной поддержки.

В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что он является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации и с 04.06.1996 года ему выплачивается пенсия за выслугу лет на основании Закона РФ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Кроме того, он является ветераном боевых действий.

ДД.ММ.ГГГГ он как ветеран боевых действий в силу положений постановления администрации Тульской области № 30 от 15.01.2010 года «Об утверждении положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области» обратился в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о предоставлении ему таких мер социальной поддержки как оплата коммунальных услуг: расходов по оплате за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз мусора и других отходов, отопление, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, оплату твердого топлива, оплату расходов за бытовой газ в баллонах.

Однако в ее предоставлении органами социальной защиты ему было отказано.

Ссылаясь на незаконность отказа в предоставлении названной меры социальной поддержки, истец указывал на тот факт, что согласно положениям статьи 16 Федерального закона №-5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах» предусмотрено право ветеранов боевых действий на получение такой меры социальной поддержки как оплата жилого помещения.

Статья 10 Федерального закона №-5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах» предусматривает, что в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14-19 настоящего федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, которые являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Реализуя предоставленное правомочие, администрацией Тульской области было принято постановление от 15 января 2010 г. №-30 «Об утверждении положения о порядке представления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области», в соответствии с которым, в категорию граждан, которым предоставляется мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилищно-коммунальные услуги вошли и ветераны боевых действий.

Просил суд признать за ним как ветераном боевых действий право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы: за общую площадь жилого помещения (в коммунальных квартирах - занимаемую жилую площадь) с учетом регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области, утвержденных в соответствии с действующим законодательством, за коммунальные услуги, объемы потребления которых определяется по показаниям приборов учета, в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их компетенции, а также с учетом тарифов, утвержденных в соответствии с действующим законодательством;

обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» предоставить ему как ветерану боевых действий меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы: за общую площадь жилого помещения (в коммунальных квартирах - занимаемую жилую площадь) с учетом регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области, утвержденных в соответствии с действующим законодательством, за коммунальные услуги, объемы потребления которых определяется по показаниям приборов учета, в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их компетенции, а также с учетом тарифов, утвержденных в соответствии с действующим законодательством.

В судебное заседание истец Шедин С.В. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца по доверенности Телицин Г.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по тем же основаниям, уточнив требования, ссылался на тот факт, что истцу Шедину С.В. предоставляется как ветерану боевых действий мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы, за общую площадь жилого помещения. Предметом спора выступает право истца как ветерана боевых действий на предоставление меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги.

Представители ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», по доверенностям Шестаков М.С. и Ильющенков И.Е. в судебном заседании исковые требования Шедина С.В. не признали и просили в их удовлетворении отказать, указав, что Постановление администрации Тульской области не может в силу п.3 ст. 10 Федерального закона «О ветеранах» №5-ФЗ от 12.01.1995 устанавливать дополнительные меры социальной поддержки ветеранов в субъекте Российской Федерации, поскольку такие меры устанавливаются законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними иными нормативно-правовыми актами. Закона о дополнительных мерах социальной поддержки ветеранов боевых действий в части оплаты коммунальных услуг на территории Тульской области до настоящего времени не принято.

Законом Тульской области 1313-ЗТО от 25.07.2009 г. «О мерах социальной поддержки инвалидов и ветеранов боевых действий, членов их семей, семей погибших (умерших, пропавших без вести), а также военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов (уволенных с военной службы и службы в правоохранительных органах) получивших увечья, ранения, травмы, заболевания при исполнении служебных обязанностей» также не предусмотрено предоставление такой меры социальной поддержки как ежемесячная денежная выплата по оплате коммунальных услуг.

В связи с изложенным, просили в удовлетворении исковых требований Шедину С.В. отказать в полном объеме.

Выслушав объяснения представителя истца по доверенности Телицина Г.В., представителей ответчика – ГУ ТО УСЗН г. Тулы по доверенностям Шестакова М.С. и Ильющенкова И.Е., исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Шедин С.В. является пенсионером за выслугу лет Министерства обороны Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ (удостоверение серии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10)), ветераном боевых действий ( удостоверение серии , выданное ДД.ММ.ГГГГ войсковой частью ( л.д. 10), ветераном труда.

ДД.ММ.ГГГГ Шедин С.В. обратился в орган социальной защиты населения с заявлением о назначении ему как ветерану боевых действий меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилищно-коммунальные услуги (л.д. 15).

Решением отдела социальной защиты населения по Центральному району от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении указанной меры социальной поддержки ему было отказано (л.д. 7-9).

Право истца на предоставление ему как ветерану боевых действий меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за общую площадь жилого помещения спора у сторон не вызывало. Указанная выплата производится истцу ежемесячно в полном объеме, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для защиты указанного права истца.

Оценивая доводы истца о незаконности отказа органа социальной защиты населения Тульской области в назначении ему ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги как ветерану боевых действий, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан, отнеся это правовое регулирование к полномочиям законодателя, который вправе осуществлять выбор тех или иных мер социальной защиты, определять круг получателей, порядок и условия их предоставления.

Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

Действуя в пределах предоставленных полномочий в сфере социальной защиты, законодатель, создавая единую систему социальной защиты, определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, и установил конкретные меры социальной поддержки.

Так, с учетом заслуг по защите Отечества, в статье 1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены категории ветеранов и правовые гарантии их социальной защиты в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, к числу которых отнесены и ветераны боевых действий.

Согласно пп. 5 п.1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.

В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Как следует из содержания п.1 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 настоящего Федерального закона.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации ( п.6 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»).

Анализируя указанные нормы Конституции РФ, Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», суд соглашается с доводами истца о том, что вопрос социального обеспечения ветеранов боевых действий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки названной категории граждан.

Законом Тульской области № 1313-ЗТО от 25.07.2009 «О мерах социальной поддержки инвалидов и ветеранов боевых действий, членов их семей, семей погибших (умерших, пропавших без вести), а также военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов (уволенных с военной службы и службы в правоохранительных органах) получивших увечья, ранения, травмы, заболевания при исполнении служебных обязанностей» дополнительной меры социальной поддержки ветеранов боевых действий в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате коммунальных услуг не предусмотрено.

Закон Тульской области от 30.12.2005 № 666-ЗТО «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области» (далее - Закон Тульской области № 666-ЗТО) определил форму предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области (далее - область) в соответствии со статьями 14, 15, 16, 18, 21 Федерального закона "О ветеранах".

Формой предоставления мер социальной поддержки в соответствии со статьей 2 Закона Тульской области №666-ЗТО определена ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, коммунальные услуги и топливо в жилищном фонде независимо от формы собственности.

Перечисление в законе Тульской области №666-ЗТО конкретных статей Федеральных законов, предусматривающих оказание государственной помощи отдельным категориям граждан, свидетельствует о том, что на территории Тульской области меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в объеме, предусмотренном федеральным законодательством, и в форме ежемесячных денежных выплат.

Постановление администрации Тульской области от 15 января 2010 г. № 30 «Об утверждении положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области» ( далее по тексту Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области) принято в развитие Закона Тульской области №666-ЗТО и Закона Тульской области от 28.12.2004 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» №493-ЗТО, и определяет порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области и форму их предоставления в виде ежемесячной денежной выплаты (далее - денежная выплата).

Согласно пп.10 п.1 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, право на денежную выплату имеют ветераны боевых действий:

военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;

военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;

военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;

военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;

Денежная выплата предоставляется:

на оплату расходов за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения), за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, отопление (теплоснабжение), электроснабжение, газоснабжение (далее - на оплату жилого помещения и коммунальных услуг);

на оплату расходов за твердое топливо;

на оплату расходов за бытовой газ в баллонах;

на оплату транспортных расходов по доставке топлива ( п.2 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области).

На основании изложенного суд приходит к выводу, что Постановление администрации Тульской области от 15 января 2010 г. № 30 «Об утверждении положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области» не устанавливает и не может в силу п. 3 ст. 10 Федерального закона «О ветеранах» №5-ФЗ от 12.01.1995 г. устанавливать дополнительные меры социальной поддержки ветеранов в субъекте Российской Федерации, поскольку такие меры устанавливаются законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними иными нормативно-правовыми актами. Закона о дополнительных мерах социальной поддержки ветеранов боевых действий в части оплаты коммунальных услуг на территории Тульской области до настоящего времени не принято.

Между тем, при разрешении спорных правоотношений, судом принимается во внимание и тот факт, что истец как ветеран боевых действий реализовал свое право на получение мер социальной поддержки в рамках федерального закона «О ветеранах», о чем свидетельствует факт получения им ежемесячной денежной выплаты, а также ежемесячной денежной выплаты по оплате жилья по линии органов социальной защиты согласно ответу на запрос ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20).

С учетом изложенного, если истец претендует на реализацию права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги как лицо, имеющее статус «Ветеран труда», то в силу п.4 ст. 8 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. N 493-ЗТО (ред. от 15.12.2011) "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области" (принят Постановлением Тульской областной Думы от 27.12.2004 N 6/160)) указанное право может быть реализовано им лишь при условии отказа от мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» для ветеранов боевых действий.

Таким образом, доводы истца о том, что органами социальной защиты ему неправомерно было отказано в предоставлении меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги, суд, при указанных выше обстоятельствах, не может отнести к числу состоятельных, поскольку они основаны на ошибочном толковании положений названных выше нормативных правовых актов, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения.

По изложенным мотивам суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Шедина С.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, предоставлении мер социальной поддержки отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий