3.04.2012 г. по иску Коноваловой Т.В. о предоставлении мер социальной поддержки



Дело № 2-1104/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 апреля 2012 года город Тула

Центральный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего Жигулиной М.А.,

при секретаре Орловой Е.В.,

с участием представителя ответчика – ГУ ТО УСЗН г. Тулы по доверенности Хамитовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 -1104/12 по иску Коноваловой Т.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании права на меры социальной поддержки, об обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату, об обязании выдать справку на приобретение льготного проездного билета,

установил:

Коновалова Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» (далее – ГУ ТО УСЗН г. Тулы) о признании права на меры социальной поддержки, об обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату, об обязании выдать справку на приобретение льготного проездного билета.

В обоснование заявленных требований истица сослалась на то, что с19.02.2008 года она имеет удостоверение «Ветеран труда».

По мнению истицы, она как ветеран труда силу ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (с изменениями, внесенными Законом Тульской области от 31.10.2009 № 1352-ЗТО, вступившими в силу с 01.01.2010 г.) и Постановления администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» имеет право на указанные ею в заявлении меры социальной поддержки.

Однако в их предоставлении органами социальной защиты, куда она обращалась 14.02.2012 года, ей было отказано.

В силу изложенного истица просит удовлетворить ее требования, признав право на указанные ею в заявлении меры социальной поддержки, обязав Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» назначить ей ежемесячную денежную выплату с 14.02.2012 года, выдать справку для приобретения единого месячного льготного проездного билета.

Также просила суд возместить ей судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины при подаче иска в суд, в размере 200 рублей.

В судебном заседании:

Истица Коновалова Т.В. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в телефонном разговоре 21.03.2012 года просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика – Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Хамитова О.В. исковые требования Коноваловой Т.В. не признала, указав, что истица не достигла возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть 55 лет, в связи, с чем правовых оснований для предоставления ей указанных мер социальной поддержки не имеется. Кроме того истица, как Почетный донор России, является получателем ежегодной денежной выплаты на основании Федерального закона от 09.06.1993 г. № 5142-1-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов».

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

Выслушав объяснения представителя ответчика – ГУ ТО УСЗН г. Тулы по доверенности Хамитовой О.В., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Коновалова Т.В. с 19.02.2008 года является ветераном труда и с 15.04.2004 года Почетным донором России, что подтверждается копией удостоверения «Ветеран труда» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13), копией удостоверения «Почетный донор России» от ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истица имеет право на получение мер социальной поддержки по двум основаниям: как Почетный донор России в соответствии с Федеральным законом «О донорстве крови и ее компонентов» и как ветеран труда по условиям и нормам Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

14.02.2012 года Коновалова Т.В. в целях реализации ею как ветераном труда права на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, выдачу справки на приобретение единого месячного льготного проездного билета, обратилась с соответствующим заявлением в орган социальной защиты населения (л.д. 9-10).

Однако решением отдела социальной защиты населения по Советскому району от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении указанных мер социальной поддержки ей было отказано (л.д. 11).

Оценивая законность принятого ответчиком и оспариваемого истицей решения, суд принимает во внимание, что Конституция Российской Федерации, предусматривает в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2). Вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан, отнеся это правовое регулирование к полномочиям законодателя, который вправе осуществлять выбор тех или иных мер социальной защиты, определять круг получателей, порядок и условия их предоставления.

Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями).

Действуя в пределах предоставленных полномочий в сфере социальной защиты, законодатель, создавая единую систему социальной защиты, определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, и установил конкретные меры социальной поддержки.

В частности, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда в статье 1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены категории ветеранов и правовые гарантии их социальной защиты в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, к числу которых отнесены и ветераны труда.

Согласно ст. 13 названного Федерального Закона социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

В соответствии со ст. 22 закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 93-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

В силу ст. 7 указанного Закона Тульской области ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.

Вместе с тем в пункте 3 статьи 13 Федерального закона «О ветеранах» законодатель закрепил в качестве условия предоставления ветеранам мер социальной поддержки необходимость выбора ветераном одного из оснований предоставления социальной поддержки при наличии у него права на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Частью 4 статьи 8 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (в редакции Закона Тульской области от 18.10.2011 № 1658-ЗТО) предусмотрено, что если гражданин имеет право на получение мер социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно по другому нормативному правовому акту, социальная поддержка предоставляется либо по настоящему Закону, либо по другому нормативному правовому акту по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Данная правовая норма, указывающая на недопустимость одновременного предоставления мер социальной поддержки по федеральному и региональному законодательству, в установленном законом порядке недействительной или не подлежащей применению на момент разрешения данного спора не признана.

Из материалов дела ГУ ТО УСЗН г. Тулы «Одно окно» усматривается, что Коноваловой Т.В. на основании ее личных заявлений назначалась ежегодная денежная выплата как почетному донору России в период с <данные изъяты> (распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении пособий в соответствии с законом РФ «О донорстве крови и ее компонентов», протокол и распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении пособий в соответствии с законом РФ «О донорстве крови и ее компонентов», протокол-распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении Ежегодной денежной выплаты Почетным донорам России»).

В соответствии с заявлением Коновалововой Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ об установлении и выплате ежегодной денежной выплаты как почетному донору РФ за 2012 год ей протоколом-распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ была назначена ежегодная денежная выплата Почетным донорам России на 2012 год.

Таким образом, Коновалова Т.В. являясь Почетным донором России, реализовала свое право на получение мер социальной поддержки по своему выбору в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О донорстве крови и ее компонентов».

При этом доказательств, подтверждающих отказ Коноваловой Т.В. от предусмотренных федеральным законом «О донорстве крови и ее компонентов» льгот сторонами суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии права истицы на получение мер социальной поддержки как ветерана труда по условиям и нормам указанного выше Закона Тульской области, и необоснованности требований о предоставлении ей в соответствии с Постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» права на получение единого месячного льготного проездного билета.

Вместе с тем, данное обстоятельство не препятствует реализации права истицы на будущий период при выборе ею иного, чем избранный в 2012 году, основания для получения мер социальной поддержки.

Оценив исследованные в судебном заседании доказательства по правилам ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных истицей требований.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Коноваловой Т.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании права на меры социальной поддержки, об обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату, об обязании выдать справку на приобретение льготного проездного билета - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: