16 марта 2012 года г. Тула Центральный районный суд г. Тулы в составе: председательствующего Илларионовой А.А., при секретаре Тимашове Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 706/12 по иску Бруновой Н.Н. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об обязании ответчика вынести решение о присвоении звания «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда», взыскании судебных издержек, установил: Брунова Н.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об обязании ответчика вынести решение о присвоении звания «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда», взыскании судебных издержек. В обоснование своих требований Брунова Н.Н. указала на то, что она является пенсионером по старости, общий трудовой стаж составляет 42 года. За время работы неоднократно поощрялась благодарностями, премиями, также, в период работы в <данные изъяты> была награждена знаком «Победитель социалистического соревнования 1975 года». Из удостоверения к знаку усматривается, что она им была награждена на основании совместного постановления коллегии Главприокскстроя и президиума Тульского обкома профсоюзов от 01.08.1975 года. Данный знак учрежден Центральным Комитетом КПСС, Советом Министров СССР и КЦ ВЛКСМ. Имея указанную награду, она обратилась в отдел социальной защиты населения по <данные изъяты> Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о присвоении звания «Ветеран труда». Однако ей было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» на том основании, что предоставленная награда «Победитель социалистического соревнования 1975 года» не является ведомственным знаком отличия в труде и, следовательно, не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Данный отказ она считает необоснованным, поскольку считает, что общесоюзный знак «Победитель социалистического соревнования 1975 года» является ведомственным знаком отличия в труде и должен быть учтен в качестве основания для присвоения звания «Ветеран труда». Поскольку она не обладает специальными познаниями в области права, то была вынуждена обратиться к юристу за составлением искового заявления и понести в связи с этим расходы в размере 2500 рублей, что подтверждается договором и актом оказанных услуг от 08.02.2012 года. В связи с этим, просит суд обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» вынести решение о присвоении ей звания «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда», взыскать с ответчика расходы по оплате юридических услуг в размере 2500 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 500 рублей. Истец Брунова Н.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении. В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Шамин А.А. заявленные исковые требования не признал, просил в иске отказать, пояснив, что в соответствии с Законом Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют документы подтверждающие награждение орденами и медалями, либо присвоение почетных званий СССР или РФ, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Знак «Победитель социалистического соревнования 1975 года», которым была награждена Брунова Н.Н. постановлением коллегии Главприокскстроя и Президиума Тульского обкома профсоюза, не относится к вышеперечисленным знакам отличия в труде. Документов о награждении от имени министерства (ведомства) не предъявлено, соответствующей отметки в удостоверении не имеется. В связи с этим просит отказать в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме. Суд, выслушав объяснения представителя ответчика по доверенности Шамина А.А., изучив письменные доказательства по делу, пришел к следующему. Как установлено в судебном заседании, Брунова Н.Н. имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, что подтверждается удостоверением № от 21.04.2005 года, согласно которому ей назначена пенсия по старости с 20.02.2005 года. Данный факт также подтверждается трудовой книжкой Бруновой Н.Н. и вкладышем к ней, согласно которым она имеет периоды трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Как следует из сведений трудовой книжки, Брунова Н.Н. работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ штукатуром в <данные изъяты>, которое ДД.ММ.ГГГГ приказом Минпромстроя СССР № переименовано в <данные изъяты> и приказом Минпромстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ № переименовано в <данные изъяты>. В период трудовой деятельности в <данные изъяты> Брунова Н.Н., на основании постановления коллегии Главприокскстроя и президиума Тульского обкома профсоюза от 01.08.1975 года, награждена знаком «Победитель социалистического соревнования 1975 года». Данные обстоятельства подтверждаются исследованным в судебном заседании наградным удостоверением, пописанным и скрепленным печатью Главприоксктроя Министерства промышленности и строительства СССР. Брунова Н.Н. обратилась в отдел социальной защиты населения по <данные изъяты> Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы. Как следует из материалов дела, основанием для отказа в присвоении Бруновой Н.Н. звания «Ветеран труда» отделом социальной защиты населения по <данные изъяты> Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» послужило то обстоятельство, что знак «Победитель социалистического соревнования 1975 года» не принадлежит к ведомственному знаку отличия в труде и не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Отказ Бруновой Н.Н. в присвоении звания «Ветеран труда» и позицию, поддержанную в судебном заседании представителем ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», суд считает несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства по следующим основаниям. В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. 22.08.2004 года в данный Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона). В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области 28.02.2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда». В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в редакции Закона Тульской области от 22.07.2010 года № 1470-ЗТО) условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются: 1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Согласно п. 2, 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда», подает в государственное учреждение Тульской области, осуществляющее функции в сфере социальной защиты населения, по месту жительства заявление и подлинники документов либо их копии, заверенные в установленном порядке, подтверждающие основания для присвоения звания «Ветеран труда». Лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» по условиям, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, представляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, а также представляют документы, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах». Таким образом, Закон Тульской области не изменил основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах». В нормативных актах Российской Федерации отсутствует определение «ведомственный знак отличия в труде», нет также нормативных актов, содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», равно как и нет определения понятия «ведомство». В связи с чем, применение термина «ведомство» исключительно к органам государственной власти или управления, не основано на законе, противоречит главной цели принятия Федерального закона «О ветеранах», которая заключается в оказании мер социальной поддержки перечисленных в нем категориям граждан и создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения, влечет дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности организации, в которой они плодотворно, добросовестно трудились, с отличием выполняя свои трудовые функции. Исходя из указанного обстоятельства, определение ответчиком понятия «ведомство» как относящегося исключительно к органам государственной власти, суд находит ошибочным, противоречащим цели принятия ФЗ «О ветеранах», заключающейся в создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения. Право на присвоение звания «Ветеран труда» имеют граждане, награжденные ведомственными знаками отличия за успехи в трудовой деятельности. Судом установлено, что в соответствии с Положением о едином общесоюзном знаке «Победитель социалистического соревнования 1975 года», утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС от 07.03.1975 года «Об утверждении образца единого общесоюзного знака «Победитель социалистического соревнования 1975 года» и положение о нем» (протокол № 5 п. 8), знаком «Победитель социалистического соревнования 1975 года» награждались передовые рабочие и колхозники, а также руководящие, инженерно-технические работники, служащие предприятий, строек, совхозов, колхозов, сотрудники научно-исследовательских, проектно-конструкторских и других организаций и учреждений, добившиеся высоких трудовых показателей во Всесоюзном социалистическом соревновании за долгосрочное выполнение народно-хозяйственного плана на 1975 год и успешное завершение девятой пятилетки. Данным знаком награждались: - работники предприятий и организаций союзного подчинения – по совместному решению министерства (ведомства) СССР и ЦК профсоюза; - работники предприятий и организаций союзно-республиканского и республиканского подчинения – по совместному решению министерства (ведомства) союзной республики и республиканского комитета профсоюза или совета профсоюзов, где республиканского отраслевого комитета нет (по РСФСР – министерства (ведомства) РСФСР и ЦК профсоюза); - работники предприятий и организаций районного, областного, краевого подчинения, совхозов и колхозов – по совместному решению обл(край)исполкома и областного, краевого совета профсоюзов. Ходатайства о награждении знаком «Победитель социалистического соревнования 1975 года» возбуждаются администрацией, комитетом профсоюза и комитетом комсомола предприятия, организации, учреждения, колхоза. На представляемых к награждению составляются списки, в которых указываются фамилия, имя, отчество, выполняемая работа и краткие сведения о достигнутых трудовых показателях в социалистическом соревновании. Списки направляются в соответствующее министерство, ведомство, обл(край) исполком. Следовательно, порядок награждения трудящихся знаком «Победитель социалистического соревнования 1975 года» определялся ведомственной подчиненностью конкретной организации и ее юридическим статусом. Награждения могли быть произведены как на центральном, так и на местном уровне. В данном случае Брунова Н.Н. была награждена знаком «Победитель социалистического соревнования 1975 года» совместным решением коллегии Главприокскстроя Министерства промышленности и строительства и президиума Тульского обкома профсоюза. Как следует из Постановления коллегии Главного управления по строительству в Приокском районе и президиума Тульского областного комитета профсоюза рабочих строительства и промышленности строительных материалов «О награждении работников Главприокскстроя единым общесоюзным знаком «Победитель социалистического соревнования 1975 года» от 01.08.1975 года, полученного по запросу суда из <данные изъяты>, коллегия Главприокскстроя и президиума Тульского областного комитета профсоюза рабочих строительства и промышленности строительных материалов, отмечая достигнутые успехи в социалистическом соревновании за досрочное выполнение плана завершающего года девятой пятилетки и в связи с Днем строителя, постановила наградить единым общесоюзным знаком «Победитель социалистического соревнования 1975 года» по <данные изъяты> Брунову Н.Н.. Также в соответствии с архивной справкой от 22.02.2012 года №, полученной из <данные изъяты> по запросу суда, по документам объединенного ведомственного архива профсоюзов установлено, что Брунова Н.Н. – <данные изъяты> за достигнутые успехи в социалистическом соревновании за досрочное выполнение плана завершающего года девятой пятилетки и в связи с Днем строителя награждена единым общесоюзным знаком «Победитель социалистического соревнования 1975 года» (постановление коллегии Главного управления по строительству в Приокском районе и президиума Тульского областного комитета профсоюза рабочих строительства и промышленности строительных материалов № от 01.08.1975 года, протокол № от 30.07.1975 года заседания президиума Тульского обкома профсоюза рабочих строительства и промстройматериалов). Таким образом, суд считает установленным, что истец Брунова Н.Н. награждена ведомственным единым общесоюзным знаком отличия, награждение которым производилось на уровне Главного управления по строительству в Приокском районе и президиума Тульского областного комитета профсоюза рабочих строительства и промышленности строительных материалов от имени Министерства промышленного строительства СССР и ЦК профсоюза, за трудовые успехи и в предусмотренном законодательстве порядке. При таких обстоятельствах доводы представителя ответчика, что знак «Победитель социалистического соревнования 1975 года», которым награждена Брунова Н.Н., не является ведомственной наградой и не может служить основанием для рассмотрения вопросов о присвоении звания «Ветеран труда», являются несостоятельными, поскольку знаком «Победитель социалистического соревнования 1975 года» Брунова Н.Н., награждена уполномоченными на то органами. Хотя федеральное законодательство не содержит определения «ведомственного знака отличия в труде» и перечня таких знаков, суд приходит к выводу, что по сущностным признакам знак «Победитель социалистического соревнования 1975 года» которым награжден истец, может быть приравнен к такой награде, поскольку он присвоен за достигнутые успехи в труде в период исполнения истицей своих трудовых обязанностей. Изменение порядка применения п. 1 ст. 7 ФЗ «О ветеранах» в смысле его ограничительного толкования, носит дискриминационный характер по отношению к лицам, обращающимся в органы социальной защиты в целях присвоения звания «Ветеран труда» в настоящее время, поскольку ставит их в неравное положение с лицами, ранее уже получившими данное звание по тем же основаниям. Судом установлено, что ранее порядок учета ведомственных знаков отличия при присвоении звания «Ветеран труда» был разъяснен в совместном письме Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10.11.1995 года № 2026-ВЯ/4276/1-30. Согласно данному письму к ведомственным знакам отличия в труде следует относить: нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета бывших СССР и РСФСР, Советом Министров бывших СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывших СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства. В соответствии с совместным письмом Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10 ноября 1995 г. № 2026-ВЯ/4276/1-30 и письмом Минтруда России от 7 октября 1998 г. № 5635-КС при присвоении звания «Ветеран труда» наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации учитываются почетные грамоты, похвальные грамоты, дипломы, нагрудные знаки и значки, в перечне которых указан и знак «Победитель социалистического соревнования …. года». Одновременно Минтруд России разъяснил, что приведенный в данном письме перечень не является исчерпывающим и поэтому отказ в присвоении звания «Ветеран труда» только по причине отсутствия названия той или иной награды в этом перечне является необоснованным. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российской Федерации социальное государство - это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Все государственные органы без исключения обязаны соблюдать Конституцию РФ и не имеют права издавать законы, ущемляющие конституционные права граждан, в частности право на социальное обеспечение. Ограничительные условия противоречат ст.ст. 19, 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым все равны перед Законом, перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Из статей 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, а также положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное, «ограничительное» толкование норм Федерального закона от 12.01.1995 года, Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому нельзя назвать правомерным. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2, 57 Конституции Российской Федерации. С учетом изложенного суд считает установленным, что Брунова Н.Н., на момент обращения в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», имела необходимый трудовой стаж для назначения пенсии, и была награждена ведомственной наградой, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда». Необходимость же указания в наградных документах соответствующего решения министерства и ведомства какими-либо нормативно-правовыми актами не предусмотрена. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об отказе в присвоении Бруновой Н.Н. звания «Ветеран труда» является незаконным. В соответствии с п. 8 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО (ред. от 07.10.2008 года) «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», датой обращения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» считается дата приема территориальным органом органа исполнительной власти области по социальному развитию заявления со всеми необходимыми документами. Брунова Н.Н. обратилась с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в лице отдела социальной защиты населения по <данные изъяты> с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив для этого необходимые документы. Постановлением администрации Тульской области от 14.05.2009 № 309 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда», утвержден регламент предоставления данной государственной услуги. В соответствии с данным регламентом результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю удостоверения «Ветеран труда». Заявителями являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Тульской области, которым присвоено звание «Ветеран труда». Для получения государственной услуги заявитель подает в территориальный орган департамента социального развития Тульской области по месту жительства заявление в письменной форме (приложение № 1 к Административному регламенту) с приложением следующих документов: паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; решения о присвоении звания «Ветеран труда». В связи с этим суд считает необходимым и возможным обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выдать Бруновой Н.Н. удостоверение «Ветеран труда». Однако, поскольку обращение Бруновой Н.Н. разрешено ответчиком в установленном порядке, то есть имеется спор о праве Бруновой Н.Н. на присвоение звания «Ветеран труда», который разрешается в судебном порядке, то право на выдачу удостоверения истец приобретает по вступлению настоящего решения в законную силу. Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Истцом понесены расходы по оплате юридических услуг по составлению искового заявления в сумме 2500 рублей, данные расходы подтверждены договором от 08.02.2012 года и актом приема-передачи денежных средств от 08.02.2012 года. При определении разумности расходов истца Бруновой Н.Н. на оплату услуг представителя суд принимает во внимание характер заявленного спора, объем оказанных юридических услуг, включающий в себя составление искового заявления. Исходя из этого, суд полагает разумным возместить истцу расходы на оплату юридических услуг в сумме 500,00 руб. Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Соответственно, с ответчика необходимо взыскать расходы истца по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб. 00 коп., которые подтверждены соответствующей квитанцией. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Бруновой Н.Н. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании ответчика вынести решение о присвоении звания «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда», взыскании судебных издержек, удовлетворить частично. Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» принять решение о присвоении Бруновой Н.Н. звания «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда». Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в пользу Бруновой Н.Н. расходы по оплате юридических услуг в сумме 500 рублей и по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей, всего 700 (семьсот) рублей. В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий