РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2012 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего судьи Щербаковой Н.В.,
при секретаре Давыдовой И.В.,
с участием представителя заявителя по доверенности Рыжова Г.А., представителей заинтересованного лица администрации г.Тулы по доверенностям Комаровой С.В. и Сергеевой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Казакова В.Л. об оспаривании отказа администрации г. Тулы утвердить схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории,
у с т а н о в и л:
Казаков В.Л. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа администрации <адрес> утвердить схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории.
В обоснование своего заявления Казаков В.Л. указал, что ему на праве общей долевой собственности принадлежит 5/6 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Вышеуказанное домовладение находится на земельном участке площадью 690 кв. м, с разрешенным использованием для эксплуатации индивидуального жилого дома, что подтверждается архивной справкой ФГУП «Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное домовладение принадлежит ему на основании договора дарения доли жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, по которому ФИО безвозмездно передала ему, 1/2 доли жилого дома, с надворными постройками; решения Советского районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым, за ним признано право собственности на самовольное строение под лит. «а2», указанном в техническом паспорте; решения Советского районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствием с которым, за ним признано право собственности на пристройку (литер а3), сарай (литер Г2), баню (литер Г3), указанные в техническом паспорте.
После оформления (регистрации) в установленном порядке права собственности на домовладения им было принято решение об упорядочивании правоотношений на расположенный под домовладением земельный участок мерою 690 кв.м, а именно приобрести земельный участок, расположенный под домовладением в собственность.
С целью реализации данного намерения ДД.ММ.ГГГГ, он обратился в органы администрации города Тулы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного под домовладением.
ДД.ММ.ГГГГ официальным письмом администрации города Тулы за № ему было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку данная схема должна изготовиться неким «проектировщиком».
С указанной правовой позицией администрации города Тулы он не согласен по следующим причинам:
Ст.ст. 31, 34, 36 ЗК РФ на орган местного самоуправления возложена обязанность утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка. Данная обязанность была подтверждена правовой позицией Конституционного суда РФ в определении от 17.07.2007 года № 573-О-О.
Также Земельным кодексом Российской Федерации не установлена обязанность лиц, заинтересованных в приобретении прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, обеспечивать изготовление Схем.
Одновременно с этим действующим законодательством не определены требования к подготовке Схемы, порядку ее согласования и утверждения.
Кроме того, Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрена разработка нормативных правовых актов по вопросам подготовки Схем.
Согласно положениям ст. 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В связи с этим, соответствующие правила подготовки Схем могут быть определены субъектами Российской Федерации.
Таким образом, считает, что отказ администрации города Тулы в утверждении схемы расположения земельного участка является неправомерным.
Учитывая изложенное, просил суд признать отказ администрации города Тулы за №к от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка под домовладением по адресу: <адрес> на кадастровой карте территории незаконным.
В судебное заседание заявитель Казаков В.Л. не явился, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Рыжов Г.А. поддержал заявление по изложенным в нем обстоятельствам, дополнительно пояснив, что заявитель Казаков В.Л. не согласился с требованием администрации г. Тулы изготовить самостоятельно схему расположения земельного участка. Между тем, указанную схему он подготовил, и приложил к поданному в адрес администрации заявлению, полагая, что администрация г. Тулы данную схему утвердит в установленном законом порядке. Однако, вопрос об утверждении предоставленной схемы рассмотрен не был, что привело к существенному нарушению его прав. Просил суд признать отказ администрации города Тулы за №к от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка под домовладением по адресу: <адрес> на кадастровой карте территории незаконным.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Тулы по доверенности Комаров С.В. в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявления Казакова В.Л., и дополнительно пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ Казаков В. Л. обратился в администрацию города Тулы с заявлением о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка.
На указанное обращение администрацией города Тулы Казакову В.Л. был направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ №
Считает этот ответ соответствующим нормам действующего законодательства по следующим основаниям.
Согласно п. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с п. 2.1 разд. II «Положения о порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков па кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», утвержденного постановлением главы администрации г. <данные изъяты>Т от 12.11.2008г. № 4580, такая Схема изготавливается проектировщиком по инициативе заинтересованного юридического или физического лица и впоследствии, после ее согласования, она утверждается постановлением администрации города Тулы и выдается бесплатно.
Таким образом, после прохождения процедуры изготовления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории по адресу: <адрес>, администрация города Тулы готова выдать ее для проведения кадастровых работ (межевания) данного земельного участка с целью его дальнейшего предоставления заявителю Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области в соответствии с Законом Тульской области от 10.12.2008г. № 1168-ЗТО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Тульской области - городе Туле».
Заявление Казакова В.Л., поступившее в администрацию г. Тулы ДД.ММ.ГГГГ, было истолковано дословно, и, поскольку заявитель ставил вопрос о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка под домовладением по адресу: <адрес> на кадастровой карте территории, а обязанность по подготовке схемы на администрацию г. Тулы законом не возложена, ему была разъяснена необходимость ее подготовки.
На основании изложенного, учитывая необоснованность доводов заявителя, сделанных лишь из-за неверного толкования норм права, считает требования, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Тулы по доверенности Сергеева Я.В. поддержала возражения Комарова С.В.
Суд, выслушав объяснения представителя заявителя Казакова В.Л. по доверенности Рыжова Г.А., представителей заинтересованного лица администрации г. Тулы по доверенностям Комарова С.В. и Сергеевой Я.В., исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии со ст. 37 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судом Казакову В.Л. на праве собственности принадлежит 5/6 долей домовладения, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора дарения доли жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, решения Советского районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Тульской области.
Вышеуказанное домовладение расположено на земельном участке по фактическому пользованию площадью 700 кв.м.
В соответствии с кадастровым паспортом территории от ДД.ММ.ГГГГ № государственный кадастровый учет земельного участка по адресу <адрес> не осуществлен. Данный факт стороны в судебном заседании не оспаривали.
Как следует из заявления Казакова В.Л., направленного ДД.ММ.ГГГГ в администрацию г. Тулы он просил администрацию г. Тулы подготовить и утвердить схему расположения земельного участка, расположенного под жилым домом № по ул. <адрес> на кадастровом плане или кадастровой карте г. Тулы. В качестве приложения к указанному заявлению значится схема расположения земельного участка, расположенного под жилым домом № по ул. <адрес> на кадастровом плане территории.
Письмом администрации г. Тулы №-к от ДД.ММ.ГГГГ Казакову В.Л. было указано на то, что поскольку он просил подготовить и утвердить схему расположения земельного участка, на данное заявление администрация г. Тулы вынуждена ответить отказом, поскольку орган местного самоуправления не готов подготовить схему расположения земельного участка, так как этим не занимается. Казаков В.Л. был проинформирован о том, что схему расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории он может заказать самостоятельно за свой счет в специализированной организации (ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ, ГУП ТО «Тулземкадастр», МУП «Центр ГиЗг. Тулы» и т.п.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что администрация г. Тулы фактически не рассмотрела заявления Казакова В.Л., хотя ч. 7 ст. 36 ЗК РФ обязывает рассмотреть данное заявление в течении месяца. Кроме того, данное письмо обязывает Казакова В.Л. для рассмотрения его заявления предоставить дополнительные документы, тогда как вышеуказанная норма закона не обязывает граждан предоставлять какие-либо еще документы кроме заявления.
Как было установлено судом земельный участок по адресу <адрес> не поставлен на кадастровый учет. Казаков В.Л. как один из сособственников домовладения расположенного на данном земельном участке имеет право на обращение в орган местного самоуправления с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка. Иных оснований для утверждения и выдачи схемы земельного участка кроме заявления заинтересованного лица Земельным Кодексом РФ не предусмотрено.
Довод представителя заинтересованного лица администрации г. Тулы о том, что заявление Казакова В.Л. не соответствует «Положению о порядке утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории», утвержденного постановлением главы администрации г. Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно содержит вопрос подготовки схемы расположения земельного участка, подлежит отклонению, поскольку данное положение противоречит ч.7 ст. 36 ЗК РФ, которой предусмотрена лишь подача заявления заинтересованным лицом.
Данным положением регламентируется лишь порядок утверждения, согласования и выдачи заинтересованным лицам схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории (в зависимости от того, какой из документов - кадастровая карта или кадастровый план - выбран в качестве основы для изготовления данной схемы), а также она содержит рекомендации по их изготовлению (п.1.3 вышеуказанного положения).
Кроме того, к своему заявлению Казаков В.Л. приложил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая была изготовлена проектировщиком на основании сведений Федеральной кадастровой палаты и сведениями федерального органа. Вопрос об утверждении предоставленной схемы при рассмотрении заявления Казакова В.Л. разрешен не был.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о незаконности отказа администрации г. Тулы за №к от ДД.ММ.ГГГГ утвердить схему расположения земельного участка по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории и считает необходимым и возможным обязать администрацию г. Тулы рассмотреть заявление Казакова В.Л. от ДД.ММ.ГГГГ по существу.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
заявление Казакова В.Л. об оспаривании отказа администрации г. Тулы утвердить схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации г. Тулы за № от ДД.ММ.ГГГГ утвердить схему расположения земельного участка по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории.
Обязать администрацию г. Тулы рассмотреть заявление Казакова В.Л. от ДД.ММ.ГГГГ о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка в соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного Кодекса РФ.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий