о признании права на меры социальной поддержки



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 марта 2012 года                            город Тула

Центральный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего Щербаковой Н.В.,

при секретаре Давыдовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каримова Р.Р. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», Департаменту социального развития Тульской области о признании права на получение меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение),

установил:

Каримов Р.Р. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», Департаменту социального развития Тульской области о признании права на получение меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).

В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что он является пенсионером МВД РФ по выслуге лет.

С ДД.ММ.ГГГГ он является ветераном военной службы.

ДД.ММ.ГГГГ ему было присвоено звание «Ветеран труда» и выдано соответствующее удостоверение.

В целях реализации права как ветераном труда на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных услуг, предусмотренной Законом Тульской области от 28.12.2004 года (с изменениями, внесенными Законом Тульской области от 18.10.2011 года № 1658-ЗТО) № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», он обратился к ответчику с письменным заявлением, однако в назначении указанной меры социальной поддержки ему было отказано.

Ссылаясь на незаконность отказа ответчика, истец просит признать его право на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление ( теплоснабжение) и обязать ответчика назначить ему указанные меры социальной поддержки с момента его обращения.

В судебном заседании истец Каримов Р.Р. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика – Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Гусева Т.А. в судебном заседании исковые требования Каримова Р.Р. не признала и просила в их удовлетворении отказать, указав, что истец как ветеран боевых действий является получателем ежемесячной денежной выплаты в соответствии со ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и ежемесячной денежной выплаты в размере 50 % на расходы по оплате занимаемой общей площади жилых помещений в соответствии со ст. 16 указанного Федерального закона, в связи с чем, действие Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» на него не распространяется (п. 2 ст. 7 и п. 4 ст. 8 названного Закона).

Представитель ответчика – Департамента социального развития Тульской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента социального развития Тульской области.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика – ГУ ТО УСЗН г. Тулы по доверенности Гусевой Т.А., исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Судом достоверно установлено, что Каримов Р.Р. является пенсионером за выслугу лет МВД с ДД.ММ.ГГГГ ( удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11)), имеет удостоверение «Ветеран труда» от ДД.ММ.ГГГГ серии (л.д. 12), удостоверение «Ветеран боевых действий» серии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-23).

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Каримов Р.Р. в целях реализации им как ветераном труда права на предоставление меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, обратился с соответствующим заявлением в орган социальной защиты населения (л.д. 7).

Однако решением ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» № 441 от 28.09.2011 года в предоставлении указанной меры социальной поддержки ему было отказано (л.д. 5).

Оценивая доводы истца о незаконности отказа органа социальной защиты населения Тульской области в назначении ему ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, как ветерану труда, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан, отнеся это правовое регулирование к полномочиям законодателя, который вправе осуществлять выбор тех или иных мер социальной защиты, определять круг получателей, порядок и условия их предоставления.

Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

Действуя в пределах предоставленных полномочий в сфере социальной защиты, законодатель, создавая единую систему социальной защиты, определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, и установил конкретные меры социальной поддержки.

В частности, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда в статье 1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены категории ветеранов и правовые гарантии их социальной защиты в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, к числу которых отнесены ветераны боевых действий и ветераны труда.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

Согласно ст. 13 названного Федерального Закона социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

Как установлено по делу, истец является ветераном боевых действий и ветераном труда, что подтверждается имеющимися в деле копиями указанных удостоверений.

Из положений статей 16, 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) усматривается, что федеральный законодатель ветеранам боевых действий в числе других мер социальной поддержки предоставил право на такие меры, как оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, включая членов семей ветеранов боевых действий, совместно с ним проживающих, и в виде ежемесячной денежной выплаты.

В соответствии со ст. 22 указанного закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

В соответствии со ст. ст. 3, 7 указанного Закона Тульской области ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также в виде ежемесячной денежной выплаты.

Из изложенного следует, что истец имеет право на получение мер социальной поддержки по двум основаниям, то есть как ветеран боевых действий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и как ветеран труда по условиям и нормам Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Однако в пункте 3 статьи 13 Федерального закона «О ветеранах» законодатель закрепил в качестве условия предоставления ветеранам мер социальной поддержки необходимость выбора ветераном одного из оснований предоставления социальной поддержки при наличии у него права на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Частью 4 статьи 8 указанного Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (в ред. Закона Тульской области от 18.10.2011 г. № 1658-ЗТО) предусмотрено, что если гражданин имеет право на получение мер социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно по другому нормативному правовому акту, социальная поддержка предоставляется либо по настоящему Закону, либо по другому нормативному правовому акту по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Данная правовая норма, указывающая на недопустимость одновременного предоставления мер социальной поддержки по федеральному и региональному законодательству, в установленном законом порядке недействительной или не подлежащей применению на момент разрешения данного спора не признана.

Между тем, по делу бесспорно установлено, что истец, как ветеран боевых действий, реализовал свое право выбора на получение мер социальной поддержки в рамках Федерального закона «О ветеранах», о чем свидетельствует факт получения им ежемесячной денежной выплаты согласно ст. 23.1 названного закона, а также ежемесячной денежной выплаты в размере 50 % на расходы по оплате занимаемой общей площади жилых помещений в соответствии со ст. 16 указанного закона, что исключает его право на получение им мер социальной поддержки как ветерана труда по условиям и нормам указанного выше Закона Тульской области.

Более того, в ходе судебного разбирательства по делу истец Каримов Р.Р. указал на то, что он не намерен отказываться от получения такой меры социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата согласно ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах».

Доводы же истца о том, что он имеет право на предоставление ему меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление по условиям и нормам Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», при одновременном предоставлении ему меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты согласно ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах», суд, при указанных выше обстоятельствах, не может отнести к числу состоятельных, поскольку они основаны на ошибочном толковании положений названных выше нормативных правовых актов, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения.

По изложенным мотивам суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Каримова Р.Р. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», Департаменту социального развития Тульской области о признании права на получение меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение) отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий