Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 марта 2012 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Щербаковой Н.В.,
при секретаре Давыдовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Полдушевой Т. к Управлению Федеральной миграционной службы России по Тульской области о признании права на временное проживание на территории Российской Федерации, понуждении принять документы для получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации,
установил:
Полдушева Т. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной миграционной службы России по Тульской области о признании права на временное проживание на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований Полдушева Т. указала на то, что является гражданской Украины, с ДД.ММ.ГГГГ она состоит в браке с гражданином Российской Федерации Полдушевым ФИО ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, проживающим в указанном поселке по адресу: <адрес>.
От данного брака у них родился совместный сын ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Кроме того, у истицы от первого брака есть дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, удочеренная ФИО
В апреле 2009 года истица после зачатия второго ребенка узнала о наличии у нее ВИЧ-инфекции, в связи с чем, она была принята на диспансерный учет.
В связи с тяжелым материальным положением Подушева Т. и Полдушев А.В. переехали жить к родителям мужа в Тульскую область по адресу: <адрес>.
При обращении истицы в ГУЗ ТО «Тульский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» Полдушевой Т. было отказано в наблюдении, так как она не является гражданином РФ, не имеет разрешение на временное проживание на территории РФ.
Просила признать за ней право на временное проживание на территории Российской Федерации.
Протокольным определением Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области, Государственное учреждение здравоохранения Тульской области «Тульский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями».
В судебном заседании истец Полдушева Т. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить. В обоснование заявленных требований истица ссылалась на тот факт, что она въехала на территорию РФ на постоянное жительство в 2007 году. В 2008 году она создала семью – вступила в брак с Полдушевым А.В. Ее дочь от первого брака Таркан М.А. удочерена ее супругом Полдушевым А.В. В настоящее время ею были поданы документы на приобретение Таркан М.А. российского гражданства. Совместный с Полдушевым А.В. сын Полдушев Т.А. является гражданином РФ. Члены ее семьи проживают по адресу: <адрес>. Желание проживать на территории Российской Федерации обусловлено желанием находиться со своей семьей, участвовать в воспитании детей, получить образование и работать. В Украине близкие родственные связи у нее уже не остались. Ее отец ФИО1 гражданин РФ, уроженец <адрес>, умер в ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО2, гражданка Украина, переезжает на постоянное жительство к сестре ФИО3, гражданке РФ, проживающей в <адрес>. Уточнив заявленные требования, просила суд признать за ней – Полдушевой Т. право на временное проживание на территории Российской Федерации, обязать Управление Федеральной миграционной службы России по Тульской области принять документы Полдушевой Т. для получения разрешения на временное проживание.
Представитель ответчика УФМС России по Тульской области по доверенности Богословская Е.И. иск не признала, просила в его удовлетворении отказать в связи с тем, что наличие у истца диагноза «ВИЧ-инфекция» является основанием для отказа в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.
Представитель третьего лица Государственного учреждения здравоохранения Тульской области «Тульский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» по доверенности Кочетова В.В. в судебном заседании заявленные требования Полдушевой Т. поддержала, просила суд разрешить вопрос о признании за ней права на временное проживание на территории Российской Федерации, исходя из интересов пациентки, желающей воссоединиться с семьей. В случае принятия решения о предоставлении Полдушевой Т. права на проживание на территории РФ она будет принята на диспансерный учет, обследована, в случае необходимости ей будет предоставлена медицинская помощь. Выставленный Полдушевой Т. диагноз «ВИЧ-инфекция» является предварительным, его уточнение возможно лишь после обследования пациента. Заболевание протекает в латентной форме, внешних проявлении не имеет.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области по доверенности Мосина А.М. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Таркан (Полдушева) Т. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Украины.
В настоящее время Полдушева Т. является гражданином Украины, что подтверждается паспортом на ее имя №, выданным ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32-35).
ДД.ММ.ГГГГ Таркан (Полдушева) Т. зарегистрировала брак с гражданином России ФИО, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26).
От предыдущего брака у Полдушевой Т. есть дочь – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении серии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 63).
Решением Котовского горрайонного суда Одесской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 лишен родительских прав в отношении ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением Одоевского районного суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО удочерил ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Указанные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства об удочерении серии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40), копией решения Одоевского районного суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29-31).
С февраля 2002 года ФИО4 является инвалидом детства, что подтверждается медицинским заключением № от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ у Полдушевой Т. и ФИО родился сын ФИО6, что подтверждается свидетельством о рождении серии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27).
В настоящее время Полдушева Т. проживает на территории РФ, до ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту пребывания в г. Москва.
В апреле 2009 года после зачатия второго ребенка истица узнала о наличии у нее ВИЧ-инфекции.
ДД.ММ.ГГГГ Полдушева Т. была направлена на госпитализацию в Московский городской центр по борьбе и профилактике СПИД.
После рождения сына – ФИО6 в связи с тяжелым материальным положением Подушева Т. и ее муж ФИО переехали жить к родителям мужа в Тульскую область по адресу: <адрес>.
Как следует из свидетельства о регистрации по месту жительства № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданин РФ, зарегистрирован по месту жительства по адресу: РФ, <адрес> (л.д. 64).
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наблюдается в МГЦ-СПИД, диагноз – «неокончательный тест на ВИЧ» (л.д. 38).
В настоящее время ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, снят с учета в МГЦ-СПИД, в связи с тем, что диагноз «ВИЧ-инфекция» не подтвердился.
У ФИО, мужа истицы, антитела и антигены к ВИЧ не обнаружены, что подтверждается исследованием Клинико-диагностической лаборатории от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39).
ДД.ММ.ГГГГ Полдушева Т. обратилась в отделение УФМС России по Тульской области в <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации без учета квоты, установленной на 2011 год (л.д. 69-72).
Заключением Управления Федеральной миграционной службы России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ Полдушевой Т.А. отказано в выдаче разрешения на временное проживание на территории РФ на основании п.п. 13 п.1 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в связи с выявлением у нее ВИЧ - инфекции.
Суд находит доводы представителя ответчика Управления Федеральной миграционной службы России по Тульской области о законности принятого решения в отношении Полдушевой Т. обоснованными.
Так, согласно статье 6.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 г. №115-ФЗ иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязан представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание: документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), - в течение тридцати суток со дня подачи им заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ).
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции при получении заявления иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, о выдаче ему разрешения на временное проживание направляет запросы в орган безопасности, налоговый орган, орган здравоохранения, которые обязаны в течение одного месяца со дня получения соответствующего запроса предоставить указанному территориальному органу информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание либо являющихся основанием для аннулирования ранее выданного ему разрешения на временное проживание.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2003 года N 188 «О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации» болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), включена в Перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации.
Как усматривается из представленной медицинской документации, Полдушевой Т. установлен диагноз «ВИЧ-инфекция» (л.д. 76-77).
На основании ч. 2 ст. 7, ч. 2 ст. 17, ст. 41 Конституции Российской Федерации к числу конституционно защищаемых ценностей относится здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством.
Согласно Федеральному закону от 30.03.1995 года «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека, приобретает массовое распространение во всем мире, остается неизлечимым и приводит к неотвратимому смертельному исходу, вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия для Российской Федерации, создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества, что вызывает необходимость защиты прав и законных интересов населения и применения своевременных эффективных мер комплексной профилактики этого заболевания.
Данный Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, на находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе постоянно проживающих в Российской Федерации (статья 3), устанавливает гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ - инфицированных граждан Российской Федерации (статья 5), условия въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства (статья 10) и последствия выявления ВИЧ-инфекции (статья 11). К числу таких последствий (п.2 статья 11) относится депортация из Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.
При этом согласно п. 13 ст.7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция).
Федеральный законодатель, таким образом, исходя из конституционно значимых целей и с учетом конституционно защищаемых ценностей (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации), основой которых является право на охрану государством здоровья граждан, может ограничить федеральным законом право на проживание в Российской Федерации иностранных граждан, инфицированных ВИЧ-инфекцией.
При таких обстоятельствах нельзя сделать вывод о том, что оспариваемые Полдушевой Т. решения, а также отказ в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации не соответствует вышеприведенным нормам и положениям законодательства Российской Федерации, определяющих правовое положение иностранного гражданина в России.
Вместе с тем, согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 февраля 1998 года N 6-П по делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР», из данной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 17 (часть 2) и другими статьями, касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина Российской Федерации, то есть возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами.
С учетом этого в Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства должны быть гарантированы права в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защита от дискриминации при уважении достоинства личности согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 7; статья 17, часть 1; статья 19, часть 2; статья 21; статья 38, части 1 и 2; статья 41, часть 1, Конституции Российской Федерации).
В Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 27 июня 2001 года, подтверждается ключевая роль, которую играет семья в уходе за лицами, затрагиваемыми и инфицированными ВИЧ/СПИДом, в их поддержке и лечении, и констатируется необходимость принятия к 2003 году соответствующего законодательства и иных мер для ликвидации всех форм дискриминации в отношении лиц, инфицированных ВИЧ/СПИДом, для обеспечения полного осуществления ими прав человека, в частности доступа к образованию, правам наследования, трудоустройству, охране здоровья, социальным и медицинским услугам, поддержке, лечению и правовой защите при соблюдении принципов конфиденциальности и неприкосновенности частной жизни, а также разработки стратегии борьбы с клеймением и социальной изоляцией, связанными с эпидемией.
В Руководящих принципах по обеспечению уважения прав человека в связи с ВИЧ/СПИДом, принятых второй Международной консультацией по ВИЧ/СПИДу и правам человека, созванной Верховным комиссаром ООН по правам человека и Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) в Женеве 23 - 25 сентября 1996 года, отмечается, что международное право гарантирует право на равную защиту закона и свободу от дискриминации по каким бы то ни было признакам - таким как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное, сословное или иное положение; Комиссия по правам человека подтвердила, что выражение «иное положение», содержащееся в текстах международных договоров о правах человека, касающихся недискриминации, следует толковать как охватывающее состояние здоровья, включая ВИЧ/СПИД (резолюции 1995/44 от 3 марта 1995 года и 1996/43 от 19 апреля 1996 года); признанию семьи основной ячейкой общества препятствует политика, имеющая своим последствием отрицание единства семьи; при рассмотрении заявлений на въезд в страну гуманитарные соображения, такие как воссоединение семьи и необходимость в убежище, должны превалировать над экономическими.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право каждого на уважение его личной и семейной жизни (пункт 1), при этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (пункт 2).
В делах о высылке ВИЧ-инфицированных иностранных граждан Европейский Суд по правам человека демонстрирует гибкость и индивидуальный подход, имея в виду возможности системы здравоохранения страны гражданства заявителя и стадию заболевания, на которой высылка заявителя из страны вступала бы в противоречие с требованиями статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, содержащей запрет на бесчеловечное и унижающее достоинство обращение (Постановление от 21 апреля 1997 года по делу "Д. против Великобритании"). Суд отмечал, что право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое не гарантируется Конвенцией, однако высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции (Постановление от 18 февраля 1991 года по делу "Мустаким (Moustaquim) против Бельгии"). Ввиду того, что решения Договаривающихся государств о депортации иностранцев могут препятствовать реализации права, защищаемого пунктом 1 статьи 8 Конвенции, данная мера должна быть необходимой в демократическом обществе, т.е. оправданной крайней необходимостью, и в особенности - соразмерной преследуемой цели (Постановление от 6 февраля 2003 года по делу "Якупович (Jakupovic) против Австрии").
Конституция Российской Федерации предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).
Из вышеизложенного следует, что при наличии коллизии между равно защищаемыми конституционно значимыми ценностями правоохранительные органы и суды при решении вопроса о временном проживании лица, имеющего заболевание, вызванное вирусом иммунодефицита человека, на территории Российской Федерации вправе учитывать фактические обстоятельства конкретного дела, исходя из гуманитарных соображений.
Исходя из установленных обстоятельств, требований закона, гуманитарных соображений, с учетом того, что Полдушева Т. в настоящее время проживает на территории Российской Федерации, где также проживает ее муж – гражданин РФ, двое ее детей, один из которых также является гражданином РФ, проходит обучение в Российской государственном аграрном заочном университете, состояние здоровья Полдушевой Т., суд признает данные обстоятельства исключительными и заслуживающими внимания при решении вопроса о выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, в связи с чем, приходит к выводу о возможности и необходимости выдачи Полдушевой Т. разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.
Также же, суд считает необходимым и возможным обязать Управление Федеральной миграционной службы России по Тульской области принять документы Полдушевой Т. для получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Полдушевой Т. к Управлению Федеральной миграционной службы России по Тульской области о признании права на временное проживание на территории Российской Федерации удовлетворить.
Признать за Полдушевой Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, Украины, гражданки Украины, право на временное проживание на территории Российской Федерации.
Обязать Управление Федеральной миграционной службы России по Тульской области принять документы Полдушевой Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, Украины, гражданки Украины, для получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий