Дело № 2-965/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 апреля 2012 года город Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Жигулиной М.А.,
при секретаре Орловой Е.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора Центрального района г.Тулы Габреляна Р.А., представителя ответчика - Управления федеральной миграционной службы по Тульской области по доверенности Богословской Е.И., представителя ответчика УФПС Тульской области Филиал ФГУП «Почта России» по доверенности Родичкиной А.И., представителя ответчика Рахимова И.С., назначенного в порядке ст. 50 ГПК РФ, по ордеру адвоката Карасевой А.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-964/12 по иску прокурора Центрального района г.Тулы в интересах Российской Федерации к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» в лице его филиала Управления федеральной почтовой связи Тульской области, Управлению федеральной миграционной службы по Тульской области, Рахимову И.С. о признании действий по принятию уведомления о прибытии иностранного гражданина незаконными, признании незаконной отметки о постановке на миграционный учет, обязании снять с миграционного учета,
установил:
прокурор Центрального района г.Тулы обратился в суд в интересах Российской Федерации к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» в лице его филиала Управления федеральной почтовой связи Тульской области, Управлению федеральной миграционной службы по Тульской области о признании действий по принятию уведомления о прибытии иностранного гражданина незаконными, признании незаконной постановки на миграционный учет, обязании снять с миграционного учета, указав в обоснование заявленных требований, что в соответствии со ст. ст. 20, 21, 22 Федерального закона № 109-ФЗ от 18.07.2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ № 9 от 15.01.2007 года утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Согласно п.п. 21, 22, 23, 25, 26, 27, 28 указанных Правил основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее - уведомление о прибытии). Принимающей стороной в установленные Федеральным законом сроки уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно либо направляться почтовым отправлением.
При этом законом предусмотрено, что уведомление о прибытии иностранного гражданина по месту пребывания должна представлять в органы почтовой связи принимающая сторона после проверки сведений о личности этого иностранного гражданина.
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Центрального района г. Тулы поступило обращение заместителем начальника отдела УФМС России по Тульской области в г. Туле ФИО7 о незаконном пребывании в Российской Федерации иностранных граждан.
По результатам проведенной проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ оператором связи почтового отделения № УФПС Тульской области филиала ФГУП «Почта России», расположенного по адресу: <адрес>, ФИО8 было принято уведомление о прибытии в место пребывания гражданина <адрес> Рахимова И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Принимающей стороной в данном уведомлении была указана Борисова Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: <адрес>. Факт принятия уведомления подтвержден печатью почтового отделения № и подписью оператора связи ФИО8
Также проверкой установлено, что принимающая сторона – Борисова Г.В. по учетам ОАСР УФМС России по Тульской области значится зарегистрированной по адресу <адрес>. Из полученных у Борисовой Г.В. объяснений усматривается, что она не осуществляла постановку на миграционный учет иностранных граждан, свою подпись о достоверности представленных сведений и согласии на временное нахождение у нее иностранного гражданина не ставила.
Опрошенная по данному факту оператор связи ФИО8, пояснила, что принимала вышеуказанное уведомление от Рахимова И.С. в отсутствие принимающей стороны – Борисовой Г.В.
С учетом изложенного прокурор просил признать действия ФГУП «Почта России» в лице его филиала УФПС Тульской области по принятию уведомления о прибытии гражданина <адрес> Рахимова И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по месту пребывания незаконными; признать отметку в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина <адрес> Рахимова И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в место пребывания организации почтовой связи незаконной; обязать УФМС по Тульской области снять с миграционного учета по месту пребывания (<адрес>) гражданина <адрес> Рахимова И.С..
Определением суда от 24.02.2012 года Рахимов И.С. привлечен к участию в деле в качестве соответчика.
В судебном заседании:
Представитель истца – помощник прокурора Центрального района г. Тулы – Габрелян Р.А. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика УФПС Тульской области Филиал ФГУП «Почта России» – по доверенности Родичкина А.И., не возражала против удовлетворения заявленных требований, подтвердив изложенные в иске обстоятельства, которые также были установлены в ходе служебной проверки факта данного нарушения в ОПС №.
Представитель ответчика Управления федеральной миграционной службы по Тульской области по доверенности Богословская Е.И. с исковыми требованиями согласилась частично, возражала против удовлетворения исковых требований об обязании УФМС по Тульской области снять с миграционного учета указанного гражданина по месту пребывания.
В обоснование возражений пояснила, что по имеющимся в УФМС по Тульской области сведениям Рахимов И.С. находился на территории Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом имеются сведения в указанный период о месте его пребывания: <адрес>, принимающей стороной является организация – <данные изъяты>. Имеются сведения о его выезде за пределы Российской Федерации после ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ неоднократно выезжал и въезжал в Российскую Федерацию, последним известным местом его пребывания значится адрес: <адрес>, однако установить фактическое место пребывания иностранного гражданина на данный момент не представилось возможным. В связи с изложенными обстоятельствами гражданин <данные изъяты> Рахимов И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в <данные изъяты> году снят с миграционного учета по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Привлеченный судом в качестве соответчика Рахимов И.С. не явился, место его нахождения суду не известно. Определением суда от 19.03.2012 года ему назначен адвокат в порядке ст. 50 ГПК РФ.
Адвокат, назначенный ответчику судом, Карасева А.Т., исковые требования не признала, просила суд в удовлетворении требований прокурора Центрального района г. Тулы отказать, по тем основаниям, что согласно объяснениям сотрудника почтовой связи он лично являлся в отделение почтовой связи, предъявлял свои документы для ознакомления.
Третье лицо Борисова Г.В., привлеченная к участию в деле определение суда от 24.02.2012 года, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в телефонограмме от ДД.ММ.ГГГГ просила рассмотреть дело в ее отсутствие, пояснив, что Рахимова И.С. никогда не видела, действия по постановке его на миграционный учет производились без ее участия.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения присутствующих лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
В ходе разрешения спора по существу, судом установлено, что гражданин <адрес> Рахимов И.С. прибыв в Российскую Федерацию с частной целью визита ДД.ММ.ГГГГ, на основании уведомления о прибытии иностранного гражданина был поставлен на миграционный учет по месту регистрации по месту жительства принимающей стороны Борисовой Г.В. по адресу: <адрес> (л.д. 18).
В соответствии со ст. ст. 11, 12 Федерального закона № 109-ФЗ от 18.07.2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации. Иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять отдельные полномочия в области миграционного учета в соответствии с законодательством Российской Федерации. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляет, в том числе, следующие полномочия: регистрация иностранных граждан по месту жительства и учет иностранных граждан по месту пребывания; проставление отметки о регистрации иностранного гражданина по месту жительства в учетных документах органа миграционного учета, в виде на жительство или в разрешении на временное проживание иностранного гражданина; внесение в государственную информационную систему миграционного учета сведений о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания; контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета.
Согласно ст. 2 указанного закона местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) для целей названного закона признается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Миграционный учет имеет уведомительный характер, за исключением случаев, предусмотренных федеральным конституционным законом или федеральным законом.
Порядок уведомления при постановке на миграционный учет иностранных граждан установлен Постановлением Правительства РФ № 9 от 15.01.2007 года, которым утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Согласно п.п. 21, 22, 23, 25, 26, 27, 28 указанных Правил основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее - уведомление о прибытии). Принимающей стороной в установленные Федеральным законом сроки уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно либо направляться почтовым отправлением.
Оспаривая законность действий УФПС Тульской области – Филиала ФГУП «Почта России» по принятию уведомления о прибытии иностранного гражданина и требуя обязать УФМС по Тульской области снять Рахимова И.С. с миграционного учета по месту пребывания, прокурор Центрального района г. Тулы, действует в пределах процессуальных правомочий, предоставленных ст. 45 ГПК РФ.
Из письма заместителя начальника отдела УФМС России по Тульской области в г. Туле ФИО7, адресованного прокурору Центрального района г. Тулы ДД.ММ.ГГГГ следует, что сотрудниками отделения иммиграционного контроля ОУФМС России по Тульской области в г. Туле ДД.ММ.ГГГГ выявлено <данные изъяты> фактов организации незаконного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, в том числе, Рахимова И.С. (л.д.11-13).
В частности, в ходе проведенной миграционной службой проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ оператором связи почтового отделения № УФПС Тульской области филиала ФГУП «Почта России», расположенного по адресу: <адрес>, ФИО8 было принято уведомление о прибытии в место пребывания гражданина <адрес> Рахимова И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Принимающей стороной в данном уведомлении была указана Борисова Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: <адрес>. Факт принятия уведомления подтвержден печатью почтового отделения № и подписью оператора связи ФИО8
Из полученных у Борисовой Г.В. ДД.ММ.ГГГГ объяснений следует, что она не подписывала уведомление о прибытии иностранного гражданина ФИО12, не осуществляла постановку на миграционный учет данного иностранного гражданина, он никогда у нее не проживал, ей не известен (л.д. 24-25).
Опрошенная по данному факту ДД.ММ.ГГГГ оператор связи ФИО8, пояснила, что принимала вышеуказанное уведомление от Рахимова И.С. в отсутствие принимающей стороны, что подтверждено ее письменными объяснениями (л.д. 20-23).
В соответствии с п.п. 25-28 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 9 от 15.01.2007 года, принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии.
Иностранный гражданин для заполнения бланка уведомления о прибытии предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, миграционную карту (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина) и (или) вид на жительство либо разрешение на временное проживание (для постоянно либо временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина).
Лицо, подающее уведомление о прибытии в организацию федеральной почтовой связи, обязано представить документ, удостоверяющий его личность.
При поступлении такого уведомления в органы почтовой связи оно подлежит направлению в орган миграционной службы, который в свою очередь заполняет форму отметки о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания (далее - отметка о приеме уведомления), и проставляет в отрывной части бланка уведомления о прибытии соответствующую отметку о принятии уведомления.
Данный порядок определен Административным регламентом по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации, утвержденным приказом № 159 от 06.07.2009 года Федеральной миграционной службы, зарегистрированным в Минюсте РФ 27 августа 2009 года приказ № 14635.
Следовательно, порядок приема уведомления о прибытии гражданина <адрес> Рахимова И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был нарушен сотрудником органа почтовой связи, что в свою очередь привело к незаконной постановке отметки органом миграционной службы о принятии уведомления о прибытии Рахимова И.С. в место пребывания.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Центрального района г. Тулы в части признания действий Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице его филиала Управления федеральной почтовой связи Тульской области по принятию уведомления о прибытии иностранного гражданина незаконными, признания незаконной отметки о постановке на миграционный учет не вступают в противоречие с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и подлежат удовлетворению.
Разрешая исковые требования прокурора Центрального района г. Тулы об обязании Управления федеральной миграционной службы по Тульской области снять с миграционного учета Рахимова И.С., суд приходит к следующему.
Статьей 23 Федерального закона № 109-ФЗ от 18.07.2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» предусмотрены случаи снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания по решению органа миграционной службы.
Согласно положениям п. 1 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 23 названного закона снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в случае постановки иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания, осуществляется органом миграционного учета после получения сведений о постановке данного иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания.
Из представленного досье иностранного гражданина следует, что органом миграционного учета получены сведения о том, что Рахимов И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ вновь учтен по месту пребывания на территории России по иному адресу.
Как следует из объяснений представителя ответчика Управления федеральной миграционной службы по Тульской области по доверенности Богословской Е.И. Рахимов И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставленный ДД.ММ.ГГГГ на миграционный учет в Тульской области по адресу: <адрес>, снят с миграционного учета по месту пребывания.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства по правилам ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором исковых требований в указанной части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Центрального района г. Тулы заявленные в интересах Российской Федерации удовлетворить частично.
Признать действия Управления федеральной почтовой связи Тульской области – филиала ФГУП «Почта России» по принятию уведомления о прибытии гражданина <адрес> Рахимова И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по месту пребывания незаконными.
Признать отметку в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина <адрес> Рахимова И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в место пребывания, организации почтовой связи – незаконной.
В удовлетворении иска в части требований обязать Управление федеральной миграционной службы по Тульской области снять с миграционного учета по месту пребывания (<адрес>) Рахимова И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.
Судья: