12.04.2012 г. по иску Лаврушина Н.Н. об обязании предоставить жилое помещение



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 апреля 2012 года                                                                                                     г. Тула

Центральный районный суд г.Тулы в составе

председательствующего Жигулиной М.А.,

при секретаре Орловой Е.В.,

с участием представителя истца Лаврушина Н.Н. по доверенности Орехова В.В., представителя ответчика Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству по доверенности Богданова С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-992/12 по иску Лаврушина Н.Н. к Правительству Тульской области, Открытому акционерному обществу «Тульский оружейный завод», Комитету Тульской области по семейно и демографической политике, опеке и попечительству о признании за ним статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязании Правительства Тульской области внести его в списки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилого помещения, подлежащего обеспечению жилым помещением, предоставить жилое помещение,

установил:

Лаврушин Н.Н. обратился в суд с иском к Правительству Тульской области, Открытому акционерному обществу «Тульский оружейный завод», Комитету Тульской области по семейно и демографической политике, опеке и попечительству о признании за ним статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязании Правительства Тульской области внести его в списки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилого помещения, подлежащего обеспечению жилым помещением, предоставить жилое помещение.

В обоснование исковых требований указал, что в ДД.ММ.ГГГГ году его родители были лишены родительских прав по решению Щекинского городского суда Тульской области, затем он воспитывался в детском доме <адрес>. Из которого был переведен в <данные изъяты> школу-интернат <адрес>, в которой обучался с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года и находился на полном государственном обеспечении.

Полагает, что в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По окончании обучения в ДД.ММ.ГГГГ года был принят в цех <данные изъяты> на Тульский оружейный завод, где и работает по настоящее время. При трудоустройстве на Тульский оружейный завод им были поданы: справка о том, что он является воспитанником <данные изъяты> школы-интерната <адрес>, заявление о постановке его на очередь на получение жилья. В этом же году администрацией Тульского оружейного завода ему было предоставлено койко-место в общежитии Тульского оружейного завода расположенного по адресу; <адрес>, и обещано в течении полугода предоставить жилье по социальным нормам. До настоящего времени вопрос о предоставлении ему жилья не решен. Закрепленного жилого помещения по договору социального найма не имеет.

Органы опеки и попечительства в отношении него не выполнили своей обязанности и не проконтролировали постановку его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в установленные законом порядке и сроки, чем нарушили его права.

Считает, что является нуждающимся в предоставлении жилого помещения, и имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

Ссылаясь на положения ст.ст. 29, 37, 47 Жилищного кодекса РСФСР, ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, указал на наличие у ответчиков обязанности предоставить ему жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма.

Поскольку ответчики не признают его лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, просил: признать за ним статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилого помещения, подлежащего обеспечению жилыми помещением; обязать Правительство Тульской области внести его в списки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как не имеющего закрепленного жилого помещения, подлежащего обеспечению жилыми помещением; предоставить ему жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной квартиры, пригодной для заселения и проживания общей площадью не менее 33 квадратных метров.

В судебном заседании:

Истец Лаврушин Н.Н. не явился, извещен, в адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца по доверенности Орехов В.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить. Дополнительно пояснил, что родители истца лишены родительских прав в ДД.ММ.ГГГГ году по решению Щекинского городского суда Тульской области, он был определен в детский дом, а, следовательно, приобрел статус сироты в соответствии с действующим на тот момент законодательством.

Органы исполнительной власти (органы опеки и попечительства) не приняли должных мер по постановке Лаврушина Н.Н. за год до его совершеннолетия на очередь на получение жилья как ребенка-сироту.

В ОАО «Тульский оружейный завод» Лаврушин пришел из школы –интерната, о чем предоставил справку и писал заявление о предоставлении жилья. Ему было предоставлено койко-место в общежитии, которое нельзя признать жильем. При этом Лаврушин Н.Н. находился в очереди на получение жилья на данном предприятии. Поскольку весь жилищный фонд предприятия был передан в муниципалитет, полагает, что и списки нуждающихся в получении жилья, составленные на предприятии, должны были быть переданы в муниципалитет.

Полагает, что жилищное законодательство (ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ), предусматривает самостоятельное основание для предоставления жилья во внеочередном порядке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. При этом решения о признании Лаврушина Н.Н. лицом, нуждающимся в жилых помещениях, и постановки его на учет в качестве такового не требуется.

Представитель ответчика – Правительства Тульской области не явился, извещен, в адресованных суду письменных объяснениях относительно исковых требований, просил рассмотреть дело в его отсутствие, отказать в удовлетворении исковых требований к Правительству Тульской области в полном объеме. В обоснование возражений указал, что Лаврушин Н.Н., <данные изъяты> года рождения, не является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Порядок ведения учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания имеющих право для предоставления жилых помещений из жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма определяется Законом Тульской области от 12.11.2007 года №902-ЗТО (ред. от 30.09.2011 года) «О жилищном фонде Тульской области».

При этом в соответствии с законодательством Тульской области органом, уполномоченным на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в общеобразовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, является Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству. Правительство Тульской области не является участником правоотношений по предоставлению жилого помещения по договору социального найма в виде пригодной квартиры, пригодной для заселения и проживания.

Представитель ответчика - Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству - по доверенности Богданов С.С. с иском не согласился, просил отказать в его удовлетворении. В обоснование возражений относительно исковых требований указал, что органом исполнительной власти Тульской области, уполномоченным на предоставление жилых помещений и на осуществление управления жилищным фондом Тульской области в отношении сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, является Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству.

Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Тульской     области в соответствии с Законом Тульской области от 12.11.2007 года №902-ЗТО «О жилищном фонде Тульской области» осуществляют органы местного самоуправления по месту регистрационного учета.

Согласно представленным документам, Лаврушин Н.Н. родился ДД.ММ.ГГГГ, то есть на момент обращения в суд ему исполнился <данные изъяты> год. Документов, подтверждающих его статус, а также документов, подтверждающих отсутствие закрепленного жилья, Лаврушиным Н.Н. не представлено.

Доказательств принятия Лаврушина Н.Н. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях жилищного фонда Тульской области в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона Тульской области №902-ЗТО «О жилищном фонде Тульской области», либо отказа органа местного самоуправлении по месту регистрационного учета в принятии его на учет, а также подтверждающих факт обращения в органы местного самоуправления по вопросу о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, истцом не представлено.

Следовательно, правовых оснований для признания за Лаврушиным Н.Н. статуса лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего, закрепленного жилого помещения, а также для обеспечения его жилым помещением, по данному основанию не имеется.

Представитель ответчика ОАО «Тульский оружейный завод» не явился, извещен, в адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал на отсутствие возражений относительно заявленных исковых требований.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав представителя истца Лаврушина Н.Н. по доверенности Орехова В.В., представителя ответчика Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству по доверенности Богданова С.С., исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к следующему:

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 1 Федерального закона от 6.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Законом Тульской области «О жилищном фонде Тульской области» и Постановлением администрации Тульской области от 04.03.2009 года № 105 «Об органах исполнительной власти Тульской области, уполномоченных на предоставление жилых помещений и на осуществление управление жилищным фондом Тульской области», обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на органы исполнительной власти субъекта.

Уполномоченным органом в данном случае является Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из преамбулы указанного закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

При этом закон не содержит ссылки на то, что его положения распространяются на правоотношения, возникшие ранее.

Следовательно, действие данного закона не распространяется на правоотношения, возникшие до введения его в действие. Данный вывод подтвержден определением Конституционного Суда РФ от 19.11.2002 года № 295-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО7 на нарушение его конституционных прав положениями преамбулы ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

По смыслу вышеприведенных норм, достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.

Изложенное согласуется с позицией Верховного Суда РФ, выраженной в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года», от 27.09.2006 года.

При этом, несмотря на отсутствие указания в вышеприведенной норме (абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») на категорию «лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как имеющих право на получение жилья, это не означает отсутствие у таких лиц права на внеочередное обеспечение жильем по указанным нормам права, что следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 07.06.2011 N 746-О-О.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, поскольку положения пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона регулируют, по сути, те же отношения, что и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу принципа «Lex posterior derogat legi priori» («Последующий закон отменяет предыдущий») в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам Жилищного кодекса Российской Федерации суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее.

При этом суд учитывает толкование, данное в указанном Определении Конституционным Судом Российской Федерации нормам Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с этим толкованием пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 статьи 49, статьей 51, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.

Судом установлено, что Лаврушин Н.Н. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем в книге регистрации актов о рождении ДД.ММ.ГГГГ произведена запись . Родителями истца являются: отец – ФИО2, мать - ФИО3 (повторное свидетельство о рождении ( ), паспорт истца серии ).

Решением Щекинского народного суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 была лишена родительских прав в отношении детей Лаврушина Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Дети отобраны у нее и ее сожителя ФИО2 и переданы на попечение органам опеки и попечительства.

Со ФИО3 и ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ взысканы алименты в пользу органов опеки и попечительства на сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в размере <данные изъяты> части со ФИО3 и в размере <данные изъяты> с ФИО2

Отец истца - ФИО2 в отношении указанных детей родительских прав лишен не был.

По сообщению Отдела УФМС России по Тульской области в Щекинском районе ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ года рождения ДД.ММ.ГГГГ снят с регистрационного учета по адресу: <адрес> связи со смертью.

Вместе с тем, в связи с отсутствием сведений о дате рождения отца истца и несовпадением адресов места жительства, названных истцом, и приведенных в справке, относимость данного доказательства к рассматриваемому делу вызывает сомнения. В связи с чем, суд находит данное доказательство неприемлемым.

Как следует из сообщений администрации Щекинского района, по информации территориального отдела по Щекинскому району комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству, в журналах первичного учета несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, по Щекинскому району Лаврушин Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения не значится.

В документах архивного отдела администрации Щекинского района Тульской области в архивном фонде Исполнительного комитета Щекинского городского Совета народных депутатов Тульской области, в протоколах заседаний исполнительного комитета Щекинского горсовета за <данные изъяты> год решения о закреплении за несовершеннолетним Лаврушиным Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилого помещения по адресу: <адрес>, либо иного жилого помещения в связи с передачей несовершеннолетнего на попечение органу опеки и попечительства не имеется.

Согласно письму Государственного образовательного учреждения по Щекинскому району Тульской области <данные изъяты> ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прибыл в <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ году в <данные изъяты> класс, ДД.ММ.ГГГГ (год не указан) выбыл в <данные изъяты> школу-интернат. Далее данных по его фамилии по книге движения детей по годам не просматривается.

По сообщению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Лаврушин Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ поступил в данное образовательное учреждение ДД.ММ.ГГГГ из <данные изъяты> и находился в нем на полном государственном обеспечении по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Лаврушин Н.Н. был трудоустроен на Тульский оружейный завод. Личное дело учащегося не сохранено.

При трудоустройстве на Тульский оружейный завод, истцу по его заявлению ДД.ММ.ГГГГ предоставлено койко-место в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, где он зарегистрирован и проживает по настоящее время.

Комната или квартира в жилом фонде ему не предоставлялась, а в ДД.ММ.ГГГГ году по постановлению главы г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ жилой фонд, находящийся на балансе предприятия был передан в муниципальную собственность.

В очереди нуждающихся на улучшение жилищных условий в ОАО «Тульский оружейный завод» Лаврушин Н.Н. не стоит.

Изложенное подтверждается письмом ОАО «Тульский оружейный завод» от ДД.ММ.ГГГГ, отметкой о регистрации по месту жительства в паспорте истца, справкой общежития ОАО «Тульский оружейный завод» от ДД.ММ.ГГГГ.

По сообщению Администрации г. Тулы (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) Лаврушин Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не обращался в администрацию г. Тулы с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма после окончания пребывания в <данные изъяты> <адрес> и с заявлением о признании его малоимущим с целью постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.

Таким образом, на момент вступления в силу Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части вышеприведенных норм (ДД.ММ.ГГГГ) истцу исполнилось полных <данные изъяты> лет и он не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 23 лет, как того требует названный федеральный закон.

В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Порядок предоставления жилья детям-сиротам урегулирован Законом Тульской области № 902-ЗТО от 12.11.2007 года «О жилищном фонде Тульской области».

На основании ст. 3 закона к категориям граждан, имеющим право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч. 1 ст. 4 названного закона состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Тульской области, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), имеют право граждане, отнесенные к категориям граждан, указанным в статье 3 настоящего Закона, признанные нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным пунктами 1 - 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Проанализировав изложенное, с учетом оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с требованиями ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что истец не может обладать правом на получение жилья в порядке, предусмотренном, вышеприведенными нормами жилищного законодательства, оснований для удовлетворения его исковых требований не имеется.

Ссылка истца и его представителя на то, что ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, предусматривает самостоятельные основания для внеочередного предоставления жилого помещения, основана на произвольном и неправильном толковании закона и не может быть принята во внимание судом в силу изложенных обстоятельств.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать в удовлетворении исковых требований Лаврушина Н.Н. к Правительству Тульской области, Открытому акционерному обществу «Тульский оружейный завод», Комитету Тульской области по семейно и демографической политике, опеке и попечительству о признании за ним статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязании Правительства Тульской области внести его в списки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилого помещения, подлежащего обеспечению жилым помещением, предоставить жилое помещение.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: