19.03.2012 г. по заявлению прокурора Тульской природоохранной прокуратуры в защиту интересов круга лиц о признании бездействия администрации г.Тулы и ТУ администрации г.Тулы незаконным



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 марта 2012 года г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Голомидовой И.В.

при секретаре Кузнецовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-147/12 по заявлению прокурора Тульской природоохранной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации г. Тулы и Территориального управления администрации города Тулы по Центральному району незаконным,

установил:

первоначально прокурор Тульской природоохранной прокуратуры обратился с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации г. Тулы и Территориального управления администрации г. Тулы по Центральному району, выразившегося в ненадлежащей организации водоотведения на территории <адрес>, незаконным, обязании организовать санитарную очистку сбрасываемых хозяйственно-бытовых сточных вод с территории <адрес> и их обезвреживание.

В ходе судебного разбирательства по делу после неоднократных уточнений прокурор Тульской природоохранной прокуратуры обратился с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации г. Тулы и Территориального управления администрации г. Тулы по Центральному району, выразившегося в ненадлежащей организации водоотведения на территории <адрес>, незаконным, обязании ответчиков организовать водоотведение с территории с территории <адрес> в соответствии с требованиями водного законодательства Российской Федерации.

В обосновании заявленных уточненных требований прокурор указал на то, что Тульской природоохранной прокуратурой совместно со специалистами <данные изъяты> проведена проверка по коллективному обращению жителей <адрес> о нарушении водного законодательства при сбросе сточных вод в пруд, расположенный в <адрес>.

В ходе проверки, проведенной с выходом на место, установлено, что сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод от населения <адрес> осуществляется через коллектор, отводящий стоки из канализационного колодца, расположенного на перекрестке <адрес>, в реку <данные изъяты> в районе <данные изъяты>

В процессе проверки специалистом <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ отобраны пробы воды из <данные изъяты> до выпуска сточных вод из коллектора, на выпуске сточных вод и на расстоянии 50 м ниже выпуска сточных вод при впадении <данные изъяты> в пруд.

В соответствии с протоколом результатов количественного химического анализа природных и сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ Тульского филиала <данные изъяты> обнаружены превышения предельно-допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ для водных объектов рыбохозяйственного назначения: - на выпуске сточных вод: по взвешенных веществам в 12 раз; ионам аммония в 85 раз; по нитрит-ионам в 4,7 раз; по фосфору фосфатов в 3 раза; - при впадении <данные изъяты> в пруд: по взвешенным веществам в 5,15 раз; ионам аммония в 3,6 раз, по нитритам-ионам в 1,7 раз, по фосфору фосфатов в 1,3 раза.

Локальные биологические очистные сооружения в <адрес> отсутствуют. Ближайшие биологические очистные сооружения, которые эксплуатирует <данные изъяты> расположены от места сброса неочищенных сточных вод на расстоянии примерно 1 км.

Организации, эксплуатирующей канализационную систему на территории поселка <адрес>, не имеется.

Законодательством установлена обязанность органов местного самоуправления городского округа по организации деятельности по водоотведению сточных вод на территории муниципального образования.

Однако проверкой установлено, что органами местного самоуправления муниципального образования город Тула ненадлежащим образом осуществляются полномочия по организации водоотведения на территории муниципального    образования.    

В <адрес> длительное время осуществляется сброс канализационных стоков в водный объект без очистки, являющийся причиной распространения фекального запаха и влечет нарушение законодательства об охране окружающей среды, прав граждан на благоприятную окружающую среду, создает угрозу санитарно-эпидемиологической обстановке.

В судебном заседании представитель заявителя прокурора Тульской природоохранной прокуратуры по доверенности Артасова С.В. уточненные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица администрации г. Тулы по доверенности Синдеев М.М. в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований прокурора отказать в связи с их необоснованностью.

Представитель заинтересованного лица Территориального управления г. Тулы по Центральному району по доверенности Киселев А.А. в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований прокурора отказать, в связи с их необоснованностью.

Суд, выслушав объяснения представителей истца и ответчиков, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Данное право обеспечивается в том числе выполнением требований природоохранного законодательства, в том числе при осуществлении водоотведения сточных вод.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.

В силу ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации одним из принципов водного законодательства является приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Тульской природоохранной прокуратурой совместно со специалистами <данные изъяты> проведена проверка по коллективному обращению жителей <адрес> о нарушении водного законодательства при сбросе сточных вод в пруд, расположенный в <адрес>.

В ходе проверки, проведенной с выходом на место, установлено, что сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод от населения <адрес> осуществляется через коллектор, отводящий стоки из канализационного колодца, расположенного на перекрестке <адрес>, в реку <данные изъяты> в районе <данные изъяты>

В процессе проверки специалистом <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ отобраны пробы воды из <данные изъяты>: до выпуска сточных вод из коллектора, на выпуске сточных вод и на расстоянии 50 м ниже выпуска сточных вод при впадении <данные изъяты> в пруд.

Результаты анализов отобранных проб воды из <данные изъяты> показали превышение нормативов предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ:

- на выпуске сточных вод: по взвешенным веществам в 12 раз; ионам аммония в 85 раз; по нитратам в 4,7 раз; по фосфору в 3 раза; по БПК в 22,2 раза.

- при впадении <данные изъяты> в пруд: при взвешенным веществам в 5,15 раз; ионам аммония в 3,6 раз; по нитратам в 1,7 раз; по фосфору в 1,3 раза; по БПК в 2,7 раза (л.д. 9-12).

На основании постановления главы администрации Тульской области от 27.12.1991 года № 110 «Об изменении городской черты г. Тулы» и решения малого совета Тульского городского совета народных депутатов от 24.02.1992 года № 5/66 «О внесении изменений в границы районов города Тулы» земельный участок <данные изъяты> на территории <адрес> включен в черту <адрес><адрес>.

В соответствии с решением Тульской городской Думы от 14.02.2007 года № 26/543 «Об упорядочении наименований линейных транспортных объектов, расположенных ранее на земельном участке <адрес>, и включенных в настоящее время в черту <адрес>

Судом установлено, что переулок <адрес> и улица <адрес> расположены в <адрес>, который относится к <адрес>. Границы установлены Законом Тульской области от 11.03.2005 года № 553-ЗТО «О переименовании Муниципального образования город Тула Тульской области, установлении границы муниципального образования город Тула и наделении его статусом городского округа».

Таким образом, земельный участок в месте расположения на перекрестке <адрес> и <адрес> (50 метров от впадения в <данные изъяты> в пруд) находится на территории Центрального района муниципального образования город Тула. Данное обстоятельство подтверждается также информацией, в том числе и ситуационной схемой, по прохождению границы муниципального образования город Тула, предоставленной <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании п. 4 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа водоотведения от населения.

В соответствии с п. 7 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водоотведением является любой сброс вод, в том числе сточных вод в водные объекты.

Следовательно, законодательством установлена обязанность органов местного самоуправления городского округа по организации деятельности по водоотведению сточных вод на территории муниципального образования.

Согласно пп. 4 ч. 1 ст. 16 Устава муниципального образования город Тула в вопросам местного значения муниципального образования относится организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Вместе с тем, судом установлено, что локальные биологические очистные сооружения в <адрес> отсутствуют. Ближайшие биологические очистные сооружения, которые эксплуатирует <данные изъяты> расположены от места сброса неочищенных сточных вод на расстоянии примерно 1 км. Организации, эксплуатирующей канализационные сети, расположенные ранее на территории <адрес>, которые в связи с принятием Закона Тульской области № 556-ЗТО от 14.03.2005 года на сегодняшний день расположены на территории <адрес>, и идущие по <адрес> и <адрес>, не имеется. Доказательств обратного судом не установлено и представителями ответчиков суду не предоставлено, на их наличие в ходе судебного разбирательства последние не ссылались.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что администрацией города Тулы ненадлежащим образом осуществляются полномочия по организации водоотведения на территории <адрес>. В <адрес> длительное время осуществляется сброс канализационных стоков в водный объект без очистки, являющийся причиной распространения фекального запаха и влечет нарушение законодательства об охране окружающей среды, прав граждан на благоприятную окружающую среду, создает угрозу санитарно-эпидемиологической обстановке.

При таких обстоятельствах требования прокурора о признании бездействия администрации г. Тулы, выразившегося в ненадлежащей организации водоотведения на территории <адрес>, незаконным, обязании администрацию г. Тулы организовать водоотведение с территории с территории <адрес> в соответствии с требованиями водного законодательства Российской Федерации, подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика администрации г. Тулы о том, что канализационные сети, расположенные на территории <адрес> и идущие по <адрес> и <адрес>, находятся в собственности муниципального образования <адрес>, не могут служить основанием для отказа прокурору в удовлетворении заявленных им требований к администрации г. Тулы, поскольку организация водоотведения от населения в границах городского округа отнесена в силу Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа.

Принимая во внимание, что организация водоотведения требует периода времени, должна быть произведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с последующими изменениями и дополнениями) с проведением аукциона, и исходя из положений ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить ответчику администрации г.Тулы срок для осуществления организации водоотведения – ДД.ММ.ГГГГ.

Требования же прокурора о признании незаконным бездействия Территориального управления администрации г. Тулы по Центральному району, выразившегося в ненадлежащей организации водоотведения на территории <адрес>, обязании указанного ответчика организовать водоотведение с территории <адрес> в соответствии с требованиями водного законодательства Российской Федерации, удовлетворению не подлежат, поскольку в соответствии с п. 3.4.3.5 раздела 3 Положения о Территориальном управлении администрации <адрес>, утвержденного решением Тульской городской Думой от 24.11.2010 № 12/252, территориальное управление организует в рамках определенных главой администрации города полномочий по обеспечению на территории Центрального района водоотведения. Вместе с тем, доказательств того, что главой администрации города определены полномочия Территориального управления по Центральному району г. Тулы по обеспечению водоотведения на территории <адрес>, выделены денежные средства на организацию в данном районе водоотведения, суду не представлено и не установлено в ходе судебного разбирательства по делу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

требования прокурора Тульской природоохранной прокуратуры удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации г. Тулы, выразившееся в ненадлежащей организации водоотведения на территории <адрес>.

Обязать администрацию г. Тулы организовать водоотведение с территории с территории <адрес> в соответствии с требованиями водного законодательства Российской Федерации в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы, апелляционного представления через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий