РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 марта 2012 года город Тула
Центральный районный суд города Тулы в составе:
председательствующего Наумовой Т.К.,
при секретаре Сычевой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1222/12 по исковому заявлению Пешехоновой Л.Р. к администрации г. Тулы о признании Пешехоновой Л.Р. нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, признании за Пешехоновой Л.Р. права на постановку на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, обязании администрации города Тулы осуществить постановку Пешехоновой Л.Р. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в установленном законом порядке,
установил:
Пешехонова Л.Р. обратилась в суд с иском к администрации г. Тулы о признании Пешехоновой Л.Р. нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, признании за Пешехоновой Л.Р. права на постановку на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, обязании администрации города Тулы осуществить постановку Пешехоновой Л.Р. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в установленном законом порядке, в котором указывает, что Решением Центрального районного суда города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, Пешехонова Л.Р., ФИО6, ФИО7 выселены из жилого <адрес> без предоставления другого жилого помещения, а на органы миграционной службы возложена обязанность снять Пешехонову Л.Р., ФИО6, ФИО7 с регистрационного учета по месту жительства из жилого <адрес>.
Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ из резолютивной части решения Центрального районного суда города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ исключено указание о возложении обязанности на органы миграционной службы по снятию Пешехоновой Л.Р., ФИО6, ФИО7 с регистрационного учета по месту жительства из жилого <адрес>, в остальной части судебное решение оставлено без изменения.
Из адресной справки, выданной УФМС России по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ, видно, что Пешехонова Л.Р. ДД.ММ.ГГГГ снята с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>, по вышеуказанному судебного постановлению.
В настоящее время Пешехонова Л.Р. не имеет жилого помещения и иного недвижимого (движимого) имущества, о чем свидетельствуют уведомление Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № и справка органа технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ № об отсутствии сведений о наличии имущественных прав Пешехоновой Л.Р. на недвижимое имущество; справка Управления ГИБДД по Тульской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии у нее транспортных средств.
Пешехонова Л.Р. является пенсионером на общих основаниях без дополнительных условий и, как видно из пенсионного дела (справки), обеспечена пенсией незначительного размера, ДД.ММ.ГГГГ прекращен брак с ФИО10, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в МУП «<данные изъяты>» уборщиком общественных туалетов, контейнерной площадки, не имея своего жилья, снимает жилое помещение.
Наличие у граждан правового статуса «малоимущий гражданин» не может служить единственным условием реализации прав граждан на их постановку на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, наряду с чем, отсутствие у гражданина правового статуса «малоимущий гражданин» не может служить основанием ограничения указанных прав граждан, относящихся к другим категориях, в том числе и к категории граждан, не имеющих жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма.
Пешехонова Л.Р. в настоящее время не относится к категории малоимущих граждан и категории лиц, определенных статьей 3 Закона Тульской области от 12 ноября 2007 года № 902-ЗТО «О жилищном фонде Тульской области», однако в силу части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ Пешехонова Л.Р. относя к категории иных лиц, подлежащих признанию нуждающимися в жилых помещениях по установленным федеральными законами основаниям (пункт 1 часть 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ), и подлежащих их обеспечению жильем в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного, просит суд признать Пешехонову Л.Р. нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма; признать за Пешехоновой Л.Р. право на постановку на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма; обязать администрацию города Тулы осуществить постановку Пешехоновой Л.Р. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в установленном законом порядке.
В судебном заседании истец Пешехонова Л.Р., представитель истца по доверенности Лопуховский О.А. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просили суд их удовлетворить.
Представитель ответчик администрации г. Тулы по доверенности Синдеев М.М. заявленные исковые требования не признал, просил в иске отказать, при этом пояснив, что согласно п.3 ст.40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Имеется разъяснение Конституционного суда №376 от 2009 года, согласно которого органы местного самоуправления предоставляют жилье только малоимущим. Согласно п.2 ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, согласно п.2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Муниципальное образование предоставляет жилье малоимущим гражданам, Пешехонова Л.Р. малоимущей в установленном законе порядке признан не была.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела судом установлено следующее.
Решением Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску Пешехоновой Л.Р., ФИО3, ФИО4 к ФИО5 о признании недействительным договора дарения, признании права собственности на долю домовладения, об установлении фактов принятия наследства, об исключении из состава собственников и по иску ФИО5 к Пешехоновой Л.Р. о выселении, постановлено следующее:
исковые требования Пешехоновой Л.Р., ФИО3, ФИО4 к ФИО5 о признании недействительным договор дарения, установлении факта принятия наследства, признании права собственности на 1/2 долю домовладения по 1/8 за каждым, исключении из числа собственников ФИО3 и ФИО4, определении за Пешехоновой Л.Р. 3/8 долей спорного домовладения, оставить без удовлетворения.
Исковые требования ФИО5 о выселении и снятии с регистрационного учета Пешехоновой Л.Р., ФИО6, ФИО7 удовлетворить.
Выселить Пешехонову Л.Р., ФИО6, ФИО7 из <адрес>, без предоставления другого жилого помещения, установив срок сохранения пользования домом № <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать УФРС по Тульской области снять с регистрационного учета Пешехонову Л.Р., ФИО6, ФИО7 из <адрес>.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановлено следующее:
Исключить из мотивировочной части решения Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ указание о снятии Пешехоновой Л.Р., ФИО6 и ФИО7 с регистрационного учета и из резолютивной части решения указание о возложении обязанности по снятию Пешехоновой Л.Р., ФИО6 и ФИО7 с регистрационного учета на УФРС по Тульской области;
В остальной части решение Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Пешехоновой Л.Р., ФИО6, ФИО7, кассационную жалобу Пешехоновой Л.Р., ФИО3 ФИО4 без удовлетворения.
Решение Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ Пешехонова Л.Р. не имеет жилого помещения и иного недвижимого (движимого) имущества.
Согласно справке Управления ПФ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Пешехонова Л.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, получает пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ на общих основаниях, без дополнительных условий.
Согласно свидетельства о расторжении брака серии I-БО № от ДД.ММ.ГГГГ, брак между ФИО10 и Пешехоновой Л.Р. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из адресной справки отдела адресно – справочной работы УФМС России по ТО гр. Пешехонова Л.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, снята с регистрационного учета по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ, в архивах Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» отсутствуют сведения о недвижимом имуществе и зарегистрированных на него правах за Пешехоновой (ФИО4, ФИО7)Л.Р., ФИО6
Как следует из материалов дела истец Пешехонова Л.Р. неоднократно обращалась в администрацию г. Тулы с заявлениями о предоставлении муниципального жилого помещения.
В своих ответах администрация г. Тулы указывала на то, что Пешехонова Л.Р. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации г. Тулы не состоит, законных оснований для предоставления ей жилого помещения у администрации города Тулы не имеется.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч.2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. (часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)
Как следует из ч.1 ст. 51 ЖК гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. (ч. 1 ст. 52 ЖК РФ)
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ) (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ).
В соответствии с п. 4 «Положения об организации работы по ведению учета малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма», утвержденного Постановлением администрации г. Тулы от 24.02.2012 года №428 состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право граждане, проживающие на территории муниципального образования город Тула, признанные малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.
В силу п. 5 указанного Положения граждане признаются малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда администрацией города Тулы в порядке, установленном действующим законодательством, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, и подлежащего налогообложению.
Граждане в целях реализации их права на получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма обращаются с письменным заявлением или заявлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в Управление (приложение 1 к Положению).
С заявлением о принятии на учет должны быть представлены следующие документы:
1) справка о признании гражданина малоимущим с учетом среднедушевого дохода семьи и стоимости налогооблагаемого имущества, находящегося в собственности членов семьи;
2) документы, подтверждающие состав семьи (документы, удостоверяющие личность, подтверждающие регистрацию по месту жительства (месту пребывания), свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния: о рождении несовершеннолетних членов семьи, об усыновлении (удочерении), о браке (расторжении брака), перемене имени, решения судов о признании членом семьи, вселении (если таковые имеются);
3) выписка из домовой книги и (или) копия лицевого счета по месту жительства;
4) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением);
5) выписка из технического паспорта, выданная организацией, осуществляющей государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, для граждан, проживающих в домах, принадлежащих им на праве собственности;
6) справка из органа, осуществляющего государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, о наличии (отсутствии) у гражданина-заявителя и членов его семьи жилого помещения на территории Тульской области;
7) медицинское заключение о тяжелой форме хронического заболевания заявителя или членов его семьи, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно (перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации), - при принятии на учет по основаниям, установленным частью 4 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;
8) справка из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии (отсутствии) у гражданина-заявителя и членов его семьи жилого помещения на территории Тульской области. После 1 октября 2011 года указанные в данном подпункте сведения самостоятельно запрашиваются Управлением в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, если гражданин-заявитель не представил документ, содержащий указанные сведения, самостоятельно. (п. 9 «Положения об организации работы по ведению учета малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма»).
Представленные документы проверяются специалистом Управления и выносятся для рассмотрения Комиссией.
Комиссией осуществляется проверка представленных документов и принимается решение о возможности принятия или отказа в принятии гражданина на учет или необходимости дополнительной проверки представленных заявителем сведений. (п. 14 Положения)
Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывается всеми присутствующими членами Комиссии.
По результатам принятого Комиссией решения специалистом Управления готовится проект постановления администрации города Тулы о принятии или об отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. (п. 15 Положения)
Решение о принятии гражданина на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято администрацией города Тулы по результатам рассмотрения заявления и представленных документов не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления документов в Управление. (п. 16 Положения).
Управление не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения (п. 17 Положения).
Принятые на учет граждане включаются в книгу регистрации граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. (п. 18 Положения)
В силу п. 1 ст. 2 Закона Тульской Области от 07.07.2006 г. № 722-ЗТО (в редакции от 15.12.2011 года) «О порядке признания граждан малоимущими в целях учета и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений» малоимущие граждане - граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном данным Законом, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с п. 1 ст. 3 указанного Закона органы местного самоуправления поселений и городских округов предоставляют гражданам жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в случае признания их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.
Граждане в целях реализации их права на получение жилых помещений по договорам социального найма обращаются с письменным заявлением или заявлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в орган учета по месту жительства (форма заявления приводится в приложении 1 к настоящему Закону). (в ред. Закона Тульской области от 20.07.2011 N 1631-ЗТО)
Граждане признаются малоимущими органами местного самоуправления в случае, если размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, или размер дохода одиноко проживающего гражданина меньше порогового значения дохода, а стоимость имущества, принадлежащего гражданину на праве собственности и учитываемого для целей настоящего Закона, меньше порогового значения стоимости имущества.
Пороговые значения дохода и стоимости имущества определяются органами местного самоуправления.
В иных случаях орган учета принимает решение об отсутствии у гражданина-заявителя, членов его семьи (одиноко проживающего гражданина-заявителя) оснований для признания их (его) малоимущими (малоимущим). (п. 5 ст. 3 Закона Тульской Области от 07.07.2006 г. № 722-ЗТО (в редакции от 15.12.2011 года) «О порядке признания граждан малоимущими в целях учета и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений»).
Граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона Тульской Области от 07.07.2006 г. № 722-ЗТО (в редакции от 15.12.2011 года) «О порядке признания граждан малоимущими в целях учета и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений» учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется по месту их жительства органом учета.
Принятые на учет граждане включаются в Книгу регистрации граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, форма которой приведена в приложении 5 к Закону. (п. 3 Закона)
Как следует из материалов дела, Пешехонова Л.Р. с заявлением о признании её малоимущей в орган учета не обращалась.
Таким образом, поскольку истец не была признана в установленном законом порядке малоимущей, заявленные исковые требования Пешехоновой Л.Р. об обязании постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Пешехоновой Л.Р. к администрации г. Тулы о признании Пешехоновой Л.Р. нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, признании за Пешехоновой Л.Р. права на постановку на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, обязании администрации города Тулы осуществить постановку Пешехоновой Л.Р. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в установленном законом порядке - отказать.
Решение может быть обжаловано, путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Центральный районный суд г.Тулы в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий-