Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 мая 2012 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Крымской С.В.,
при секретаре Алехиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1601/12 по иску Стручковой Н.К. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании незаконным решения отдела социальной защиты населения по Зареченскому району ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» №112 от 14 марта 2012 года, признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и обязании принятия решения о присвоении звания «Ветеран труда»,
установил:
Стручкова Н.К. обратилась в суд с вышеназванным иском, в котором просила признать решение отдела социальной защиты населения по Зареченскому району Государственного учреждения «Управления Защиты населения г. Тулы» от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в присвоении ей звания «Ветеран труда» незаконным, признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда» и обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» отдел социальной защиты населения по Зареченскому району принять решение о присвоении ей звания «Ветеран труда».
В обоснование своих требований Стручкова Н.К. указала на то, что она обратилась в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» и предоставила для этого все необходимые документы.
Однако получила отказ в выдаче удостоверения «Ветеран труда» на том основании, что ее награда – удостоверение о присвоении звания «Ударник коммунистического труда», не является ведомственным знаком отличия в труде и не является основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
С доводами, изложенными в решении об отказе, она не согласна, так как считает, что указанная награда является ведомственной, присуждаемой вышестоящей организацией за добросовестное и качественное выполнение трудовых обязанностей.
Истец Стручкова Н.К. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме и настаивала на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Шамин А.А. в судебном заседании исковые требования Стручковой Н.К. не признал, просил в иске отказать, указал на то, что правовых оснований для отнесения врученной истице награды - удостоверения о присвоении звания «Ударник коммунистического труда» к ведомственной награде не имеется, в связи с этим присвоить звание «Ветеран труда» Стручковой Н.К. в данном случае не представляется возможным.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, пришел к следующему.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) ветеранами труда являются лица:
- имеющие удостоверение «Ветеран труда»;
- награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
22.08.2004 года в данный Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона).
В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области 28.02.2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в редакции Закона Тульской области от 07.10.2008 № 1093-ЗТО) условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются:
1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде.
Таким образом, Закон Тульской области не изменил основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах».
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» звание «Ветеран труда» присваивается государственным учреждением Тульской области, осуществляющим функции в сфере социальной защиты населения.
В редакции статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», действовавшей до 22.08.2004 года, предусматривалось, что ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин; порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются Президентом Российской Федерации.
Судом установлено, что ранее порядок учета ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания «Ветеран труда» был разъяснен: в совместном письме Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10.11.1995 года № 2026-ВЯ/4276/1-30, письме Минтруда России от 7 октября 1998 г. № 5635-КС, письме Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.09.1997 года № 4545-СК «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда».
Согласно данным разъяснениям к ведомственным знакам отличия в труде следует относить: нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета бывших СССР и РСФСР, Советом Министров бывших СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывших СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.
В соответствии с совместным письмом Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10 ноября 1995 г. № 2026-ВЯ/4276/1-30 и письмом Минтруда России от 7 октября 1998 г. № 5635-КС при присвоении звания «Ветеран труда», наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации учитываются почетные грамоты, похвальные грамоты, дипломы, нагрудные знаки и значки.
Кроме этого, как следует из вышеуказанных писем награды ВЦСПС, ФНПР, ЦК профсоюзов, ЦК ВЛКСМ рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде, с соблюдением условий, что ими были награждены работники непосредственно этих организаций, т.е. они состояли в штате этих организаций или работали в их системе (согласно записям в трудовой книжке).
Как установлено судом, Стручкова Н.К. имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, что подтверждается трудовой книжкой, с первоначальной датой заполнения – ДД.ММ.ГГГГ, а также удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Стручковой Н.К. назначена пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из сведений о работе, содержащихся в трудовой книжке и вкладышах к ней АТ-IV №, Стручкова Н.К. работала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Приокском главном территориальном транспортном управлении «Проектно-технологическое бюро «Тулаавтотранс» на должностях инженера, начальника отдела материально-технического обеспечения.
В указанный период времени Стучкова Н.К. награждена:
- ДД.ММ.ГГГГ почетной грамотой за трудовые успехи и в ознаменовании Международного женского дня 8 Марта (приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ);
- ДД.ММ.ГГГГ почетной грамотой за успехи в труде в ознаменование 66-й годовщины Великого Октября (приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ);
- ДД.ММ.ГГГГ званием «Ударник коммунистического труда» (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ).
Данные обстоятельства подтверждаются записями во вкладыше к трудовой книжке истицы АТ-IV №, а также удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Стручкова Н.К. обратилась в отдел социальной защиты населения по Зареченскому району ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда».
Решением Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» от ДД.ММ.ГГГГ № Стручковой Н.К. отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что представленная ею награда не является государственной или ведомственной и не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
Истец полагает данный отказ незаконным, поскольку в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», ветеранами труда являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости. При этом закон не содержит определение понятия «ведомство». В связи с этим считает, что указанные ею награды являются ведомственными, присужденные вышестоящей организацией за добросовестное и ответственное выполнение трудовых обязанностей.
Проверяя доводы истца, суд приходит к следующему.
Проанализировав записи, содержащиеся в трудовой книжке истицы, в удостоверении, суд приходит к выводу, что в них не содержится сведений об органе, принявшем решение о награждении почетными грамотами и званием «Ударник коммунистического труда».
Согласно сообщению Государственного архивного учреждения Тульской области «Государственный архив» от ДД.ММ.ГГГГ №, документы Приокского главного территориального транспортного управления (ПТБ «Тулаавтотранс») на хранение в архив не поступали.
Как следует из письма ГАУ ТО «Государственный архив» архивохранилище № от ДД.ММ.ГГГГ №, по документам фонда «Ассоциация по строительству в Тульской области «Туластрой», в Постановлениях коллегии «Главприокскстроя» и Президиума Тульского обкома профсоюза рабочих строительства и промышленности строительных материалов за 1983-1985 годы, сведений о награждении Стручковой Н.К. званием «Ударник коммунистического труда», почетными грамотами не имеется.
Из сообщения ОАО «Тулаавтотранс» № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что документы ПТБ «Тулаавтотранс» на хранение не поступали.
Судом установлено, что звание «Ударник коммунистического труда» не включено в перечень почетных званий СССР, предусмотренный статьей 19 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 года № 360-Х; в систему государственных наград, установленную пунктом 27 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 года № 442, в число почетных званий Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 года № 1341 «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях Российской Федерации и описание нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации».
Кроме того, исходя из содержания п. 9 постановления Президиума ВЦСПС от 23 сентября 1966 года «Об улучшении организации социалистического соревнования» (протокол № 25, п. 1) и п. 6 постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и Центрального Комитета ВЛКСМ от 30 декабря 1976 года № 1081 «О Всесоюзном социалистическом соревновании за повышение эффективности производства и качества работы, успешное выполнение заданий десятой пятилетки», звание «Ударник коммунистического труда» не являлось ведомственным знаком отличия в труде, поскольку присваивалось как дополнительная мера морального стимулирования участников движения за коммунистический труд вне зависимости от ведомственной принадлежности организации (предприятия).
Постановлением от 23.09.1966 года президиум Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов обязал профсоюзные органы совместно с хозяйственными руководителями использовать меры поощрения, применяемые в социалистическом соревновании, вне зависимости от ведомственной принадлежности организаций (предприятия).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27.09.1971 года права профкомов по организации социалистического соревнования, подведению итогов и определению победителей были переданы цеховым комитетам.
Из анализа п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ «О ветеранах» следует, что федеральный закон в качестве основания признания гражданина ветераном труда предусматривает наличие двух условий одновременно: наличие награды, указанной в законе или ином официальном акте уполномоченного органа государственной власти, и соответствующего трудового стажа.
Вместе с тем ни председатель комитета профсоюза, ни руководитель организации уполномоченным органом государственной власти не является, а одно лишь решение о присвоении звания «Ударник коммунистического труда», без данных о том, что объявление такого поощрения производится от уполномоченного органа государственной власти, не является основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
Доказательств, подтверждающих, что звание «Ударник коммунистического труда» является ведомственной наградой, присвоенной уполномоченным органом государственной власти, суду не представлено. В соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» награды предприятий и организаций не являются достаточным основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что звание «Ударник коммунистического труда», присвоенное Стручковой Н.К., не может относиться к ведомственной награде, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда».
Что касается награждения истицы почетными грамотами, то ею не представлено суду доказательств, подтверждающих, что врученные ей почетные грамоты, являются ведомственными наградами.
Положений о данных грамотах, в которых бы указывалось об их принадлежности к ведомственным знакам отличия, не имеется.
Кроме того, судом установлено, что указанные грамоты приурочены к определенным датам: «в ознаменование Международного женского дня 8-е Марта», «в ознаменование 66-й годовщины Великого Октября».
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что вышеназванные грамоты являются мерой поощрения истицы в связи с конкретными событиями – Международным женским днем 8-ое Марта и 66-й годовщины Великого Октября, а не являются актом признания особых трудовых заслуг истицы.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что указанные грамоты не могут относиться к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право истице на присвоение звания «Ветеран труда».
В соответствии с ч. 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих награждение Стручковой Н.К. ведомственными знаками отличия в труде, дающими право на присвоение звания «Ветеран труда», суду не представлено и в ходе рассмотрения дела судом не добыто.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что представленная Стручковой Н.К. в обоснование своих требований награда, а также почетные грамоты, не являются ведомственными и не дают ей право на присвоение звания «Ветеран труда».
При таких обстоятельствах судом установлено, что решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об отказе в присвоении Стручковой Н.К. звания «Ветеран труда» является правомерным.
Исходя из установленных обстоятельств, приведенных выше доказательств и требований закона, суд находит требования Стручковой Н.К. о признании незаконным решения отдела социальной защиты населения по Зареченскому району ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» № от ДД.ММ.ГГГГ, признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и обязании принятия решения о присвоении звания «Ветеран труда» отказать не подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Стручковой Н.К. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании незаконным решения отдела социальной защиты населения по Зареченскому району ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» № от ДД.ММ.ГГГГ, признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и обязании принятия решения о присвоении звания «Ветеран труда» отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий