Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 мая 2012 года город Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Старцевой Т.Г.,
при секретаре Пушкиной Т.Е.,
с участием представителя заявителя Кренева Е.Ю. по доверенности Голышева В.Г., представителя заинтересованного лица призывной комиссии МО Ленинский район Тульской области по доверенности Титенко О.И., представителей заинтересованного лица Военного комиссариата Тульской области по доверенностям Корнеевой Н.Э., Шафрановой О.В., должностного лицо, действия которого обжалуются, начальника отдела военного комиссариата Тульской области по Ленинскому району Титенко О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кренева Е.Ю. об оспаривании действий должностного лица, бездействия призывной комиссии, обязании осуществить призыв на военную службу,
установил:
Кренев Е.Ю. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий начальника отдела военного комиссариата Тульской области по Ленинскому району, бездействия призывной комиссии МО Ленинский район Тульской области, обязании призывной комиссии МО Ленинский район Тульской области провести в отношении него медицинское освидетельствование и призыв на военную службу в соответствии с законодательством и Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
В обоснование заявленных требований Кренев Е.Ю. указал на то, что в связи с обучением в <данные изъяты> имеет отсрочку от призыва.
На заявление от ДД.ММ.ГГГГ о его отказе от предоставленной отсрочки и призыве на военную службу, ему ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела военного комиссариата Тульской области по Ленинскому району было отказано, что заявитель считает незаконным и нарушающим его права.
Впоследствии Кренев Е.Ю. уточнил заявленные требования, указав, что на его повторное заявление от ДД.ММ.ГГГГ о его отказе от предоставленной отсрочки и призыве на военную службу, ему ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела военного комиссариата Тульской области по Ленинскому району и призывной комиссией МО Ленинский район Тульской области вновь было отказано, что, по мнению заявителя, является незаконным и нарушающим его права.
При этом считает, что начальник отдела военного комиссариата Тульской области по Ленинскому району в силу действующего законодательства не уполномочен на разрешение поставленного им вопроса об отказе от предоставленной отсрочки и призыве на военную службу, то есть, давая ответ от ДД.ММ.ГГГГ, действовал с превышением полномочий.
В связи с изложенным Кренев Е.Ю. просит суд:
-признать незаконными действия начальника отдела военного комиссариата Тульской области по Ленинскому району в отношении него, Кренева Е.Ю., ввиду превышения должностных полномочий;
- признать бездействие призывной комиссии МО Ленинский район Тульской области в части непроведения в отношении него мероприятий, связанных с призывом на военную службу, с ДД.ММ.ГГГГ незаконным;
- обязать призывную комиссию МО Ленинский район Тульской области провести ему медицинское освидетельствование и призыв на военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
В судебное заседание заявитель Кренев Е.Ю. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заявителя по доверенности Голышев В.Г. в судебном заседании заявленные Креневым Е.Ю. требования поддержал в полном объеме по тем же основаниям и просил их удовлетворить.
Представители заинтересованных лиц призывной комиссии МО Ленинский район Тульской области по доверенности Титенко О.И., заинтересованного лица Военного комиссариата Тульской области по доверенностям Корнеева Н.Э., Шафранова О.В., должностное лицо, действия которого обжалуются, начальник отдела военного комиссариата Тульской области по Ленинскому району, заместитель председателя призывной комиссии МО Ленинский район Титенко О.И., в судебном заседании заявленные требования не признали, считая их необоснованными.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Кренев Е.Ю. в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 № 53-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) подлежит призыву на военную службу.
Решением призывной комиссии г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ Кренев Е.Ю. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности «Б»), и на основании п.п. а п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ему предоставлена отсрочка от призыва до 2013 года в связи с обучением <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ Кренев Е.Ю. на имя заместителя председателя призывной комиссии Ленинского района Тульской области обратился с заявлением об отказе от отсрочки от призыва и просил призывную комиссию Ленинского района Тульской области провести ему медицинское освидетельствование и призыв на военную службу в соответствии с законодательством и Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Письмом начальника отдела военного комиссариата Тульской области по Ленинскому району Титенко О.И. № от ДД.ММ.ГГГГ Креневу Е.Ю. сообщено, что призыв в отношении него может быть осуществлен в случае отчисления <данные изъяты> или окончания обучения, а также предоставления ему академического отпуска, то есть по существу отказано в проведении действий, связанных с призывом, в связи с имеющейся у него отсрочкой по пп. а п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
ДД.ММ.ГГГГ Кренев Е.Ю. обратился повторно с тем же вопросом с письменным заявлением на имя начальника отдела военного комиссариата Тульской области по Ленинскому району, а ДД.ММ.ГГГГ, после начала осуществления своей деятельности призывной комиссии МО Ленинский район Тульской области, - на имя заместителя председателя призывной комиссии МО Ленинский район Тульской области.
Письмами начальника отдела военного комиссариата Тульской области по Ленинскому району Титенко О.И. № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, а также письмом призывной комиссии МО Ленинский район Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № Креневу Е.Ю. также было отказано в проведении действий, связанных с призывом, по причине имеющейся у него отсрочки по пп. а п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Не согласившись с данным отказом, Кренев Е.Ю. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица, начальника отдела военного комиссариата Тульской области по Ленинскому району Титенко О.И., а также бездействия призывной комиссии Ленинского района Тульской области.
Как следует из заявленных требований, объяснений представителя заявителя Кренева Е.Ю. в судебном заседании, заявителем оспаривается отказ в отмене ранее предоставленной ему отсрочки.
По делу установлено, что постановлением Администрации МО Ленинский район от ДД.ММ.ГГГГ предписано провести на территории МО Ленинский район Тульской области призыв граждан на военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Указом Губернатора Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден состав призывной комиссии МО Ленинский район Тульской области, заместителем председателя которой назначен начальник отдела военного комиссариата Тульской области по Ленинскому району Титенко О.И.
В ходе судебного разбирательства дела Титенко О.И. указал на то, что, давая ДД.ММ.ГГГГ, то есть после утверждения состава призывной комиссии Ленинского района и начала работы указанной призывной комиссии, ответ на заявление Кренева Е.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ, он действовал как заместитель председателя призывной комиссии Ленинского района. Впоследствии по результатам беседы с заявителем аналогичный ответ был дан и членами призывной комиссии.
Оценивая доводы заявителя о незаконности указанных выше действий начальника отдела военного комиссариата Тульской области по Ленинскому району Титенко О.И., суд приходит к следующему.
Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании Указов Президента Российской Федерации (ст. 22 ч.3 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 26 ч. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает в себя, явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в военный комиссариат (военный комиссариат субъекта Российской Федерации) для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате (военном комиссариате субъекта Российской Федерации) до отправки к месту прохождения военной службы (в ред. Федерального закона от 17.10.2005 N 130-ФЗ).
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 211-ФЗ).
Согласно статье 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности. Председатель призывной комиссии объявляет решение гражданину, в отношении которого оно принято, и по требованию гражданина выдает ему копию решения.
Указом Президента РФ от 30.03.2012 года № 345 "О призыве в апреле-июле 2012 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" постановлено осуществить с 1 апреля по 15 июля 2012 года призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу.
Отсрочка от призыва осуществляется по основаниям, перечисленным в ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", которая предусматривает императивные (обязательные) и диспозитивные (факультативные) основания для предоставления отсрочек от призыва на военную службу. К таким диспозитивным (факультативным) основаниям предоставления отсрочки относится и обучение по очной форме в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждения высшего профессионального образования (п.п. а п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
По делу установлено, что Креневым Е.Ю. в призывную комиссию МО Ленинский район Тульской области представлено заявление об отказе от ранее предоставленной отсрочки от призыва на военную службу.
Проанализировав изложенные выше нормативные акты, суд считает, что принятие решения о предоставлении отсрочки от призыва или о ее отмене возложено на призывную комиссию.
При таких данных суд приходит к выводу, что, давая Креневу Е.Ю. ответ от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности осуществления в отношении заявителя действий по призыву, Титенко О.И., являвшийся на том момент заместителем председателя призывной комиссии Ленинского района действовал в пределах своих полномочий, в связи с чем заявленные Креневым Е.Ю. требования о признании незаконными действий начальника отдела военного комиссариата Тульской области по Ленинскому району в отношении него ввиду превышения Титенко О.И. должностных полномочий, удовлетворению не подлежат.
Что касается заявленных Креневым Е.Ю. требований о признании незаконным бездействия призывной комиссии в части непроведения в отношении него мероприятий, связанных с призывом на военную службу, то при их разрешении суд учитывает, что заявитель является совершеннолетним, правоспособным и дееспособным гражданином РФ, по своему усмотрению распоряжается своими правами и несет предусмотренные действующим законодательством обязанности.
Основание предоставления Креневу Е.Ю. отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением по очной форме в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования является субъективно зависимым от волеизъявления призывника.
При наличии обстоятельств, дающих право на отсрочку от призыва на военную службу до 2013 года, то есть на время обучения, Кренев Е.Ю., написав соответствующее заявление, добровольно отказался от предоставленной ему отсрочки, в связи с чем, его желание быть призванным на военную службу обязывает призывную комиссию осуществить мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в том числе в виде его медицинского освидетельствования.
Доводы представителей призывной комиссии МО Ленинский район Тульской области и Военного комиссариата Тульской области о том, что такое право у призывной комиссии отсутствует в связи с наличием до настоящего времени оснований, по которым она была предоставлена, а именно обучение заявителя по очной форме в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, вышеуказанных выводов суда не опровергает, поскольку в данном случае имеет место письменный отказ Кренева Е.Ю. от предоставленной ему отсрочки, а вопрос об отчислении его из учебного заведения или о прекращении обучения на определенный срок, в том числе посредством предоставления академического отпуска, подлежит разрешению им по результатам проведенных в отношении него мероприятий, связанных с призывом, в том числе после его медицинского освидетельствования на предмет годности к военной службе.
С учетом изложенного заявленные Креневым Е.Ю. требования о признании бездействия призывной комиссии администрации МО Ленинский район Тульской области в части непроведения мероприятий, связанных с призывом Кренева Е.Ю. на военную службу, незаконными и об обязании призывной комиссию администрации МО Ленинский район Тульской области осуществить в отношении него мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», в том числе его медицинское освидетельствование, суд находит подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
заявленные Креневым Е.Ю. требования об оспаривании действий должностного лица, бездействия призывной комиссии, обязании осуществить призыв на военную службу удовлетворить частично.
Признать бездействие призывной комиссии администрации МО Ленинский район Тульской области в части непроведения мероприятий, связанных с призывом Кренева Е.Ю. на военную службу, незаконными.
Обязать призывную комиссию администрации МО Ленинский район Тульской области осуществить в отношении Кренева Е.Ю. мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
В остальной части в удовлетворении заявления Креневу Е.Ю. отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий