Дело № 2-1290/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2012 года город Тула
Центральный районный суд города Тулы в составе:
председательствующего Юнусовой Г.Ю.,
при секретаре Сергун Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Л.М. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, обязании назначить меры социальной поддержки, взыскании судебных расходов,
установил:
Васильева Л.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, обязании назначить меры социальной поддержки, взыскании судебных расходов, в котором просила суд признать отказ отдела социальной защиты населения по Советскому району Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в предоставлении ей мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и справки на приобретение льготного проездного билета, обязать назначить ей как ветерану труда ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ, выдать справку установленного образца для приобретения льготного проездного билета в порядке, предусмотренном Постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области», взыскать судебные расходы в размере <данные изъяты>.
В обоснование заявленных требований истец указала на то, что она с ДД.ММ.ГГГГ является ветераном труда и имеет удостоверение «Ветеран труда».
По мнению истца, она как ветеран труда в силу ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (с последующими изменениями и дополнениями) и Постановления администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» имеет право на указанные им меры социальной поддержки.
Однако в их предоставлении органами социальной защиты, куда она обращалась ДД.ММ.ГГГГ, ей было отказано.
В судебное заседание истец Васильева Л.М. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства дела извещена надлежащим образом, об
уважительности причин неявки суду не сообщила, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», по доверенности Савищев А.Е. в судебном заседании исковые требования Васильевой Л.М. не признал, указав, что истец в настоящее время не достигла возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть 55 лет, в связи, с чем правовых оснований для предоставления ей указанных мер социальной поддержки не имеется. Кроме того истец, как Почетный донор России, является получателем ежегодной денежной выплаты на основании Федерального закона от 09.06.1993 г. № 5142-1-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов».
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца Васильевой Л.М. надлежащим образом извещенной о времени и месте проведения судебного заседания, не представившей сведений о причинах неявки.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Васильевой Л.М. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Васильева Л.М. с ДД.ММ.ГГГГ является ветераном труда и с ДД.ММ.ГГГГ Почетным донором России, что подтверждается копией удостоверения «Ветеран труда» серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Комитетом социальной защиты населения г. Тулы департамента социального развития Тульской области, копией удостоверения «Почетный донор России» № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом-распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.
Из материалов дела также усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Васильева Л.М. в целях реализации ей как ветераном труда права на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, выдачи справки для реализации права на приобретение единого месячного льготного проездного билета, обратилась с соответствующим заявлением в орган социальной защиты населения.
Однако решением отдела социальной защиты населения по Советскому району от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении указанных мер социальной поддержки ей было отказано.
При разрешении заявленных истцом требований суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан, отнеся это правовое регулирование к полномочиям законодателя, который вправе осуществлять выбор тех или иных мер социальной защиты, определять круг получателей, порядок и условия их предоставления.
Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями).Действуя в пределах предоставленных полномочий в сфере социальной защиты, законодатель, создавая единую систему социальной защиты, определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, и установил конкретные меры социальной поддержки. В частности, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда в статье 1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены категории ветеранов и правовые гарантии их социальной защиты в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, к числу которых отнесены и ветераны труда.Согласно ст. 13 названного Федерального Закона социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.Как установлено по делу, истец является ветераном труда, что подтверждается имеющейся в деле копией указанного удостоверения.В соответствии со ст. 22 закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 93-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. В силу ст. 7 указанного Закона Тульской области ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.Вместе с тем в пункте 3 статьи 13 Федерального закона «О ветеранах» законодатель закрепил в качестве условия предоставления ветеранам мер социальной поддержки необходимость выбора ветераном одного из оснований предоставления социальной поддержки при наличии у него права на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.Частью 4 статьи 8 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (в редакции Закона Тульской области от 18.10.2011 N 1658-ЗТО) предусмотрено, что если гражданин имеет право на получение мер социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно по другому нормативно-правовому акту, социальная поддержка предоставляется либо по настоящему Закону, либо по другому нормативно-правовому акту по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.Данная правовая норма, указывающая на недопустимость одновременного предоставления мер социальной поддержки по федеральному и региональному законодательству, в установленном законом порядке недействительной или не подлежащей применению на момент разрешения данного спора не признана.В ходе судебного разбирательства дела судом установлено, что Васильева Л.М. с 2004 года является Почетным донором России и в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 09.06.1993 года № 5142-1-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» получает ежегодную денежную выплату как Почетный донор России, о чем свидетельствует протокол-распоряжение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» № от ДД.ММ.ГГГГ. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истец имеет право на получение мер социальной поддержки по двум основаниям: как Почетный донор России в соответствии с Федеральным законом «О донорстве крови и ее компонентов» и как ветеран труда по условиям и нормам Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и, будучи Почетным донором России, реализовала свое право на получение мер социальной поддержки, но в рамках федерального закона «О донорстве крови и ее компонентов». При этом отказываться от предусмотренных федеральным законом выплат истец не намерена, что исключает ее право на получение мер социальной поддержки как ветерана труда по условиям и нормам указанного выше Закона Тульской области. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Васильевой Л.М. о признании права на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и об обязании ее предоставить удовлетворению не подлежат. Исходя из вышеизложенных обстоятельств, суд считает необоснованными и требования Васильевой Л.М. о предоставлении ей в соответствии с Постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» права на получение единого месячного льготного проездного билета. Исходя из вышеизложенного суд также считает необходимым отказать в удовлетворении требований о взыскании с ответчика судебных расходов в сумме 1700 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Васильевой Л.М. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, обязании назначить меры социальной поддержки, взыскании судебных расходов, отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий