Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 апреля 2012 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Щербаковой Н.В.,
при секретаре Давыдовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Юракова В.А. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании права на меры социальной поддержки,
установил:
Юраков В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании права на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, понуждении выдать справку на приобретение единого месячного льготного проездного билета.
В обоснование заявленных требований Юраков В.А. указал на то, что является ветераном труда и в соответствии с Законом Тульской области № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» имеет право на получение мер социальной поддержки.
Однако в предоставлении этих мер органами социальной защиты, куда он обращался ДД.ММ.ГГГГ, ему было отказано.
В судебное заседание истец Юраков В.А. не явился, о времени и месте судебного разбирательства дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассматривать гражданское дело в отсутствии истца.
Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Московский М.В. исковые требования истца не признал в полном объеме, просил в их удовлетворении отказать, ссылаясь на тот факт, что истец не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с нормами действующего законодательства, что является условием назначения оспариваемой меры социальной поддержки. Кроме того, истец является «Почетным донором России» и пользуется льготами, предусмотренными Законом Российской Федерации от 09.06.1993 г. № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов». На основании вышеназванного закона, в соответствии с протоколом-распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным отделом социальной защиты населения по Привокзальному району, ему назначена ежегодная денежная выплата в размере 10556,38 руб., что исключает предоставление оспариваемых мер социальной поддержки.
Суд, выслушав возражения представителя Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Московского М.В., исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Юраков В.А. с ДД.ММ.ГГГГ является ветераном труда, а также Почетным донором России ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией удостоверения «Ветеран труда» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12), справкой Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» №, справкой Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Юраков В.А. в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ обратился в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, о выдаче ему справки для реализации права на приобретение единого месячного льготного проездного билета, которое в этот день было принято Отделом социальной защиты населения по Привокзальному району, но в удовлетворении данных требований истцу было отказано (л.д. 7-8), что представителем ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» в ходе судебного разбирательства по делу не отрицалось.
При разрешении заявленных истцом требований суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан, отнеся это правовое регулирование к полномочиям законодателя, который вправе осуществлять выбор тех или иных мер социальной защиты, определять круг получателей, порядок и условия их предоставления.
Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ).
Действуя в пределах предоставленных полномочий в сфере социальной защиты, законодатель, создавая единую систему социальной защиты, определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, и установил конкретные меры социальной поддержки.
В частности, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда в статье 1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены категории ветеранов и правовые гарантии их социальной защиты в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, к числу которых отнесены и ветераны труда.Согласно ст. 13 названного Федерального Закона социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Как установлено по делу, истец является ветераном труда, что подтверждается имеющейся в деле копией указанного удостоверения (л.д. 12).
В соответствии со ст. 22 закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 93-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
В силу ст. 7 указанного Закона Тульской области ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, предоставляется мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.
Вместе с тем в пункте 3 статьи 13 Федерального закона «О ветеранах» законодатель закрепил в качестве условия предоставления ветеранам мер социальной поддержки необходимость выбора ветераном одного из оснований предоставления социальной поддержки при наличии у него права на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Частью 4 статьи 8 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (в редакции Закона Тульской области от 18.10.2011 N 1658-ЗТО) предусмотрено, что если гражданин имеет право на получение мер социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно по другому нормативному правовому акту, социальная поддержка предоставляется либо по настоящему Закону, либо по другому нормативному правовому акту по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Данная правовая норма, указывающая на недопустимость одновременного предоставления мер социальной поддержки по федеральному и региональному законодательству, в установленном законом порядке недействительной или не подлежащей применению на момент разрешения данного спора не признана.
В ходе судебного разбирательства дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Юраков В.А. является Почетным донором России и в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 09.06.1993 года № 5142-1-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» получает ежегодную денежную выплату как Почетный донор России, что подтверждается справкой Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» №, справкой Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, Юраков В.А. имеет право на получение мер социальной поддержки по двум основаниям: как Почетный донор России в соответствии с Федеральным законом «О донорстве крови и ее компонентов» и как ветеран труда по условиям и нормам Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и, будучи Почетным донором России, реализовал свое право на получение мер социальной поддержки, но в рамках федерального закона «О донорстве крови и ее компонентов». При этом от предусмотренных федеральным законом выплат Юраков В.А. не отказывался, что исключает его право на момент рассмотрения настоящего иска на получение мер социальной поддержки как ветерана труда по условиям и нормам указанного выше Закона Тульской области.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Юракова В.А. о предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на основании Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО удовлетворены быть не могут.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств, суд считает необоснованными и требования Юракова В.А. о предоставлении ему в соответствии с Постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» права на получение единого месячного льготного проездного билета.
По изложенным мотивам суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Юракова В.А. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о понуждении предоставить меры социальной поддержки оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий