об оспаривании отказа в предоставлении мер социальной поддержки, понуждении выплачивать ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 апреля 2012 года                                    г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Щербаковой Н.В.,

при секретаре Давыдовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернопятовой Н.И. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», Министерству финансов РФ об оспаривании отказа в предоставлении мер социальной поддержки, понуждении выплачивать ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров,

установил:

Чернопятова Н.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о возложении обязанности назначить выплату денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ссылаясь на тот факт, что является вдовой инвалида, умершего вследствие заболевания, возникшего в связи с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ФИО.

На основании пункта 13 части первой статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ее муж являлся получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.

По мнению истицы, в соответствии с частью четвертой статьи 14 названного Закона указанная компенсация должна распространяться на вдов умерших инвалидов, однако ответчик отказывается в добровольном порядке назначить ей указанную сумму.

Просила суд обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выплатить ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров с учетом индексации в соответствии с законодательством РФ с момента обращения к ответчику.

В ходе рассмотрения дела Чернопятова Н.И. уточнила заявленные исковые требования и просила обязать ГУ «Управление социальной защиты населения г. Тулы» назначить ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в соответствии с законодательством РФ с апреля 2012 г., взыскать с ответчика задолженность по выплате денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с момента обращения к ответчику с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 7682 руб. 79 коп., а также судебные расходы по уплате при подаче искового заявления госпошлины – 200 руб. и по оплате услуг представителя – 3000 руб.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов РФ.

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Отделение Управления Федерального казначейства по г. Туле, Управление федерального казначейства по Тульской области, Министерство здравоохранения и социального развития Тульской области.

В судебное заседание истица не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просила суд о рассмотрении гражданского дела в ее отсутствие.

Представитель истицы Чернопятовой Н.И. по доверенности Дугина Л.М. исковые требования истицы поддержала и просила их удовлетворить, уточнив требования, просила не возмещать истцу уплаченной государственной пошлины, поскольку она уже возмещена истцу за счет средств федерального бюджета.

Представитель Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Шамин А.А. в судебном заседании исковые требования Чернопятовой Н.И. не признал, ссылаясь в обоснование возражений на тот факт, что право на компенсацию на приобретение продовольственных товаров не распространялось на жен граждан, получающих социальную поддержку по данному Закону, при их жизни, соответственно не распространяется и после смерти, в связи с чем, требования Чернопятовой Н.И. не основаны на нормах права.

Кроме того, согласно ст. 4 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ.

В целях реализации названного Закона принято постановление Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в котором определены, в том числе Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В п.1 названных Правил перечислены лица, которым гарантируется право компенсации на приобретение продовольственных товаров, но в их число не включены ни жены, ни вдовы инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы. Кроме того, у истца отсутствует необходимое для назначения оспариваемой выплаты заключение о причинной связи заболевания, приведшего к смерти ФИО с последствиями чернобыльской катастрофы. В иске Чернопятовой Н.И. просил отказать.

Представители соответчика Министерства финансов РФ, третьих лиц УФК по г. Туле, УФК по Тульской области, Министерство здравоохранения и социального развития в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, возражений по иску не представили.

Суд, выслушав объяснения представителя истицы Чернопятовой Н.И. по доверенности Дугиной Л.М., возражения представителя Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Шамина А.А., исследовав письменные доказательства по делу, пришел к следующему.

Как достоверно установлено в судебном заседании, Чернопятова Н.И. состояла в зарегистрированном браке с ФИО, инвалидом вследствие заболевания, полученного при выполнении работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверением серии на имя ФИО.

ФИО ответчиком выплачивалась ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, что сторонами не оспаривалось.

ФИО умер ДД.ММ.ГГГГ ( свидетельство о смерти серии от ДД.ММ.ГГГГ)

Согласно части четвертой статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 11 июля 2011 года N 206-ФЗ) меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2,3,7,8,12-15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.

Статья 4 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определяет, что меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В целях реализации названного Закона принято постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в котором определены, в том числе Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

24 сентября 2010 г. N 751 Правительством РФ было принято постановление, которым в Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", внесены изменения в части выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в статье 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что меры социальной поддержки распространяются и на членов семьи умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы.

Названная компенсация назначается указанным лицам с 01 ноября 2010 г.

Таким образом, истица имеет право на компенсацию на приобретение продовольственных товаров с момента ее обращения в Управление социальной защиты населения г. Тулы, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из приведенных выше обстоятельств, удовлетворению подлежат требования истца о взыскании с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в ее пользу задолженности по выплате денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 7682 рубля 79 коп., согласно расчету, указанному в уточнении к исковому заявлению, который суд находит правильным и соответствующим требованиям действующего законодательства.

В соответствии с содержанием ст. 5 Федерального закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусматривающей, что финансирование расходов, связанных с реализацией указанного закона является расходным обязательством Российской Федерации, оспариваемая выплата подлежит взысканию в пользу истца за счет средств федерального бюджета.

Суд в силу ст.ст. 98, 100 ГПК РФ взыскивает с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в пользу Чернопятовой Н.И. в счет возмещения судебных расходов по оплате услуг представителя – 3000 руб., полагая, что данная сумма с учетом конкретно оказанной истцу правовой помощи, в том числе анализа документов, составления искового заявления, отвечает требованиям разумности, установленным указанной правовой нормой.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Чернопятовой Н.И. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» назначить и выплачивать за счет средств федерального бюджета Чернопятовой Н.И. ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 668 (шестьсот шестьдесят восемь) рублей 62 копейки с последующей индексацией в порядке, установленном действующим законодательством.

Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в пользу Чернопятовой Н.И. за счет средств федерального бюджета задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 7682 (семь тысяч шестьсот восемьдесят два) рубля 79 копеек.

Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в пользу Чернопятовой Н.И. в возмещение судебных расходов по оплате услуг представителя 3000 (три тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий