РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2011 года город Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Петренко Р.Е.,
при секретаре Молофеевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2163/11 по иску прокурора Центрального района г.Тулы в интересах Российской Федерации к Управлению федеральной почтовой связи Тульской области - филиал ФГУП «Почта России», Управлению федеральной миграционной службы по Тульской области, Петросяну Г. о признании действий по принятию уведомления о прибытии иностранного гражданина незаконными, признании незаконной отметки о постановке на миграционный учет, обязании снять с миграционного учета,
установил:
прокурор Центрального района г. Тулы обратился в суд в интересах Российской Федерации к Управлению федеральной почтовой связи Тульской области - филиал ФГУП «Почта России», Управлению федеральной миграционной службы по Тульской области о признании действий по принятию уведомления о прибытии иностранного гражданина незаконными, признании незаконной постановки на миграционный учет, обязании снять с миграционного учета, указав в обоснование заявленных требований, что в соответствии со ст. ст. 20,21,22 Федерального закона № 109-ФЗ от 18.07.2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ № 9 от 15.01.2007 года утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Согласно п.п. 21,22,23,25,26,27,28 указанных Правил основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее - уведомление о прибытии). Принимающей стороной в установленные Федеральным законом сроки уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно либо направляться почтовым отправлением.
При этом законом предусмотрено, что уведомление о прибытии иностранного гражданина по месту пребывания должна представлять в органы почтовой связи принимающая сторона после проверки сведений о личности этого иностранного гражданина.
20.04.2011 года в прокуратуру Центрального района г.Тулы поступило обращение и.о. начальника отдела УФМС России по Тульской области в г. Туле ФИО4 о незаконном пребывании в Российской Федерации иностранных граждан.
По результатам проведенной проверки установлено, что 18 марта 2011 года оператором связи почтового отделения № 45 УФПС Тульской области филиала ФГУП «Почта России», расположенного по адресу: г<адрес> ФИО13 было принято уведомление о прибытии в место пребывания гражданина республики ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Принимающей стороной в данном уведомлении был указан ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес>. Факт принятия уведомления подтвержден печатью почтового отделения № 5 и подписью оператора связи ФИО5
Также проверкой установлено, что принимающая сторона - ФИО2 по учетам ОАСР УФМС России по Тульской области значится умершим (актовая запись от 19.07.2010 года). Таким образом, осуществить постановку на миграционный учет 18.03.2011 года иностранного гражданина Петросяна Г. он не мог.
Опрошенная по данному факту оператор связи ФИО5, пояснила, что принимала вышеуказанное уведомление от Петросяна Г. в отсутствие принимающей стороны.
С учетом изложенного прокурор просил признать действия УФПС Тульской области - филиала ФГУП «Почта России» по принятию уведомления о прибытии гражданина республики <данные изъяты> Петросяна .Г. по месту пребывания незаконными, признать постановку на миграционный учет по месту пребывания (<адрес>) гражданина республики <данные изъяты> Петросяна Гамлета незаконной, обязать УФМС по Тульской области снять с миграционного учета по месту пребывания (<адрес>) гражданина республики <данные изъяты> Петросяна Г..
В ходе судебного разбирательства прокурор Центрального района г. Тулы уточнил заявленные исковые требования, согласно которым просил признать действия УФПС <адрес> - филиала ФГУП «Почта России» по принятию уведомления о прибытии гражданина республики <данные изъяты> Петросяна Г. по месту пребывания незаконными; признать отметку в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина республики ФИО1 в место пребывания организации почтовой связи незаконной; обязать УФМС по Тульской области снять с миграционного учета по месту пребывания (<адрес>) гражданина республики <данные изъяты> Петросяна Г.
В судебном заседании старший помощник прокурора Центрального района г. Тулы Алексеев Д.О. уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика – Управления федеральной почтовой связи Тульской области - филиал ФГУП «Почта России» - по доверенности ФИО7 не возражала против уточненных исковых требований, пояснив, что действительно, оператором связи ФИО5 было допущено нарушение законодательства о миграционном учете иностранных граждан на территории России, что привело к незаконной постановке иностранного гражданина Петросяна Г. на миграционный учет.
Представитель ответчика - Управления федеральной миграционной службы по Тульской области - по доверенности ФИО8 не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований.
Привлеченный судом в порядке ст. 40 ГПК РФ в качестве ответчика Петросян Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом по известному месту жительства.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав объяснения участников по делу, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. ст. 11,12 Федерального закона № 109-ФЗ от 18.07.2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации. Иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять отдельные полномочия в области миграционного учета в соответствии с законодательством Российской Федерации. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляет, в том числе, следующие полномочия: регистрация иностранных граждан по месту жительства и учет иностранных граждан по месту пребывания; проставление отметки о регистрации иностранного гражданина по месту жительства в учетных документах органа миграционного учета, в виде на жительство или в разрешении на временное проживание иностранного гражданина; внесение в государственную информационную систему миграционного учета сведений о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания; контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета.
Согласно ст. 2 указанного закона местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) для целей названного закона признается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Стороной принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона) является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Миграционный учет имеет уведомительный характер, за исключением случаев, предусмотренных федеральным конституционным законом или федеральным законом.
Порядок уведомления при постановке на миграционный учет иностранных граждан установлен Постановлением Правительства РФ № 9 от 15.01.2007 года, которым утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Согласно п.п. 21,22,23,25,26,27,28 указанных Правил основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее - уведомление о прибытии). Принимающей стороной в установленные Федеральным законом сроки уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно либо направляться почтовым отправлением.
Судом установлено, что 20.04.2011 года в прокуратуру Центрального района г.Тулы поступило обращение и.о. начальника отдела УФМС России по Тульской области в г. Туле ФИО4 о незаконном пребывании в Российской Федерации иностранных граждан.
В том числе в письме сообщалось, что по результатам проведенной органами миграционной службы проверки установлено, что 18 марта 2011 года оператором связи почтового отделения № 45 УФПС Тульской области филиала ФГУП «Почта России», расположенного по адресу: <адрес>, ФИО5 было принято уведомление о прибытии в место пребывания гражданина республики <данные изъяты> Петросяна Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Принимающей стороной в данном уведомлении был указан ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес>. Факт принятия уведомления подтвержден печатью почтового отделения № 5 и подписью оператора связи ФИО5
Также проверкой установлено, что принимающая сторона - ФИО2 по учетам ОАСР УФМС России по Тульской области значится умершим (актовая запись о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ) и осуществить постановку на миграционный учет 18.03.2011 года иностранного гражданина Петросяна Г. он не мог.
Опрошенная по данному факту оператор связи ФИО5, пояснила, что принимала вышеуказанное уведомление от Петросяна Г. в отсутствие принимающей стороны, что подтверждено ее письменными объяснениями.
В соответствии с п.п. 25-28 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии.
Иностранный гражданин для заполнения бланка уведомления о прибытии предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, миграционную карту (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина) и (или) вид на жительство либо разрешение на временное проживание (для постоянно либо временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина).
Лицо, подающее уведомление о прибытии в организацию федеральной почтовой связи, обязано представить документ, удостоверяющий его личность.
При поступлении такого уведомления в органы почтовой связи оно подлежит направлению в орган миграционной службы, который в свою очередь заполняет форму отметки о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания (далее - отметка о приеме уведомления), и проставляет в отрывной части бланка уведомления о прибытии соответствующую отметку о принятии уведомления.
Данный порядок определен Административным регламентом по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации, утвержденным приказом № 159 от 06.07.2009 года Федеральной миграционной службы, зарегистрированным в Минюсте РФ 27 августа 2009 года приказ № 14635.
С учетом требований законодательства порядок приема уведомления о прибытии гражданина республики <данные изъяты> Петросяна Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был нарушен сотрудником органа почтовой связи, что в свою очередь привело к незаконной постановке отметки органом миграционной службы о принятии уведомления о прибытии Петросяна Г. в место пребывания.
Статьей 23 Федерального закона № 109-ФЗ от 18.07.2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» предусмотрены случаи снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания по решению органа миграционной службы.
Однако в этот перечень не входит возможность снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания по решению органа миграционной службы в случае нарушения миграционного законодательства (принятие уведомления без принимающей стороны).
В связи с тем, что гражданин республики <данные изъяты> Петросян Г. был поставлен на миграционный учет незаконно, он подлежит снятию с учета по месту пребывания по адресу: <адрес> судебном порядке.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Центрального района г. Тулы подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора Центрального района г. Тулы, предъявленный в интересах Российской Федерации, удовлетворить.
Признать действия УФПС Тульской области - филиала ФГУП «Почта России» по принятию уведомления о прибытии гражданина республики <данные изъяты> Петросяна Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по месту пребывания незаконными.
Признать отметку в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина республики <данные изъяты> Петросяна Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в место пребывания организации почтовой связи незаконной.
Обязать УФМС по Тульской области снять с миграционного учета по месту пребывания по адресу: <адрес> гражданина республики <данные изъяты> Петросяна Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: