решение от 31.05.2012 по иску прокурора г.Тулы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Тулы об обязании провести ремонт дорожного покрытия на пересечении ул.Сойфера и ул.Ленина г.Тулы.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      31 мая 2012 года                                                               город Тула

      Центральный районный суда г.Тулы в составе:

председательствующего Старцевой Т.Г.,

при секретаре Кузнецовой Н.А.,

с участием представителя истца помощника прокурора г.Тулы Ментусова И.С., представителя ответчика Администрации г. Тулы по доверенности Радецкой Н.Г., представителя третьего лица УМВД России по г.Туле по доверенности Булавинцевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1862/12 по иску прокурора г. Тулы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Тулы об обязании провести ремонт дорожного покрытия на пересечении улицы Сойфера и улицы Ленина г.Тулы,

установил:

      прокурор г. Тулы в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г. Тулы об обязании провести ремонт дорожного покрытия на пересечении улицы Сойфера и улицы Ленина г.Тулы.

      В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что прокуратурой г.Тулы совместно с УМВД России по г.Туле 20.04.2012 года проведена проверка состояния дорожного полотна автомобильной дороги по адресу: г.Тула, пересечение ул.Сойфера и ул.Ленина.

      Согласно акту УМВД России по г.Туле от 20.04.2012 года установлены недостатки дорожного покрытия по адресу: г.Тула, пересечение ул.Сойфера и ул.Ленина, а именно на всем протяжении проезжей части дороги имеются выбоины и повреждения покрытия.

      В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

      Частью 2 указанной статьи закреплено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

       В соответствии с п.5 ч.1 ст. 16 Устава муниципального образования город Тула, к вопросам местного значения муниципального образования относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Согласно ч.9 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

      На основании ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

      Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.

      Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.

      Из положений Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что безопасность дорожного движения - это состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

      В соответствии с п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

      В ходе проверки установлено, что на асфальтовом покрытии по адресу: г. Тула, пересечение ул. Сойфера и ул. Ленина имеются выбоины следующих размеров: 122 см длина*63 см ширина*7 см глубина; 180 см длина* 105 см ширина*5 см глубина; 194 см длина* 126 см ширина*7,5 см глубина; 134 см длина* 165 см ширина*8 см глубина; 129 см длина*58 см ширина*9 см глубина; 146 см длина*89 см ширина* 18 см глубина; 108 см длина*92 см ширина*5 см глубина; 139 см длина*93 см ширина* 12 см глубина; 172 см длина* 135 см ширина* 19 см глубина, что является нарушением норм п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а также создает угрозу безопасности дорожного движения и нарушает законные интересы неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования город Тула.

      Прокурор, согласно ст. 45 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

      На основании изложенного прокурор просил суд обязать Администрацию г. Тулы выполнить ремонтные работы дорожного покрытия по адресу: г.Тула, пересечение ул.Сойфера и ул.Ленина.

      В судебном заседании представитель истца по доверенности Ментусов И.С. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просил их удовлетворить в полном объеме.

      Представитель ответчика Администрации г. Тулы по доверенности Радецкая Н.Г. в судебном заседании исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения.

      Представитель третьего лица УМВД России по г.Туле по доверенности Булавинца М.А. в судебном заседании заявленные прокурором г.Тулы требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме.

      Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

      В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковыми требованиями в защиту интересов неопределенного круга лиц, к числу которых относятся и заявленные прокурором г.Тулы по настоящему делу требования о ремонте дорожного покрытия, поскольку это напрямую затрагивает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения, отражающей степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, предупреждения дорожно-транспортных происшествий.

      Как видно из материалов дела и установлено судом, 20.04.2012 года прокуратурой г.Тулы совместно с УМВД России по г.Туле была проведена проверка состояния дорожного покрытия автодорог Центрального района г.Тулы, о чем составлен акт выхода на место от 20.04.2012 года (л.д.7).

      Согласно данному акту дорожное покрытие на пересечении улицы Сойфера и улицы Ленина не соответствует требованиям пункта 3.1.2 ГОСТ Р 50597- 93 «Автомобильные дороги и улицы» в соответствии с которым предельные размеры отдельных просадок, выбоин автомобильных дорог, допустимых по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине – 5 см.

      Актом выхода на место от 20.04.2012 года установлено, что по адресу: г.Тула, пересечение ул.Сойфера и ул.Ленина имеются выбоины следующих размеров: 122 см длина*63 см ширина*7 см глубина; 180 см длина* 105 см ширина*5 см глубина; 194 см длина* 126 см ширина*7,5 см глубина; 134 см длина* 165 см ширина*8 см глубина; 129 см длина*58 см ширина*9 см глубина; 146 см длина*89 см ширина* 18 см глубина; 108 см длина*92 см ширина*5 см глубина; 139 см длина*93 см ширина* 12 см глубина; 172 см длина* 135 см ширина* 19 см глубина (л.д.7).

      Обстоятельства, установленные осмотрами дорожного покрытия, подтверждаются также представленными истцом фотоматериалами и представителем ответчика в судебном заседании не оспаривались, как и то, что дорожное покрытие на пересечении ул.Сойфера и ул.Ленина требует ремонта.

       В статье 12 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя установлено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий действует самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, при этом они обладают публично-властными полномочиями применительно к возложенным на местное самоуправление задачам, то есть выполняют функции публичной власти на соответствующем территориальном уровне.

      Согласно определению, данному в ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, среди которых дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения (п. 5 ч. 1 ст. 14; п. 5 ч. 1 ст. 15; п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ).

      В статье 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6); под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7), ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (п.11).

      К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (п. 9 ст. 6 указанного Закона).

      Статьей 13 того же Закона определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п.6), утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (п.11).

      Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с последующими изменениями и дополнениями) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог, то есть на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

       Статьей 53 Устава муниципального образования город Тула в редакции от 28 января 2009 года установлено, что Администрация города (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тульской области.

      К числу вопросов местного значения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 16 Устава).

      Проанализировав приведенные выше правовые акты в их системной взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что Администрация г.Тулы, как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования г.Тулы, наделена полномочиями по решению вопросов, связанных с осуществлением дорожной деятельности, в том числе, и по ремонту дорожного покрытия.

      Исходя из установленных по делу обстоятельств, исковые требования прокурора г.Тулы к Администрации г.Тулы об обязании ответчика провести ремонтные работы дорожного покрытия на пересечении улицы Сойфера и улицы Ленина г.Тулы суд находит подлежащими удовлетворению, поскольку ответчиком не выполняется надлежащим образом возложенная п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и не реализуются полномочия, установленные ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…» по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения.

Что касается доводов Администрации г. Тулы, что она является ненадлежащим ответчиком по данному делу в связи с тем, что функции по осуществлению полномочий органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности возложены на Управление жизнеобеспечения и благоустройства администрации г.Тулы, то с ними согласиться нельзя, поскольку по смыслу приведенных выше правовых норм деятельность по организации и контролю осуществления указанных функций являются прерогативой именно органа местного самоуправления.

При этом, как достоверно установлено по делу, названные функции Администрацией г. Тулы как органом местного самоуправления надлежащим образом не исполнены.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

                                                 решил:

      исковые требования прокурора г. Тулы к Администрации г. Тулы об обязании провести ремонт дорожного покрытия на пересечении улицы Сойфера и улицы Ленина г.Тулы удовлетворить.

      Обязать Администрацию г. Тулы провести ремонт дорожного покрытия по адресу: г.Тула, пересечение улицы Сойфера и улицы Ленина.

      Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий