28.05.2012 г. по иску Семина Д.В. к Администрации г. Тулы о признании незаконным постановления с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной целевой программы `Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период 2009-2015 годы`



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 мая 2012 года                                                                                                           г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Жигулиной М.А.,

при секретаре Орловой Е.В.,

с участием истца Семина Д.В., представителя ответчика Администрации г. Тулы по доверенности Синдеева М.М., третьего лица Бабаянц С.З., действующей также в интересах несовершеннолетнего Семина Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1713/12 по иску Семина Д.В. к Администрации г. Тулы о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ года «Об отказе в признании молодой семьи Семина Д.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий» с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период 2009-2015 годы»,

    у с т а н о в и л :

Семин Д.В. обратился в суд с иском к Администрации г. Тулы о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ года «Об отказе в признании молодой семьи Семина Д.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий» с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период 2009-2015 годы».

В обоснование иска указал, что в <данные изъяты> года их семья подала заявление о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период 2009-2015 годы», поскольку зарегистрированы по адресу: <адрес>, на каждого члена их семьи приходится по 10,6 кв.м, что менее учетной нормы общей площади жилого помещения.

Однако согласно заключению комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Тулы ДД.ММ.ГГГГ последняя пришла к выводу о том, что ими были намеренно ухудшены свои жилищные условия, что послужило к отказу в удовлетворении их заявления.

С указанным решением и заключением комиссии не согласен, поскольку комиссией не были учтены жилищные права его супруги Бабаянц С.З.

В частности, в <данные изъяты> году их молодая семья была зарегистрирована по адресу: <адрес>, в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его отцу. Общая площадь квартиры составляла 65,1 кв.м, в квартире было зарегистрировано 5 членов семьи собственника и один наниматель Бабаянц С.З.

Полагает, что Бабаянц С.З. являлась нуждающейся в жилом помещении в силу ст. 51 Жилищного кодекса РФ, так как жилого помещения, занимаемого ею на условиях социального найма, в качестве члена семьи нанимателя, равно как и в собственности у нее не имелось. Не являлась она и членом семьи собственника жилого помещения.

Следовательно, общая жилая площадь, приходящаяся на их семью составляла на тот момент 26,04 кв.м, что в пересчете на каждого члена их семьи менее учетной нормы.

Занимаемое ими жилое помещение было продано собственником, они были вынуждены приобрести в собственность отдельное жилье - <адрес>, общей площадью 31,9 кв.м, при этом они фактически улучшили свои жилищные условия и их действия не носили умышленного характера, направленного на ухудшение имеющихся у них жилищных условий.

    В судебном заседании:

    Истец Семин Д.В. исковые требования поддержал по заявленным основаниям, просил удовлетворить. Дополнительно пояснил, что Бабаян С.З. вселена в <адрес> как его супруга, им была выделена комната площадью 10 кв.м, где они проживали с супругой вдвоем, а после рождения сына – втроем. Практически в указанной квартире проживало две семьи.

    Представитель ответчика Администрации г. Тулы по доверенности Синдеев М.М. иск не признал, указал на обоснованность и законность составленного комиссией по жилищным вопросам администрации г. Тулы заключения, на основании которого было принято оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ. При рассмотрении заявления Семина Д.В. были приняты во внимание все обстоятельства и условия приобретения прав на жилые помещения членами семьи Семина Д.В. за пятилетний период, предшествующий обращению с заявлением. Установлено, что по адресу : <адрес>, на каждого члена семьи собственника приходилось по 13,02 кв.м, то есть более учетной нормы. А вселение Бабаянц С.З. и последующее приобретение Семиным Д.В. жилого помещения по адресу: <адрес>, привело к ухудшению жилищных условий Семина Д.В. и членов его семьи. Решение комиссией принято при наличии кворума в законном составе.

    Третье лицо Бабаянц С.З., действующая также в интересах несовершеннолетнего ФИО19 с исковыми требованиями согласилась, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просила удовлетворить заявленные Семиным Д.В. исковые требования.

    Представитель третьего лица Управления по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации г. Тулы не явился, извещен, о причинах своей неявки суд не уведомил.

    Выслушав присутствующих лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации, ст. 3 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

    Оспариваемым истцом постановлением Администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ молодой семье Семина Д.В., зарегистрированной по адресу: <адрес>, отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период с 2009 по 2015 годы» по основаниям, предусмотренным ст. 54 Жилищного кодекса РФ: не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ пятилетний срок со дня совершения намеренных действий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

    Как следует из данного постановления, оно принято по результатам рассмотрения протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Тулы.

    Анализируя оспариваемое постановление и протокол от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Тулы на предмет соблюдения требований действующего законодательства и прав граждан при рассмотрении заявления Семина Д.В., суд руководствуется следующим.

Статья ст. 7 Конституции Российской Федерации, провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты со стороны государства (ч.1 ст. 38 Конституции Российской Федерации).

В частности, одним из основных начал жилищного законодательства    определена необходимость обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами прав на жилище, беспрепятственного осуществления, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ).

Часть 2 ст. 40 Конституции РФ определяет, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 года №675 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы. В ее состав включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 года №285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

Действие данных программ продлено до 2015 года.

В целях реализации указанной подпрограммы Администрацией г. Тулы принято постановление от 30.04.2009 года № 290 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009-2012 годы», действие которой также продлено до 2015 года.

Муниципальная долгосрочная целевая программа является составной частью долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009-2012 годы», а также подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

Целью данной Программы является государственная и муниципальная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Основными задачами Программы являются: предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Согласно пункту 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных постановлением Правительства РФ, от 13.05.2006 года № 285 (с последующими изменениями и дополнениями), участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Пунктом 6 вышеуказанных Правил предусмотрено, что применительно к Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно пункту 5.5. Положения об организации работы по реализации муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2012 годы», утвержденного постановлением Администрации г. Тулы от 19.06.2009 года № 1755, признание молодой семьи в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты с целью участия в Программе, возлагается на комиссию, создаваемую администрацией города Тулы.

В соответствии с п. 5.6. названного положения, решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участником Программы принимается Комиссией в течение десяти рабочих дней с даты представления заявления с полным пакетом документов. Решение о признании молодой семьи участником Программы утверждается постановлением администрации г. Тулы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется управлением по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации г. Тулы.

Судом установлено, что Семин Д.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в Администрацию г. Тулы о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период 2009-2015 годы» его семьи в составе трех человек: его самого, супруги Бабаянц С.З., несовершеннолетнего сына ФИО15.

Проверяя соблюдение установленного порядка рассмотрения заявлений молодых семей на предмет их признания нуждающимися в улучшении жилищных условий в рамках данной муниципальной долгосрочной целевой программы, компетентность органа, принявшего решение об отказе в признании молодой семьи Семина Д.В. нуждающейся в улучшении жилищных условиях, суд с учетом постановления Администрации г. Тулы от 25.03.2010 года №989, приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемого решения сроки, порядок и компетенция комиссии нарушены не были. Кворум на заседании комиссии ДД.ММ.ГГГГ имелся.

Анализируя основания и правомерность постановленного решения об отказе в признании молодой семьи Семина Д.В. нуждающейся в улучшении жилищных условиях суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы

Согласно части 2 указанной статьи при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В силу ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Судом установлено, что Семин Д.В. ДД.ММ.ГГГГ заключил брак с Бабаянц С.З. (запись акта о заключении брака ), что подтверждается свидетельством о браке серии . От брака имеют совместного ребенка ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Семин Д.В. вместе с супругой Бабаянц С.З. и их несовершеннолетним сыном ФИО17, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>.

Указанное жилое помещение согласно представленным Семиным Д.В. в комиссию по жилищным вопросам документам (ордеру на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ, справке о полной выплате пая от ДД.ММ.ГГГГ и регистрационному удостоверению от ДД.ММ.ГГГГ) принадлежало на праве собственности его отцу ФИО9

Лицами, зарегистрированными в указанной квартире, помимо членов семьи Семина Д.В. значились ФИО9, ФИО10, ФИО11 При этом все зарегистрированные в квартире лица, за исключением Бабаянц С.З. проживали в квартире в качестве членов семьи собственника. Бабаянц С.З. пользовалась жилым помещением на условиях найма, вселена в квартиру как член семьи Семина Д.В.

Общая площадь данного жилого помещения составляла 65,1 кв.м, на каждого зарегистрированного в ней фактически приходилось по 10,85 кв.м, что менее учетной нормы, установленной решением Тульской городской Думы от 22.06.2005 года №67/1294.

При этом на семью Семина Д.В. по правилам ст. 51 Жилищного кодекса РФ приходилось 26,04 кв.м, поскольку он и его несовершеннолетний сын обладали правом на пользование указанным жилым помещением в размере по 13,02 кв.м каждый, а Бабаянц С.З. правом на жилое помещение, учитываемом в порядке ст. 51 Жилищного кодекса РФ, не обладала.

Изложенное также подтверждается: справками Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» об отсутствии сведений о правах на недвижимое имущество, в том числе, возникших до 1997 года; уведомлениями об отсутствии сведений о правах отдельного лица, на имеющиеся или имевшихся у него ранее объекты недвижимого имущества.

В связи с продажей ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения – <адрес> ФИО9, семьей Семина Д.В. была приобретена однокомнатная <адрес>, общей площадью 31,9 кв.м. Право собственности на данное жилое помещение оформлено на имя Семина Д.В., что подтверждается договором купли-продажи квартиры, зарегистрированным ДД.ММ.ГГГГ, и свидетельством о регистрации права Семина Д.В. от ДД.ММ.ГГГГ. В результате приобретения данного жилого помещения на каждого члена семьи Семина Д.В. стало приходиться по 10,63 кв.м, что улучшило их жилищные условия, но по-прежнему менее учетной нормы.

Проанализировав представленные суду доказательства с учетом положений ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ, принимая во внимание установленные обстоятельства и вышеприведенные нормы материального права, суд находит оспариваемое постановление Администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ и решение комиссии по жилищным вопросам при Администрации г. Тулы не соответствующими положениям действующего законодательства, постановленными без учета требований ст. 51 Жилищного кодекса РФ и объема жилищных прав каждого члена семьи Семина Д.В. за пятилетний период, предшествующий его обращению с заявлением о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Регистрация супруги истца по месту его жительства, по мнению суда, не является намеренными действиями, направленными на ухудшение своих жилищных условий с целью постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку супруга (Бабаянц С.З.) была вселена в <адрес> по месту жительства своего мужа и сына ДД.ММ.ГГГГ, и у Семина Д.В. и членов его семьи не было умысла на ухудшение жилищных условий. Данное обстоятельство согласно правовой позиции изложенной в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 19.04.2007 года №258-О-О не может служить основанием для признания искусственным ухудшением жилищных условий.

При таких обстоятельствах исковые требования Семина Д.В. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Семина Д.В. удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в признании молодой семьи Семина Д.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий» с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период 2009-2015 годы».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.

Судья: