1.06.2012 г. по иску Васюковой В.Г. о признании моложой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной программы `Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период 2009-2015 годы`



Дело № 2-1671/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 июня 2012 года                                                                                                      г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Жигулиной М.А.,

при секретаре Орловой Е.В.,

с участием представителя истицы по ордеру Бондарчук Л.В., представителя ответчика Администрации г. Тулы по доверенности Радецкой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1671/12 по иску Васюковой В.Г. к Администрации г. Тулы о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период 2009-2015 годы»,

установил:

Васюкова В.Г. обратилась в суд с иском к Администрации г. Тулы о признании молодой семьи Васюковой В.Г. нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период 2009-2015 годы».

В обоснование иска указала, что в <данные изъяты> года их семья подала заявление о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период 2009-2015 годы», поскольку с учетом имеющейся общей суммарной площади, находящейся в их собственности, на каждого члена их семьи приходится менее учетной нормы общей площади жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Тулы по рассмотрению ее заявления, ей было отказано по тем основаниям, что ее семьей в течение пяти предшествующих обращению лет были намеренно ухудшены жилищные условия.

На основании протокола комиссии вынесено постановление Администрации г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в признании молодой семьи Васюковой В.Г. нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2015 годы».

С указанным решением комиссии и Постановлением Администрации г. Тулы не согласна, поскольку комиссией не были учтены жилищные права ее супруга Васюкова А.В. и несовершеннолетнего сына ФИО2, <данные изъяты> года рождения.

    Ее вселение с ребенком в квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, к мужу, а также регистрация в названном жилом помещении не свидетельствует, по ее мнению, о совершении преднамеренных действий по ухудшению жилищных условий.

    Истица просила суд признать ее молодую семью нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период 2009-2015 годы».

    В судебном заседании:

    Истица Васюкова В.Г., действующая также как законный представитель несовершеннолетнего Васюкова Г.А., не явилась, о времени и месте извещена надлежащим образом, в адресованном суду заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

    Представитель истицы Васюковой В.Г. по ордеру адвокат Бондарчук Л.В. исковые требования поддержала по заявленным основаниям, просила удовлетворить.

    Представитель ответчика Администрации г. Тулы по доверенности Радецкая Н.Г. исковые требования не признала, указала на обоснованность и законность принятого комиссией по жилищным вопросам администрации г. Тулы решения, на основании которого было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ. При рассмотрении заявления Васюковой В.Г. были приняты во внимание все обстоятельства и условия приобретения прав на жилые помещения членами семьи Васюковой В.Г. за пятилетний период, предшествующий обращению с заявлением. Установлено, что по адресу: <адрес>, истица с сыном была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ, на общей площади 47,10 кв. м. Ранее они были зарегистрированы по адресу: <адрес> на общей площади 58,3 кв.м. При этом на данной площади вместе с Васюковой В.Г. и ФИО2 были зарегистрированы еще 3 человека, и на каждого члена семьи приходилось по 11,66 кв.м. общей площади, что является более учетной нормы, установленной Решением Тульской городской Думы от 22.06.2005 года № 67/1294. До момента регистрации ДД.ММ.ГГГГ по новому адресу они не являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий.

    Васюков А.В., супруг истицы, был зарегистрирован по адресу: <адрес> на общей площади 47,10 кв.м. На данной площади вместе с ним были зарегистрированы еще 2 человека и на каждого из них приходилось по 15,7 кв.м. общей площади. Поэтому до ДД.ММ.ГГГГ он также не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий.

    Жилищная комиссия, по мнению ответчика, правомерно пришла к выводу о намеренном ухудшении жилищных условий истцом, поскольку до регистрации Васюковой В.Г. и сына ФИО2 по адресу: <адрес> они не нуждались в улучшении жилищных условий.

    Третье лицо, привлеченное к участию в деле определением от 24.05.2012 года, Васюков А.В., действующий также как законный представитель несовершеннолетнего ФИО2, не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, в адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

    Выслушав представителя истца Бондарчук Л.В., представителя ответчика – Администрации г. Тулы по доверенности Радецкую Н.Г., допросив свидетелей ФИО9, ФИО10, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

    Как следует из постановления Администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ , молодой семье Васюковой В.Г., зарегистрированной по адресу: <адрес>, отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период с 2009 по 2015 годы» по основаниям, предусмотренным ст.54 Жилищного кодекса РФ: не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ пятилетний срок со дня совершения намеренных действий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

    Данное постановление принято по результатам рассмотрения протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации г.Тулы.

    Анализируя указанное постановление и протокол от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Тулы на предмет соблюдения требований действующего законодательства и прав граждан при рассмотрении заявления Васюковой В.Г., суд руководствуется следующим.

Статья ст. 7 Конституции Российской Федерации, провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты со стороны государства (ч.1 ст. 38 Конституции Российской Федерации).

В частности, одним из основных начал жилищного законодательства    определена необходимость обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами прав на жилище, беспрепятственного осуществления, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ).

Часть 2 ст. 40 Конституции РФ определяет, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 года №675 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы. В ее состав включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 года №285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

Действие данных программ продлено до 2015 года.

В целях реализации указанной подпрограммы Администрацией г. Тулы принято постановление от 30.04.2009 года № 290 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009-2012 годы», действие которой также продлено до 2015 года.

Муниципальная долгосрочная целевая программа является составной частью долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009-2012 годы», а также подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

Целью данной Программы является государственная и муниципальная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Основными задачами Программы являются: предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Согласно пункту 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных постановлением Правительства РФ, от 13.05.2006 года № 285 (с последующими изменениями и дополнениями), участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Пунктом 6 вышеуказанных Правил предусмотрено, что применительно к Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно пункту 5.5. Положения об организации работы по реализации муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2012 годы», утвержденного постановлением Администрации г. Тулы от 19.06.2009 года № 1755, признание молодой семьи в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты с целью участия в Программе, возлагается на комиссию, создаваемую администрацией города Тулы.

В соответствии с п. 5.6. названного положения, решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участником Программы принимается Комиссией в течение десяти рабочих дней с даты представления заявления с полным пакетом документов. Решение о признании молодой семьи участником Программы утверждается постановлением администрации г. Тулы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется управлением по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации г. Тулы.

Судом установлено, что Васюкова В.Г. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в Администрацию г. Тулы о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период 2009-2015 годы» ее семьи в составе трех человек: ее самой, супруга Васюкова А.В., несовершеннолетнего сына ФИО2

Проверяя соблюдение установленного порядка рассмотрения заявлений молодых семей на предмет их признания нуждающимися в улучшении жилищных условий в рамках данной муниципальной долгосрочной целевой программы, компетентность органа, принявшего решение об отказе в признании молодой семьи Васюковой В.Г. нуждающейся в улучшении жилищных условиях, суд с учетом постановления Администрации г. Тулы от 25.03.2010 года №989, приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемого решения сроки, порядок и компетенция комиссии нарушены не были. Кворум на заседании комиссии ДД.ММ.ГГГГ имелся.

Анализируя основания и правомерность постановленного решения об отказе в признании молодой семьи Васюковой В.Г. нуждающейся в улучшении жилищных условиях суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Согласно ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

При этом в силу ч. 2 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, Жилищным кодексом РФ.

Согласно п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

В соответствии с п. 2 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 16.03.2010 года № КАС10-86 «Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 14.01.2010 года № ГКПИ09-1558, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца первого пункта 28 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713», Закон Российской Федерации «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не содержит ограничений в части регистрации несовершеннолетних детей по месту жительства родителей или одного из них.

Судом установлено, что ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ заключила брак с Васюковым А.В. (запись акта о заключении брака ), что подтверждается свидетельством о браке серии (л.д. 13), после заключения брака присвоены фамилии мужу – Васюков, жене - Васюкова. От брака имеют совместного ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

На момент заключения брака и до ДД.ММ.ГГГГ Васюкова В.Г. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается паспортными данными истицы (л.д. 71-73), выпиской из лицевого счета.

Указанное жилое помещение принадлежит ей на праве совместной собственности наряду с ФИО12, ФИО14, ФИО13, что подтверждается справкой ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральной БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, составленной на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ, выданного <данные изъяты>. (л.д. 86).

Общая площадь названной квартиры составляет 58,3 кв.м.

Согласно выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ по указанному адресу были также зарегистрированы: ФИО12, ФИО13, ФИО14, как сособственники названной квартиры (л.д. 84).

А несовершеннолетний ФИО2 с момента своего рождения до ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по данному адресу по месту регистрации по месту жительства матери. Доказательств наличия у него иных оснований возникновения права пользования названным жилым помещением суду не представлено.

Таким образом, с учетом положений ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 244, 245 ГК РФ несовершеннолетний ФИО2 приобрел право пользования данным жилым помещением в размере площади, приходящейся на долю его матери Васюковой В.Г. - собственника жилого помещения, предоставившего жилое помещение в пользование.

Супруг истицы Васюков А.В. с <данные изъяты> года по настоящее время зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>

Указанное жилое помещение принадлежит ему на праве совместной собственности наряду с ФИО15 и ФИО16, о чем свидетельствуют договор передачи от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационное удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый паспорт помещения (л.д. 18-22).

Общая площадь квартиры составляет 47,1 кв.м.

Супруга Васюкова В.Г. и его несовершеннолетний сын ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы в указанное жилое помещение как члены его семьи. Доказательств наличия иных оснований для возникновения у них права пользования данным жилым помещением суду не представлено.

Таким образом, несовершеннолетний ребенок и супруга вселены в <адрес> на жилую площадь, приходящуюся Васюкову А.В., в качестве членов его семьи и у них возникло право на пользование жилым помещением лишь в объеме, принадлежащих ему прав, как участнику совместной собственности.

Определяя величину приходящейся на каждого члена семьи Васюковой В.Г. до ДД.ММ.ГГГГ и после указанной даты по правилам ст. 51 Жилищного кодекса РФ, суд учитывает следующее.

Общая площадь квартиры <адрес> составляет 47,1 кв. м, следовательно, на каждого из участников совместной собственности, в том числе Васюкова А.В., приходится по 15,7 кв. м общей площади.

При этом за Васюковой В.Г. сохраняется право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 58,3 кв.м., где она является одним из четырех участников совместной собственности, то есть на ее долю приходится 14,57 кв.м.

Доказательств тому, что соотношение долей в праве общей собственности на названные жилые помещения изменено соглашением участников общей собственности, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, с учетом правил ст. 51 Жилищного кодекса РФ, на семью Васюковых как до снятия ДД.ММ.ГГГГ истицы с несовершеннолетним сыном с регистрационного учета по <адрес>, так и после их регистрации по месту жительства Васюкова А.В. ( <адрес>) приходилось по 10,09 кв.м, что менее учетной нормы, установленной решением Тульской городской Думы от 22.06.2005 года №67/1294. Следовательно, имеются основания для признания молодой семьи Васюковой В.Г. нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Регистрация истца и ее несовершеннолетнего сына по месту жительства ее супруга, по мнению суда, в рассматриваемом случае не является намеренными действиями, направленными на ухудшение жилищных условий семьи с целью постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку истица фактически была вселена в <адрес> по месту жительства своего мужа в <данные изъяты> году, несовершеннолетний сын в <данные изъяты> году, после его рождения по месту жительства своих родителей. Данное обстоятельство согласно правовой позиции изложенной в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 19.04.2007 года №258-О-О не может служить основанием для признания искусственным ухудшением жилищных условий.

Смена регистрации истицы и ее несовершеннолетнего сына не изменила обеспеченность семьи Васюковой В.Г. в целом в жилых помещениях.

Таким образом, в течение 5 лет, предшествующих обращению Васюковой В.Г. с заявлением о признании ее молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, жилищные условия членов семьи Васюковой В.Г. в сторону ухудшения в смысле положений ст. 51 Жилищного кодекса РФ не изменялись.

Расчет площади, произведенный комиссией по жилищным вопросам исходя из фактического количества лиц, проживающих в квартирах, участниками общей собственности в которых являются Васюков А.В. и Васюкова В.Г., неверен. Данный расчет отражает величину общей площади данных жилых помещений, приходящуюся на каждого проживающего в них, без учета относимости такого лица к членам семьи Васюковой В.Г., и оснований его права пользования жилым помещением, поэтому не может быть признан достоверно отражающим нуждаемость членов семьи Васюковой В.Г. в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах оснований для применения положений ст.ст. 53, 54 Жилищного кодекса РФ не имеется.

Доказательств наличия иных оснований для отказа в признании данной молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий суду не представлено, представителем администрации г. Тулы в своих возражениях не приведено.

Фактическое вселение истицы к супругу Васюкову А.В. в <данные изъяты> и их совместное проживание одной семьей в <адрес> также подтверждается показаниями допрошенных свидетелей ФИО9, ФИО10, письменными доказательствами: выписным эпикризом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 64), выписным эпикризом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 65), выпиской из истории болезни от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 56), выпиской из истории болезни стационарного больного от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 59), выписным эпикризом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 60), выпиской из истории болезни от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 61), справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 62), квитанциями об оплате услуг МДОУ , МДОУ (л.д. 58), справкой на получение путевки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 57).

Факт совместного проживания Васюковой В.Г. и членов ее семьи по адресу: <адрес> ответчиком не оспаривался.

Проанализировав представленные суду доказательства с учетом положений ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ, и вышеприведенных норм материального права, суд находит постановление Администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ и решение комиссии по жилищным вопросам при Администрации г. Тулы противоречащими положениям действующего жилищного законодательства, постановленными без учета требований ст.ст. 30, 31, 51 Жилищного кодекса РФ.

Ответчиком в нарушение ст. 55 Конституции РФ необоснованно созданы препятствия для реализации жилищных прав истицы и ее молодой семьи.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Васюковой В.Г. удовлетворить.

Признать молодую семью Васюковых В.Г. и А.В. с их несовершеннолетним сыном ФИО22 нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2012 годы».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.

Судья: