31.05.2012 г. по иску Семенского А.В. о предоставлении мер социальной поддержки



Дело № 2-1828/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 мая 2012 года                                                                                        город Тула

Центральный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего Жигулиной М.А.,

при секретаре Орловой Е.В.,

с участием истца Семенского А.В. представителя ответчика – ГУ ТО «УСЗН г.Тулы», по доверенности Шамина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1828/2012 по иску Семенского А.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании права на меры социальной поддержки, об обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату, об обязании выдать справку на приобретение льготного проездного билета, об обязании предоставить меру социальной поддержки по 50% оплате жилья и коммунальных услуг,

установил:

Семенской А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» (далее – ГУ ТО УСЗН г. Тулы) о признании права на меры социальной поддержки, об обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату, об обязании выдать справку на приобретение льготного проездного билета, об обязании предоставить меру социальной поддержки по 50% оплате жилья и коммунальных услуг.

В обоснование заявленных требований истец указал на то, что является ветераном труда с 19.03.2012 года, федеральным государственным гражданским служащим, имеющим право на пенсию за выслугу лет, и в соответствии с Законом Тульской области №493-ЗТО от 28.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» имеет право на получение мер социальной поддержки.

Однако в предоставлении этих мер органами социальной защиты, куда он обращался 10.04.2012 года, ему было отказано.

В силу изложенного истец просит удовлетворить его требования в полном объеме, признав право на указанные им в заявлении меры социальной поддержки, обязав Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» назначить ему с 10.04.2012 года ежемесячную денежную выплату, выдать справку для приобретения единого месячного льготного проездного билета, назначить с 1.01.2012 года ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, а также возместить ему судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины при подаче иска в суд, в размере 220 руб. и расходы по оформлению государственной пошлины в сумме 20 руб.

В судебном заседании:

Истец Семенской А.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить. Дополнительно пояснил, что имеет право на получение пенсии за выслугу лет, которая составляет более <данные изъяты> лет. Полагает, что факт неполучения им пенсии не может рассматриваться как обстоятельство, исключающее его право на получение мер социальной поддержки. При увольнении с государственной службы у него возникнет право на получение пенсии за выслугу лет, полагает, что его права как государственного служащего на пенсию по выслуге лет ничем не отличаются от аналогичных прав военнослужащих.

Представитель ответчика – Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», по доверенности Шамин А.А. исковые требования Семенского А.В. не признал, просил в их удовлетворении отказать, мотивируя это тем, что истец не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с чем правовых оснований для предоставления ему указанных мер социальной поддержки не имеется. Пенсия за выслугу лет государственных гражданских служащих не является самостоятельным видом пенсии, назначается дополнительно к трудовой по достижении возраста или в случае инвалидности, и не порождает права на получение мер социальной поддержки.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31.12.2004 года), а при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31.12.2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 22.08.2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, к которой отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

Действие Закона Тульской области № 493-ЗТО распространяется на правоотношения, возникшие с 1.01.2005 года.

Согласно ст. 7 данного закона Тульской области ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года, имеют право на ежемесячную денежную выплату.

Порядок ее назначения и предоставления отдельным категориям жителей Тульской области утвержден Постановлением Администрации Тульской области «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 15.03.2005 года № 201.

Постановлением Администрации Тульской области «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» от 15.02.2006 года № 83 введен на территории Тульской области единый месячный льготный проездной билет на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси), в том числе, для ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

Семенской А.В. является ветераном труда, что подтверждается удостоверением серии от 19.03.2012 года, выданным Государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» (л.д. 11), и имеет право на льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных ст. 22 Федерального закона «О ветеранах», Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», иными нормативными актами, принятыми в отношении данной категории граждан.

При этом суд принимает во внимание доводы представителя ответчика о необходимости учета наличия у заявителя возраста, дающего право на назначение пенсии, в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вместе с тем, не может согласиться с позицией ответчика о распространении данных требований на правоотношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (предоставление ежемесячной денежной выплаты) и Постановлением Администрации Тульской области «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» от 15.02.2006 года № 83. Данные нормы не предусматривают такого ограничения предоставления мер социальной поддержки в виде получения ежемесячной денежной выплаты и выдачи справки на приобретение льготного проездного билета как достижение лицом, претендующим на их получение, конкретного возраста или получения им какого-либо вида пенсии.

Исходя из установленных обстоятельств и требований закона, суд находит требования Семенского А.В. в указанной части подлежащими удовлетворению. Семенской А.В. в силу вышеприведенных положений действующего законодательства имеет право на получение социальной поддержки, предусмотренных ст. 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», Постановлением Администрации Тульской области «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» от 15.02.2006 года № 83.

Обязанность по предоставлению истцу этих мер социальной поддержки должна быть возложена на Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Тулы».

Разрешая исковые требования Семенского А.В. в части требований о признании за ним права на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, об обязании предоставить указанные меры социальной поддержки с 1.12.2012 года суд находит их, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 13 (п. 4 ч. 1) Федерального закона «О ветеранах» определяет оплату коммунальных услуг как одну из мер социальной поддержки ветеранов.

Порядок предоставления данной меры социальной поддержки ветеранам труда с учетом положений ст. 22 данного Федерального закона определяется в рассматриваемом случае Законом Тульской области от 28.12.2004 года №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Согласно ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 года №493-ЗТО ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области, и ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива, производится ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ года, выданной <данные изъяты>, Семенской А.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года является федеральным государственным гражданским служащим, работает в должности <данные изъяты>. Стаж государственной гражданской службы Семенского А.В. на ДД.ММ.ГГГГ года составляет <данные изъяты>, Семенской А.В. замещает должность федеральной гражданской службы более <данные изъяты> месяцев, имеет право на пенсию за выслугу лет, в соответствии со ст.ст. 2, 4. 5 Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и назначаемой на условиях, в порядке и по нормам ст. 7 (п.п. 1, 2, 3) данного Федерального закона.

Изложенные в справке сведения также подтверждаются соответствующими записями в трудовой книжке Семенского А.В. ().

Федеральный закон от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в числе основных государственных гарантий для гражданских служащих предусматривает государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (подп. 11 п. 1 ст. 52).

Такой федеральный закон пока не принят, а пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих осуществляется на основании положений Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», регулирующих порядок и условия установления им пенсии за выслугу лет.

Статья 7 (п. 1) Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ (ред. от 1.07.2011 года) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определяет, что федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 6 - 9 части 1 статьи 33, пунктом 1 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27.07.2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).

При этом в силу п. 2 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и выплачивается одновременно с ней.

Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 16.11.2006 года №510-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО8 на нарушение его конституционных прав п. 2 ст. 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», п. 2 ст. 7 данного Федерального закона взаимосвязан с другими его нормами – ст. 14 и п. 2 ст. 21, определяющими, что общая сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной на основании Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; для граждан, проживающих в регионах, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, размеры указанной пенсии определяются с применением соответствующего районного коэффициента; размер среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения) по замещавшейся должности федеральной государственной службы.

Из этого следует, что в случае, когда размер базовой и страховой частей назначенной федеральному государственному служащему трудовой пенсии по старости (инвалидности) превышает учтенную в установленном указанными нормами порядке часть его среднемесячного заработка, пенсия за выслугу лет не может быть установлена.

Приведенное нормативное регулирование, в равной мере распространяющееся на всех федеральных государственных служащих, не лишает, однако, тех из них, кому по изложенной причине не назначена пенсия за выслугу лет, конституционного права на пенсионное обеспечение, реализация которого в любом случае гарантируется им на общих основаниях.

Решение вопроса о необходимости предоставления федеральным государственным служащим права на получение одновременно двух исчисляемых независимо друг от друга пенсий - трудовой пенсии по старости (инвалидности) и пенсии за выслугу лет является прерогативой законодателя.

В настоящее время право на назначение и выплату государственным служащим пенсии по выслуге лет независимо от назначения пенсии по старости (инвалидности), законодательно не определено.

Следовательно, наступление условий, предусмотренных ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ (ред. от 1.07.2011 года) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» не означает достижения государственными служащими, возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Судом на основании исследованных доказательств, установлено, что Семенской А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не имеет инвалидности, не уволен с государственной службы, не достиг пенсионного возраста, установленного Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и, соответственно, не имеет права на получение указанных видов пенсии на момент рассмотрения настоящего дела.

С учетом изложенного и положений ст. 98, ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» подлежат взысканию в пользу Семенского А.В. понесенные им по делу судебные расходы по оплате госпошлины при подаче иска в суд в размере 200 руб. и оформлению квитанции по ее оплате в размере 20 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

    решил:

исковые требования Семенского А.В. удовлетворить частично.

Признать за Семенским А.В. как ветераном труда право на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и единого месячного льготного проездного билета.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» назначить Семенскому А.В. как ветерану труда ежемесячную денежную выплату с 10 апреля 2012 года.

    Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выдать Семенскому А.В. справку установленного образца для приобретения единого месячного льготного проездного билета в порядке, предусмотренном Постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области».

Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в пользу Семенского А.В. судебные расходы в сумме 220 руб.

В остальной части исковых требований в удовлетворении отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.

Судья: