РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 марта 2012 года г. Тула Центральный районный суд г. Тулы в составе: председательствующего Илларионовой А.А., при секретаре Тимашове Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-826/12 по иску Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Черепневу А.В. об обязании освободить самовольно занятый земельный участок, установил: Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обратилось в суд с иском к Черепневу А.В. об обязании освободить самовольно занятый земельный участок. В обоснование заявленных требований истец указал на то, что 10.05.2011 года управлением по административно-техническому надзору администрации г. Тулы была проведена проверка на земельном участке с кадастровым номером №, предоставленном для возведения жилого одноэтажного дома с надворными постройками, и расположенном по адресу: <адрес>, в отношении Черепнева А. В. Согласно акту проверки от 10.05.2011 года № выявлены нарушения - участок площадью 127,78 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, используется Черепневым А.В. без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. 10.05.2011 года управлением по административно-техническому надзору администрации г. Тулы Черепневу А.В. выдано предписание об устранении нарушений земельного законодательства № и предложено в срок не позднее 01.07.2011 года предоставить оформленную в установленном порядке правоустанавливающую документацию на земельный участок площадью 127,78 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> или освободить данный земельный участок. 20.06.2011 года заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель в Тульской области, по делу №, по итогам выездной проверки вынесено Постановление о назначении административного наказания Черепневу А.В., которым он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, выразившегося в использовании земельного участка площадью 127,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 600 рублей. При рассмотрении административного дела ответчик факт использования указанного земельного участка без правоустанавливающих документов не отрицал, выразил желание устранить допущенное нарушение. Таким образом, факт использования ответчиком Черепневым А.В. земельного участка площадью 127,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю подтверждается материалами дела об административном правонарушении №. До настоящее время допущенное правонарушение не устранено, самовольно занятый земельный участок площадью 127,8 кв.м ответчиком не освобожден. На основании изложенного истец просит обязать ответчика Черепнева А.В. за свой счет, не позднее 7 календарных дней с даты вступления решения в законную силу, освободить самовольно занятый земельный участок площадью 127,78 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. В ходе судебного разбирательства по делу представитель истца Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Мамаев В.А. уточнил заявленные исковые требования и в связи с тем, что ответчик частично освободил самовольно занятый земельный участок площадью 127,78 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, просил обязать ответчика Черепнева А.В. за свой счет, не позднее 7 календарных дней с даты вступления решения в законную силу, освободить самовольно занятый земельный участок площадью 7,13 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Представитель истца Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Мамаев В.А в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в представленном суду письме просил рассмотреть дело в его отсутствие, уточненные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить. Ответчик Черепнев А.В. в судебном заседании исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области об освобождении самовольно занятой площади 7,13 кв.м земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, признал в полном объеме, не возражал против их удовлетворения. Представитель третьего лица Управления по административно-техническому надзору администрации г. Тулы по доверенности Диянов С.М. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в представленном суду заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя управления. Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства. Выслушав объяснения ответчика Черепнева А.В., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Согласно ч. 3 ст. 36 Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ч. 1 ст. 26 ЗК РФ). Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 01.04.2009 года серии №, выданному <данные изъяты>, и выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.04.2011 года №, выданной <данные изъяты>, Черепневу А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, общей площадью 471,8 кв.м. Данный факт также подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 06.03.2012 года №, выданной филиалом <данные изъяты>, согласно которой земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 471,80 кв.м, сведения о границах этого участка отсутствуют в данных государственного кадастра недвижимости, принадлежит на праве собственности Черепневу А.В. Также согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.04.2011 года №, выданной <данные изъяты>, Черепневу А.В. на праве собственности принадлежит жилой дом с надворными постройками, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>. Как следует из технического паспорта на объект индивидуального жилищного строительства от 04.04.2011 года, выданного <данные изъяты>, жилой дом, принадлежащий на праве собственности Черепневу А.В., расположенный по адресу: <адрес>, находится на земельном участке общей площадью 597 кв.м в которую входит самовольно занятая земля площадью 125 кв.м. В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Согласно пп. 20 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (в редакции от 06.12.2011 года, с изменениями от 07.12.2011 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения; Из приведенных норм следует, что в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за строительством движимых и недвижимых объектов и соблюдением порядка размещения данных объектов осуществляет соответствующая администрация как орган местного самоуправления. Статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Пунктом 2 ст. 12 Устава Тульской области предусмотрено, что органы государственной власти области в пределах своих полномочий осуществляют контроль за целевым, эффективным, экологически безопасным использованием всех земель и природных ресурсов на территории области независимо от того, в чей собственности они находятся. В соответствии с Законом Тульской области от 10.12.2008 года № 1168-ЗТО (ред. от 01.02.2012 года) «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в случаях предоставления земельных участков для целей строительства объектов капитального строительства, в том числе для индивидуального жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется правительством Тульской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Согласно п. 33 Постановления Правительства Тульской области от 28.09.2011 года № 6 «Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области» министерство имущественных и земельных отношений Тульской области осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле, за исключением случаев, в которых распоряжение земельными участками осуществляет правительство Тульской области. Как указано в п. 30 данного Постановления министерство имущественных и земельных отношений Тульской области выступает в качестве истца, ответчика, 3-го лица при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием и распоряжением имуществом и земельными участками, находящимися на территории Тульской области, принимает меры по признанию недействительными актов приватизации и иных сделок с имуществом и земельными участками Тульской области, осуществленных с нарушением действующего законодательства. Из акта проверки от 10.05.2011 года №, составленного Управлением по административно-техническому надзору администрации г. Тулы, следует, что в ходе проведения проверки на земельном участке №, предоставленном для возведения одноэтажного деревянного дома с надворными постройками и расположенном по адресу: <адрес>, в отношении Черепнева А.В., выявлены следующие нарушения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно: при проведении контрольных замеров было установлено, что площадь фактически используемого участка составляет примерно 599,58 кв.м, что на 127,78 кв.м больше площади разрешенной к использованию на основании правоустанавливающих документов. Предписанием от 10.05.2011 года №, вынесенным Управлением по административно-техническому надзору администрации г. Тулы, на Черепнева А.В. возложена обязанность в срок не позднее 10.05.2011 года предоставить оформленную в установленном порядке правоустанавливающую документацию на земельный участок, примерной площадью 127,78 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, используемый Черепневым А.В. для эксплуатации двухэтажного кирпичного дома, или освободить данный земельный участок. Постановлением о назначении административного наказания от мая 2011 года, по делу №, вынесенным заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель Тульской области, Черепнев А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, заключившегося в использовании земельного участка площадью 127,78 кв.м, прилегающего к земельному участку №, расположенному по адресу: <адрес>, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 600 рублей. Из акта проверки от 08.07.2011 года №, составленного Управлением по административно-техническому надзору администрации г. Тулы, следует, что в ходе проведения проверки на земельном участке №, предоставленном для возведения одноэтажного деревянного дома с надворными постройками и расположенном по адресу: <адрес>, в отношении Черепнева А.В., выявлены факты невыполнения предписания Управления по административно-техническому надзору администрации г. Тулы от 10.05.2011 года №, и земельный участок по-прежнему не освобожден и правоустанавливающая документация на него не представлена. В соответствии с представленным в судебное заседание заключением от 11.03.2012 года №, выполненным <данные изъяты>, площадь земельного участка с кадастровым № по данным государственного кадастра недвижимости составляет 471,8 кв.м, при этом сведения о границах этого участка отсутствуют в данных государственного кадастра недвижимости, в результате геодезических работ определены фактические границы и площадь используемого земельного участка составляет 478,93кв.м. Следовательно, площадь самовольно занятого Черепневым А.В. земельного участка составляет 7,13 кв.м. Ответчик без законных оснований занимает земельный участок площадью 7,13 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Каких либо правоустанавливающих документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком ответчиком суду не представлено и судом в ходе рассмотрения дела добыто не было. В соответствии с ч. 2 ст. 10 Земельного кодекса РФ, субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. В силу п. 1 ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса. В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. В силу п. 2 ст. 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (п. 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ). Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, исходя из установленных по делу обстоятельств и приведенных выше норм материального права, а также учитывая признание Чрепеневым А.В. заявленных исковых требований в полном объеме, суд находит исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области об обязании Черепнева А.В. освободить самовольно занятый земельный участок, подлежащими удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Черепневу А.В. об обязании освободить самовольно занятый земельный участок удовлетворить. Обязать Черепнева А.В. за свой счет, не позднее 7 календарных дней с даты вступления решения в законную силу, освободить самовольно занятый земельный участок площадью 7,13 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий