29.05.2012 по иску Куленко П.С. о присвоении звания `Ветеран труда`



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 мая 2012 года г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Невмержицкой А.Н.,

при секретаре Шмелевой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 2164/12 по иску Куленко П.С. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании выдать удостоверение «Ветеран труда»,

установил:

Куленко П.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании выдать удостоверение «Ветеран труда».

В обоснование своих требований Куленко П.С. указал на то, что он является пенсионером по старости с ДД.ММ.ГГГГ. За время работы неоднократно поощрялся благодарностями, премиями, также, в период работы в Актюбинском силикатном заводе был награжден знаками «Победитель социалистического соревнования 1974 года», «Победитель социалистического соревнования 1975 года». Из удостоверений к знакам усматривается, что он ими был награжден на основании совместных постановлений коллегии Минпромстройматериалов Казахской ССР и президиума РК профсоюза рабочих строительства от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Данный знак учрежден Центральным Комитетом КПСС, Советом Министров СССР и КЦ ВЛКСМ.

Имея указанные награды, он обратился в отдел социальной защиты населения по Пролетарскому району Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о присвоении звания «Ветеран труда». Однако ему было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» на том основании, что предоставленные награды не являются ведомственным знаком отличия в труде и, следовательно, не могут служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Данный отказ он полагает необоснованным, поскольку считает, что общесоюзный знак «Победитель социалистического соревнования 1974 года» и знак «Победитель социалистического соревнования 1975 года» являются ведомственным знаком отличия в труде и должны быть учтены в качестве основания для присвоения звания «Ветеран труда».

В связи с этим, просит суд признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выдать ему удостоверение «Ветеран труда».

Истец Куленко П.С. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Гусева Т.А. заявленные исковые требования не признала, просила в иске отказать, пояснив, что в соответствии с Законом Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют документы подтверждающие награждение орденами и медалями, либо присвоение почетных званий СССР или РФ, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Знаки «Победитель социалистического соревнования 1974 года» и «Победитель социалистического соревнования 1975 года», которыми был награжден Куленко П.С., не относится к вышеперечисленным знакам отличия в труде. Документов о награждении от имени министерства (ведомства) не предъявлено, соответствующей отметки в удостоверении не имеется. В связи с этим просит отказать в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.

Суд, выслушав объяснения истца, представителя ответчика по доверенности Гусеву Т.А., изучив письменные доказательства по делу, пришел к следующему.

Как установлено в судебном заседании, Куленко П.С. имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, что подтверждается удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ему назначена пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Данный факт также подтверждается трудовой книжкой Куленко П.С. и вкладышем к ней, согласно которым он имеет периоды трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – обучение в ремесленном училище, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – трудовая деятельность.

Как следует из сведений трудовой книжки, Куленко П.С. работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в различных должностях в <данные изъяты>».

В период трудовой деятельности в <данные изъяты>» Куленко П.С., на основании постановления коллегии Минпромстройматериалов Казахской ССР и президиума РК профсоюза рабочих строительства от ДД.ММ.ГГГГ, награжден знаком «Победитель социалистического соревнования 1974 года», на основании постановления коллегии Минпромстройматериалов Казахской ССР и президиума РК профсоюза рабочих строительства от ДД.ММ.ГГГГ, награжден знаком «Победитель социалистического соревнования 1975 года».

Данные обстоятельства подтверждаются исследованным в судебном заседании наградными удостоверениями, пописанными и скрепленными соответствующей печатью.

Куленко П.С. обратился в отдел социальной защиты населения по Пролетарскому району Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы.

Как следует из материалов дела, основанием для отказа в присвоении Куленко П.С. звания «Ветеран труда» отделом социальной защиты населения по Пролетарскому району Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» послужило то обстоятельство, что знаки «Победитель социалистического соревнования 1974 года» и «Победитель социалистического соревнования 1975 года» не принадлежат к ведомственному знаку отличия в труде и не могут служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Отказ Куленко П.С. в присвоении звания «Ветеран труда» и позицию, поддержанную в судебном заседании представителем ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», суд считает несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

22.08.2004 года в данный Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона).

В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области 28.02.2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в редакции Закона Тульской области от 22.07.2010 года № 1470-ЗТО) условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются:

1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;

2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно п. 2, 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда», подает в государственное учреждение Тульской области, осуществляющее функции в сфере социальной защиты населения, по месту жительства заявление и подлинники документов либо их копии, заверенные в установленном порядке, подтверждающие основания для присвоения звания «Ветеран труда».

Лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» по условиям, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, представляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, а также представляют документы, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах».

Таким образом, Закон Тульской области не изменил основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах».

В нормативных актах Российской Федерации отсутствует определение «ведомственный знак отличия в труде», нет также нормативных актов, содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», равно как и нет определения понятия «ведомство». В связи с чем, применение термина «ведомство» исключительно к органам государственной власти или управления, не основано на законе, противоречит главной цели принятия Федерального закона «О ветеранах», которая заключается в оказании мер социальной поддержки перечисленных в нем категориям граждан и создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения, влечет дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности организации, в которой они плодотворно, добросовестно трудились, с отличием выполняя свои трудовые функции.

Исходя из указанного обстоятельства, определение ответчиком понятия «ведомство» как относящегося исключительно к органам государственной власти, суд находит ошибочным, противоречащим цели принятия ФЗ «О ветеранах», заключающейся в создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения.

Право на присвоение звания «Ветеран труда» имеют граждане, награжденные ведомственными знаками отличия за успехи в трудовой деятельности.

Судом установлено, что в соответствии с п. 1 Положения о едином общесоюзном знаке «Победитель социалистического соревнования 1974 года» единым общесоюзным знаком "Победитель социалистического соревнования 1974 года" награждаются лучшие рабочие, колхозники, руководящие и инженерно-технические работники, служащие предприятий, строек, совхозов, колхозов, сотрудники научно-исследовательских, проектно-конструкторских и других организаций и учреждений, добившиеся наиболее высоких трудовых показателей во Всесоюзном социалистическом соревновании за выполнение и перевыполнение государственного плана 1974 года.

Тем самым, порядок награждения знаком «Победитель социалистического соревнования 1974 года» носил единый общесоюзный характер и был обусловлен достижением наиболее высоких трудовых показателей во Всесоюзном социалистическом соревновании за выполнение и перевыполнение государственного плана 1974 года, в связи с чем по своей правовой природе представлял собой именно ведомственный знак отличия в труде, носящий общесоюзный характер, а уровень государственных органов и профсоюзов, принимавших решение о награждении данным знаком, определялся исключительно подчиненностью соответствующих предприятий и организаций, на которых трудился награждаемый работник, в связи с чем какие-либо различия в правовом статусе награжденных лиц в зависимости от вида органов, принявших решение о награждении, объективно отсутствовали, так как признание заслуг награжденного работника во Всесоюзном социалистическом соревновании за выполнение и перевыполнение государственного плана 1974 года происходило от имени государства на общесоюзном уровне.

В соответствии с Положением о едином общесоюзном знаке «Победитель социалистического соревнования 1975 года», утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС от 07.03.1975 года «Об утверждении образца единого общесоюзного знака «Победитель социалистического соревнования 1975 года» и положение о нем» (протокол № 5 п. 8), знаком «Победитель социалистического соревнования 1975 года» награждались от имени министерства передовые рабочие и колхозники, а также руководящие, инженерно-технические работники, служащие предприятий, строек, совхозов, колхозов, сотрудники научно-исследовательских, проектно-конструкторских и других организаций и учреждений, добившиеся высоких трудовых показателей во Всесоюзном социалистическом соревновании за долгосрочное выполнение народно-хозяйственного плана на 1975 год и успешное завершение девятой пятилетки.

Данным знаком награждались:

- работники предприятий и организаций союзного подчинения – по совместному решению министерства (ведомства) СССР и ЦК профсоюза;

- работники предприятий и организаций союзно-республиканского и республиканского подчинения – по совместному решению министерства (ведомства) союзной республики и республиканского комитета профсоюза или совета профсоюзов, где республиканского отраслевого комитета нет (по РСФСР – министерства (ведомства) РСФСР и ЦК профсоюза);

- работники предприятий и организаций районного, областного, краевого подчинения, совхозов и колхозов – по совместному решению обл(край)исполкома и областного, краевого совета профсоюзов.

Ходатайства о награждении знаком «Победитель социалистического соревнования 1975 года» возбуждаются администрацией, комитетом профсоюза и комитетом комсомола предприятия, организации, учреждения, колхоза. На представляемых к награждению составляются списки, в которых указываются фамилия, имя, отчество, выполняемая работа и краткие сведения о достигнутых трудовых показателях в социалистическом соревновании. Списки направляются в соответствующее министерство, ведомство, обл(край) исполком.

Следовательно, порядок награждения трудящихся знаком «Победитель социалистического соревнования 1975 года» определялся ведомственной подчиненностью конкретной организации и ее юридическим статусом. Награждения могли быть произведены как на центральном, так и на местном уровне.

По архивным данным награждение указанными наградами производилось по месту работы награждаемого лица.

В данном случае Куленко П.С. был награжден знаками «Победитель социалистического соревнования 1974 года» и «Победитель социалистического соревнования 1975 года» совместным решением коллегии Министерства промстройматериалов Казахской ССР и президиума РК профсоюза рабочих строительства.

Таким образом, суд считает установленным, что истец Куленко П.С. награжден ведомственными едиными общесоюзными знаками отличия, награждение которыми производилось на уровне Министерства промышленных и строительных материалов Казахской ССР и президиума РК профсоюза рабочих строительства от имени Министерства промышленного строительства СССР и ЦК профсоюза, за трудовые успехи и в предусмотренном законодательстве порядке.

При таких обстоятельствах доводы представителя ответчика, что знаки «Победитель социалистического соревнования 1974 года» и «Победитель социалистического соревнования 1975 года», которыми награжден Куленко П.С., не являются ведомственной наградой и не могут служить основанием для рассмотрения вопросов о присвоении звания «Ветеран труда», являются несостоятельными, поскольку знаками «Победитель социалистического соревнования 1974 года» и «Победитель социалистического соревнования 1975 года» Куленко П.С., награжден уполномоченными на то органами.

Хотя федеральное законодательство не содержит определения «ведомственного знака отличия в труде» и перечня таких знаков, суд приходит к выводу, что по сущностным признакам знаки «Победитель социалистического соревнования 1974 года» и «Победитель социалистического соревнования 1975 года» которыми награжден истец, могут быть приравнены к такой награде, поскольку они присвоены за достигнутые успехи в труде в период исполнения истицей своих трудовых обязанностей.

Изменение порядка применения п. 1 ст. 7 ФЗ «О ветеранах» в смысле его ограничительного толкования, носит дискриминационный характер по отношению к лицам, обращающимся в органы социальной защиты в целях присвоения звания «Ветеран труда» в настоящее время, поскольку ставит их в неравное положение с лицами, ранее уже получившими данное звание по тем же основаниям.

Судом установлено, что ранее порядок учета ведомственных знаков отличия при присвоении звания «Ветеран труда» был разъяснен в совместном письме Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10.11.1995 года № 2026-ВЯ/4276/1-30. Согласно данному письму к ведомственным знакам отличия в труде следует относить: нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета бывших СССР и РСФСР, Советом Министров бывших СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывших СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.

В соответствии с совместным письмом Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10 ноября 1995 г. № 2026-ВЯ/4276/1-30 и письмом Минтруда России от 7 октября 1998 г. № 5635-КС при присвоении звания «Ветеран труда» наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации учитываются почетные грамоты, похвальные грамоты, дипломы, нагрудные знаки и значки, в перечне которых указан и знак «Победитель социалистического соревнования …. года».

Одновременно Минтруд России разъяснил, что приведенный в данном письме перечень не является исчерпывающим и поэтому отказ в присвоении звания «Ветеран труда» только по причине отсутствия названия той или иной награды в этом перечне является необоснованным.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российской Федерации социальное государство - это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Все государственные органы без исключения обязаны соблюдать Конституцию РФ и не имеют права издавать законы, ущемляющие конституционные права граждан, в частности право на социальное обеспечение.

Ограничительные условия противоречат ст.ст. 19, 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым все равны перед Законом, перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из статей 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, а также положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное, «ограничительное» толкование норм Федерального закона от 12.01.1995 года, Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому нельзя назвать правомерным.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2, 57 Конституции Российской Федерации.

С учетом изложенного суд считает установленным, что Куленко П.С., на момент обращения в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», имел необходимый трудовой стаж для назначения пенсии, и был награжден ведомственной наградой, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда». Необходимость же указания в наградных документах соответствующего решения министерства и ведомства какими-либо нормативно-правовыми актами не предусмотрена.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об отказе в присвоении Куленко П.С. звания «Ветеран труда» является незаконным.

В соответствии с п. 8 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО (ред. от 07.10.2008 года) «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», датой обращения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» считается дата приема территориальным органом органа исполнительной власти области по социальному развитию заявления со всеми необходимыми документами.

Куленко П.С. обратился с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в лице отдела социальной защиты населения по Пролетарскому району с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив для этого необходимые документы.

Постановлением администрации Тульской области от 14.05.2009 № 309 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда», утвержден регламент предоставления данной государственной услуги.

В соответствии с данным регламентом результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю удостоверения «Ветеран труда». Заявителями являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Тульской области, которым присвоено звание «Ветеран труда». Для получения государственной услуги заявитель подает в территориальный орган департамента социального развития Тульской области по месту жительства заявление в письменной форме (приложение № 1 к Административному регламенту) с приложением следующих документов: паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; решения о присвоении звания «Ветеран труда».

В связи с этим суд считает необходимым и возможным обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выдать Куленко П.С. удостоверение «Ветеран труда».

Однако, поскольку обращение Куленко П.С. разрешено ответчиком в установленном порядке, то есть имеется спор о праве Куленко П.С. на присвоение звания «Ветеран труда», который разрешается в судебном порядке, то право на выдачу удостоверения истец приобретает по вступлению настоящего решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Куленко П.С. удовлетворить.

Признать за Куленко П.С. право на присвоение звания «Ветеран труда».

Обязать Государственное Учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» присвоить Куленко П.С. звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда» установленного образца.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий