Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июня 2012 года г. Тула
Центральный районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего судьи Невмержицкой А.Н.,
при секретаре Шмелевой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1924/12 по иску прокурора Центрального района г. Тулы в интересах Татариновой Л.И. к ОАО «Жилсервис», ЗАО «Хороший дом» о возмещении ущерба, причиненного в результате протекания кровли,
установил:
прокурор Центрального района г. Тулы обратился в суд с иском в интересах Татариновой Л.И. к ОАО «Жилсервис» о понуждении к исполнению обязательств по ремонту кровли жилого дома и возмещении ущерба, причиненного в результате протекания кровли.
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что прокуратурой Центрального района г. Тулы проведена проверка доводов, изложенных в обращении Татариновой Л.И., о понуждении к исполнению обязательств по ремонту кровли над <адрес> и возмещении ущерба, причиненного вследствие залития помещений квартиры.
Между ОАО «Управляющая Компания г. Тулы» (ныне - ЗАО «Управляющая Компания г. Тулы») и ОАО «Жилсервис» заключены договоры подряда от 20.01.2009г., от 01.02.2011г. на обслуживание многоквартирных жилых домов, в том числе жилого дома по адресу: г. Тула, ул. Кауля, д. 16.
В соответствии с п. 2.1 договоров для организации управления многоквартирными жилыми домами, в интересах и за счет потребителя, заказчик (ЗАО «УК г. Тулы») поручает, а подрядчик (ОАО «Жилсервис») принимает на себя обязательства по выполнению работ: по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов в соответствии с требованиями ГОСТов, СНиПов и СанПиНа, с перечнем работ (Приложение № 6 и № 6/1) и характеристикой многоквартирных домов (Приложение № 1).
Согласно п. 3.1.1 договоров подряда подрядчик (ОАО «Жилсервис») обязан обеспечить качественно и в установленный срок выполнение порученных работ в соответствии с условиями настоящего договора и нормативно- правовыми документами в области строительства и ЖКХ, действующими на территории РФ.
Пункт 6.7.2 договоров подряда предусматривает ответственность подрядчика (ОАО «Жилсервис»), согласно которому подрядчик (ОАО «Жилсервис») возмещает вред, причиненный МКД, имуществу заказчика (ЗАО «УК г. Тулы), третьим лицам или их имуществу (в случае предоставления заказчику (ЗАО «УК г. Тулы) права защищать их интересы) из-за невыполнения или несвоевременного выполнения подрядчиком (ОАО «Жилсервис») своих обязательств, предусмотренных договором, или причиненного работниками подрядчика в процессе осуществления деятельности в соответствии с условиями договора.
Квартира № <адрес> принадлежит на праве собственности Татариновой Л.И.
Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам проведенной представителями прокуратуры Центрального района г. Тулы, Государственной жилищной инспекции Тульской области, ЗАО «Управляющая компания г. Тулы», ОАО «Жилсервис» проверки установлено, что в <адрес>, в спальне на обоях потолка имеются сухие следы протекания кровли; в зале имеются повреждения побелки потолка и обоев стен, возникшие также из-за протекании кровли. Данная протечка кровли была выявлена в январе 2011г.
Несмотря на неоднократные обращения в ЗАО «Управляющая Компания г. Тулы» и ОАО «Жилсервис», ремонт кровли над вышеуказанной квартирой и ремонт залитых помещений до настоящего времени произведен не был.
Татаринова Л.И. обратилась в Тульскую торгово-промышленную палату для определения стоимости вреда, причиненного вследствие залития помещений, а именно спальни и зала.
По результатам обследования <адрес> по вышеуказанному адресу было составлено экспертное заключение №. Согласно локальной смете расчета № стоимость восстановительного ремонта спальни и зала составила 18343 руб. 08 коп.
Стоимость проведенной Тульской торгово-промышленной палатой экспертизы составила 5500 руб., что подтверждено счетами от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, квитанциями от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
В связи с этим Татаринова Л.И. обратилась в прокуратуру Центрального района г. Тулы с заявлением о защите своих прав. Татаринова Л.И. является инвалидом второй группы, не располагает денежными средствами для получения грамотной и квалифицированной помощи адвоката, в силу своего образования и правовой неосведомленности, а также состояния здоровья, не может самостоятельно защитить свои нарушенные права.
На основании изложенного, просит суд обязать ОАО «Жилсервис» произвести текущий ремонт кровли над <адрес>, взыскать с ОАО Жилсервис» в пользу Татариновой Л.И. 18 343 руб. 08 коп. стоимости восстановительного ремонта в связи с протеканием кровли, а также взыскать 5 500 руб. в возмещение стоимости проведенной экспертизы.
На основании определения суда от 24 мая 2012 года (протокольное) к участию в деле в качестве соответчика было привлечено ЗАО «Хороший дом».
Впоследствии прокурор Центрального района г. Тулы отказался от заявленных требований в части обязания ОАО «Жилсервис» произвести текущий ремонт кровли над <адрес>, поскольку мероприятия по текущему ремонту проведены ОАО «Жилсервис» в добровольном порядке.
Определением Центрального районного суда г. Тулы от 20 июня 2012 года производство по делу в данной части прекращено, в связи с отказом истца от иска в части и отказ принят судом.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Тулы Жижина Э.Б. заявленные требования о взыскании в пользу Татариновой Л.И. в счет возмещении ущерба, причиненного в результате протекания кровли, - 18 343 рубля 08 копеек, 5 500 рублей - в возмещение стоимости оплаты произведенной экспертизы поддержала по изложенным основаниям, просила иск удовлетворить. При этом просила обязательство по возмещению причиненного Татариновой Л.И. ущерба возложить на надлежащего ответчика, по усмотрению суда.
Истец Татаринова Л.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом. Просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель ответчика ОАО «Жилсервис» по доверенности Карпова О.В. в судебном заседании иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, указав, что ответственность за содержание кровли <адрес> лежит на управляющей организации ЗАО «Хороший дом», и ОАО «Жилсервис» не может по настоящему делу выступать надлежащим ответчиком.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика в соответствии со ст. 40 ГПК РФ ЗАО «Хороший дом» по доверенности Мещерякова Е.Ю. в судебном заседании иск не признала, просила отказать в его удовлетворении, мотивируя это тем, что ответственность за содержание кровли <адрес> лежит на ОАО «Жилсервис» ввиду договорных отношений (договора подряда) между ЗАО «Хороший дом» и ОАО «Жилсервис».
В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Татариновой Л.И.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд проходит к следующему.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу п.1,2 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Как следует из ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно положениям статей 289, 290 ГК РФ, ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.
В силу ст.ст. 39, 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума ВС РФ от 29 сентября 1994 года «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», отношения регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п. 2 ст. 676 ГК РФ), подряда на техническое обслуживание приватизированного жилого помещения, находящегося в собственности граждан.
В силу положений ст.ст. 162, 163 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений, органов управления ТСЖ, ЖСК, ЖК, СПК) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставить коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в этом доме, осуществлять иную деятельность в целях управления многоквартирным домом.
Услуги предоставляются непосредственно потребителям – собственникам помещений или лицам, имеющим право пользования их помещениями, и не зависят от того, кто выступил их заказчиком.
Из постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» следует, что исполнитель обязан предоставлять потребителю услуги установленного качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, принимать своевременные меры по предупреждению и устранению нарушений качества предоставляемых услуг потребителю, устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством РФ и договором.
Частью 3 ст. 39 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Такие Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения», согласно которому в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включается в том числе:
- помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические этажи) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жило и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование),
- механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры),
- иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
Как указано в п. 10 вышеуказанного Постановления, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов)гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ (п. 16 указанных Правил).
Кроме того, в соответствии с пунктами 1.8, 2, 4.6.1.1, 4.6.1.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное, осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации; текущий ремонт; капитальный ремонт; уборку мест общего пользования.
Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем плановых и внеплановых осмотров. Устранение неисправностей должно производиться организацией по содержанию жилищного фонда.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать сохранность и содержание жилищного фонда, в том числе, исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотводов. Предельный срок устранения протечек кровли установлен в течение 1 суток со дня подачи заявления квартиросъемщиком.
В судебном заседании установлено, что управляющей организацией <адрес> являлось ОАО «Управляющая компания г.Тулы» (впоследствии с 31.01.2012 года – ЗАО «Управляющая компания г.Тулы»), что подтверждается, в частности договором управления многоквартирным домом № Центр от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Как установлено судом, в соответствии с решением общего собрания акционеров ЗАО «Управляющая компания г. Тулы» с ДД.ММ.ГГГГ реорганизовано в форме разделения на <данные изъяты>», ЗАО «Хороший дом», <данные изъяты>».
ЗАО «Хороший дом» является правопреемником ЗАО «Управляющая компания г. Тулы», что следует из выписки из разделительного баланса ЗАО «УК г. Тулы», письма № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 71 №, свидетельства о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения, в связи с чем все права и обязанности последнего в силу закона перешли к ЗАО «Хороший дом».
Обслуживающей организацией упомянутого выше дома в настоящее время является ЗАО «Хороший дом», что следует из объяснений лиц, участвующих в деле и представленных письменных доказательствах.
Согласно Уставу ЗАО «Управляющая компания г.Тулы» ее целями и видами деятельности являются управление эксплуатацией жилого фонда (п.3.2.1), управление эксплуатацией нежилого фонда (п.3.2.2), оказание жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг (п.3.2.3).
Из Устава ЗАО «Хороший дом» следует, что целями его деятельности являются управление и эксплуатация жилого фонда, бесперебойное и надежное обеспечение потребителей города Тулы жилищными и коммунальными услугами, оказание других видов услуг, выполнение работ, получение прибыли (п.3.1), одним из основных видов деятельности общества является управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда, предоставление различных видов услуг (п.3.2).
Разрешая возникший спор, суд установил, что договорами подряда № от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ на обслуживание многоквартирных домов, заключенного между ОАО «УК г.Тулы» (заказчик) и ОАО «Жилсервис» (подрядчик), для организации управления многоквартирными домами (МКД), в интересах и за счет потребителя, в соответствии с договором заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов в соответствии с требованиями ГОСТов, СНиПов и СанПиНа, с перечнем работ (Приложение № 6 и № 6/1) и характеристикой многоквартирных домов (Приложение № 1) (п. 2.1.1 договора).
Согласно п. 3.1.1 договоров подряда подрядчик (ОАО «Жилсервис») обязан обеспечить качественно и в установленный срок выполнение порученных работ в соответствии с условиями настоящего договора и нормативно- правовыми документами в области строительства и ЖКХ, действующими на территории РФ.
Пункт 6.7.2 договоров подряда предусматривает ответственность подрядчика (ОАО «Жилсервис»), согласно которому подрядчик (ОАО «Жилсервис») возмещает вред, причиненный МКД, имуществу заказчика (ЗАО «УК г. Тулы), третьим лицам или их имуществу (в случае предоставления заказчику (ЗАО «УК г. Тулы) права защищать их интересы) из-за невыполнения или несвоевременного выполнения подрядчиком (ОАО «Жилсервис») своих обязательств, предусмотренных договором, или причиненного работниками подрядчика в процессе осуществления деятельности в соответствии с условиями договора.
Согласно п. 5.5 договоров ОАО «Управляющая компания г. Тулы» производит авансирование работ, выполняемых ОАО «Жилсервис», по мере поступления средств от потребителей услуг путем перечисления их на счет ОАО «Жилсервис».
В приложении № к договору подряда № на обслуживание жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ указаны виды работ, которые обязан выполнить ОАО «Жилсервис», в том числе и текущий ремонт кровли с указанием сроков исполнения.
Как следует из дополнительного соглашения № к договору подряда № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ЗАО «Хороший дом» (заказчик) и ОАО «Жилсервис» (подрядчик) ДД.ММ.ГГГГ гола, в связи с реорганизацией ЗАО «УК г. Тулы» в форме разделения и передачей прав и обязанностей ЗАО «Хороший дом» в соответствии с разделительным балансом везде по тексту договора вместо ЗАО «УК г. Тулы» читать ЗАО «Хороший дом» (п. 1.1 дополнительного соглашения).
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с ч. 1 ст. 703 ГК РФ, договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику.
Статья 715 ГК РФ предусматривает, что заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Как установлено в судебном заседании, Татаринова Л.И. является собственником квартиры <адрес>
Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Отношения между истцом Татариновой Л.И., проживающей в многоквартирном доме, как потребителем и управляющей организацией регулируются ст.ст. 162, 163 ЖК РФ.
Обслуживание данной квартиры и жилого дома, в котором она расположена, осуществляется ЗАО «Хороший дом» (правопреемник ЗАО «Управляющая компания г. Тулы»), выполняя функции управляющей организации (ст.ст. 161, 162 ЖК РФ), что подтверждается материалами дела и не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
Основным документом, устанавливающим обязанность эксплуатирующих организаций поддерживать вверенные им жилые и нежилые помещения в надлежащем состоянии, являются Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003 года.
Как указано в п. 1.1 указанных Правил, настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью:
обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности;
проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий;
обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии с п. 1.8 Правил, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя:
Управление жилищным фондом:
а) организацию эксплуатации;
б) взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками;
в) все виды работы с нанимателями и арендаторами.
Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий:
а) техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное;
б) осмотры;
в) подготовка к сезонной эксплуатации;
г) текущий ремонт;
д) капитальный ремонт.
Санитарное содержание:
а) уборка мест общего пользования;
б) уборка мест придомовой территории;
в) уход за зелеными насаждениями.
Как указано в разделе 2 упомянутых Правил, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Пунктом 4.6.1 Правил определены требования по техническому обслуживанию крыши многоэтажного жилого дома, в числе которых указана и обязанность организации по обслуживанию жилищного фонда обеспечить исправное состояние конструкций кровли жилого дома.
Таким образом, согласно данным правилам техническое обслуживание – это комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем здания, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования, технических устройств, целью технического обслуживания является нормальное функционирование здания и его устройств в течение установленного срока службы. Техническое обслуживание включает текущий и капитальные ремонты, осмотры и т.д.
С учетом установленных по делу обстоятельств и положений действующего законодательства, надлежащим ответчиком по делу является ЗАО «Хороший дом», поскольку обязан выполнить, соблюдать сроки и порядок проведения ремонтных работ, установленный Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Горстроя № 170 от 27 сентября 2003 года.
Кроме того, при этом суд принимает во внимание и то обстоятельство, что ОАО «Жилсервис» является подрядчиком определенного вида работ, в то время как ЗАО «Хороший дом», как заказчик, обязано осуществлять надлежащий контроль за исполнением подрядчиком своих обязанностей.
Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ.
На основании ст. 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7.02.1992 г. № 2300-1 исполнитель обязан оказать услугу потребителю, качество которой соответствует договору.
В силу чч. 1, 2 ст. 14 вышеуказанного закона вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме. Право требования возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.
Как установлено судом и следует из сообщения ОАО «Жилсервис» от ДД.ММ.ГГГГ № Т-372, в 2007 году был произведен капитальный ремонт кровли жилого <адрес>. При обследовании кровли над квартирой № в 2011 году были выявлены многочисленные вздутия и трещины, в связи с чем возникла необходимость проведения объемных ремонтных работ, которые выполнить в текущем (2011 году) для ОАО «Жилсервис» не представляется возможным в связи с неблагоприятными погодными условиями.
Работы по ремонту кровли в местах протекания над квартирой № вышеуказанного жилого дома, как указано в сообщении, будут включены в график работ по ремонту кровли на 2012 год.
Как указано в акте комиссионного обследования от ДД.ММ.ГГГГ, в июне 2012 года кровельные работы над квартирой № <адрес> выполнены.
Из акта комиссионной проверки от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> следует, что при обследовании данного жилого помещения на потолке выявлены следы протекания кровли, в спальне на обоях потолка имеются сухие следы протекания кровли (протечка была выявлена в январе 2011 года), в зале на потолке имеются повреждения побелки, возникшее в результате протекания, и повреждения обоев стен. На момент проведения проверки кровельные покрытия отремонтированы не были.
Данные обстоятельства, как и факт залития квартиры №, расположенной в <адрес>, в результате протекания кровли над указанной квартирой сторонами не оспаривались.
При таких данных, суд приходит к выводу о том, что обязательства по надлежащему содержанию и эксплуатации со стороны управляющей организации – ЗАО «Хороший дом» перед собственником квартиры <адрес> – Татариновой Л.И. надлежащим образом не исполнялись, что и привело к причинению истцу ущерба.
Имеющиеся в материалах дела письма ЗАО «Управляющая компания г. Тулы», адресованные ОАО «Жилсервис», о необходимости возместить причиненные жителям <адрес> не могут свидетельствовать о надлежащем и достаточном контроле со стороны заказчика за исполнение подрядчиком принятых обязательств, поскольку в результате имеющейся переписки понесенные убытки истцу возмещены не были. Кроме того, ремонт кровли крыши указанного жилого дома был произведен не на основании сообщения истца, а ввиду включения данного вида работ в график текущего ремонта кровли на 2012 год.
Из заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного экспертом <данные изъяты>, следует, что у предъявленных помещений названной выше двухкомнатной квартиры установлены отраженные в акте дефекты, которые возникли в результате залития водой, вследствие чего их уровень эстетичности зрительского восприятия и санитарные нормы не удовлетворяют требованиям владельцев. По своему техническому состоянию зал и спальня требуют проведении ремонта, стоимость которого может быть определена на основании сметного локального расчета.
Согласно составленного на основании данного экспертного заключения локального сметного расчета № 1, составленного в текущих (прогнозных) ценах по состоянию на 3 квартал 2011 года, стоимость устранения дефектов помещений после залития составляет 18 343 рублей 08 копеек.
Выводы, изложенные в заключении эксперта Тульской торгово-промышленной палаты, а также локальный сметный расчет о стоимости устранения дефектов, равно как и факт залития квартиры Татариновой Л.И., наличие и характер зафиксированных повреждений, участвующие в деле лица, не оспаривали.
Указанное выше заключение суд считает соответствующим требованиям относимости, допустимости и достоверности, установленным ст. 67 ГПК РФ, поскольку оно выполнено экспертом, имеющим высшее образование, прошедшему соответствующую профессиональную подготовку, а также стаж оценочной деятельности более одного года, а изложенные в нем выводы научно обоснованы, не противоречивы, и подтверждаются всей совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств.
Как указывает истец, расходы Татариновой Л.И. за проведение экспертизы составили 5 500 рублей, что подтверждается счетом от ДД.ММ.ГГГГ, квитанциями от ДД.ММ.ГГГГ, счетом от ДД.ММ.ГГГГ и квитанциями от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу положений ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
С учетом изложенного, требования истца о взыскании в пользу Татариновой Л.И. в счет возмещении ущерба, причиненного в результате протекания кровли, - 18 343 рубля 08 копеек, 5 500 рублей - в возмещение стоимости оплаты произведенной экспертизы подлежат удовлетворению.
При установленных судом обстоятельствах, взыскивать данные денежные средства надлежит с ЗАО «Хороший дом», поскольку ОАО «Жилсервис» не может являться надлежащим ответчиком по настоящему делу исходя из вышеизложенного, в связи с чем требования прокурора Центрального района г. Тулы подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ, а также п.п.8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец подлежит освобождению, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, определяется судом исходя из п.п. 1 п.1 ст. 333.19 НК РФ и составляет 915 рублей 30 копеек.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Центрального района г. Тулы в интересах Татариновой Л.И. к ОАО «Жилсервис», ЗАО «Хороший дом» о возмещении ущерба, причиненного в результате протекания кровли, удовлетворить частично.
Взыскать с ЗАО «Хороший дом» в пользу Татариновой Л.И. в счет возмещении ущерба, причиненного в результате протекания кровли, - 18 343 рубля 08 копеек, 5 500 рублей - в возмещение стоимости оплаты произведенной экспертизы, а всего 23 843 (двадцать три тысячи восемьсот сорок три) рубля 08 копеек.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с ЗАО «Хороший дом» в доход муниципального образования г. Тула в размере 915 рублей 30 копеек.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий