21.06.2012 г. по иску прокурора г. Тулы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Тулы, Управлению жизнеобеспечения и благоустройства г. Тулы об обязании выполнить ремонтные работы дорожного покрытия



Дело № 2-1857/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июня 2012 года                           город Тула

Центральный районный суда г.Тулы в составе:

председательствующего Жигулиной М.А.,

при секретаре Орловой Е.В.,

с участием представителя истца прокурора г. Тулы по доверенности Никоноровой О.Б., представителя ответчика Администрации г. Тулы по доверенности Лобанова Ю.В., представителя третьего лица УМВД России по г. Туле по доверенности Булавинцевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1857/12 по иску прокурора г. Тулы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Тулы, Управлению жизнеобеспечения и благоустройства г. Тулы об обязании выполнить ремонтные работы дорожного покрытия,

установил:

прокурор г. Тулы обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации г. Тулы об обязании провести ремонт дорожного покрытия на перекрестке ул. Тихмянова и ул. Одоевское шоссе г. Тулы.

В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что прокуратурой г. Тулы совместно с УМВД России по г.Туле 20.04.2012 года проведена проверка состояния дорожного полотна автомобильной дороги по адресу: г.Тула, перекресток ул. Тихмянова и ул. Одоевское шоссе.

Согласно акту УМВД России по г. Туле от 20.04.2012 года установлены недостатки дорожного покрытия по адресу: г.Тула, перекресток ул. Тихмянова и ул. Одоевское шоссе, а именно на всем протяжении проезжей части дороги имеются выбоины и повреждения покрытия.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Частью 2 указанной статьи закреплено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 16 Устава муниципального образования город Тула, к вопросам местного значения муниципального образования относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

На основании ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.

Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.

Из положений Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что безопасность дорожного движения - это состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

В соответствии с п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

В ходе проверки установлено, что на асфальтовом покрытии по адресу: г. Тула, перекресток ул. Тихмянова и ул. Одоевское шоссе имеются выбоины следующих размеров: (102 см длина:70 см ширина:12 см глубина); (176 см длина:250 см ширина:15 см глубина); (181 см длина:97 см ширина:13 см глубина); (118 см длина:78 см ширина:15 см глубина); (97 см длина:33 см ширина:10 см глубина); (125 см ширина:210 см ширина:15 см глубина), что является нарушением норм п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а также создает угрозу безопасности дорожного движения и нарушает законные интересы неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования город Тула.

На основании изложенного прокурор просил суд обязать Администрацию г. Тулы выполнить ремонтные работы дорожного покрытия по адресу: г.Тула, перекресток ул. Тихмянова и ул. Одоевское шоссе.

В судебном заседании:

Представитель истца – прокурора г. Тулы по доверенности Никоноров О.Б. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика - Администрации г. Тулы по доверенности Лобанов Ю.В. исковые требования не признал, возражал против их удовлетворения, указав при этом, что надлежащим ответчиком по данному спору является Управление жизнеобеспечения и благоустройства г. Тулы.

Представитель привлеченного к участию в деле определением от 28.05.2012 года в качестве соответчика - Управления жизнеобеспечения и благоустройства г. Тулы не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

Представитель третьего лица УМВД России по г. Туле по доверенности Булавинцева М.А. заявленные прокурором г. Тулы требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме.

В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковыми требованиями в защиту интересов неопределенного круга лиц, к числу которых относятся и заявленные прокурором г.Тулы по настоящему делу требования о ремонте дорожного покрытия, поскольку это напрямую затрагивает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения, отражающей степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, предупреждения дорожно-транспортных происшествий.

Как видно из материалов дела и установлено судом, 20.04.2012 года прокуратурой г. Тулы совместно с УМВД России по г. Туле была проведена проверка состояния дорожного покрытия автодорог Привокзального района г. Тулы, о чем составлен акт выхода на место от 20.04.2012 года.

Согласно данному акту дорожное покрытие на перекрестке ул. Тихмянова и ул. Одоевское шоссе г. Тулы не соответствует требованиям пункта 3.1.2 ГОСТ Р 50597- 93 «Автомобильные дороги и улицы» в соответствии с которым предельные размеры отдельных просадок, выбоин автомобильных дорог, допустимых по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине – 5 см.

Актом выхода на место от 20.04.2012 года установлено, что по адресу: г. Тула, перекресток ул. Тихмянова и ул. Одоевское шоссе имеются выбоины следующих размеров: (102 см длина:70 см ширина:12 см глубина); (176 см длина:250 см ширина:15 см глубина); (181 см длина:97 см ширина:13 см глубина); (118 см длина:78 см ширина:15 см глубина); (97 см длина:33 см ширина:10 см глубина); (125 см ширина:210 см ширина:15 см глубина).

Обстоятельства, установленные осмотрами дорожного покрытия, в том числе и размеры выбоин, подтверждаются также представленными истцом фотоматериалами и лицами, участвующими в деле, не оспаривались, как и то, что дорожное покрытие на перекрестке ул. Тихмянова и ул. Одоевское шоссе г. Тулы требует ремонта ввиду несоответствия требованиям вышеназванного ГОСТа.

В статье 12 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя установлено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий действует самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, при этом они обладают публично-властными полномочиями применительно к возложенным на местное самоуправление задачам, то есть выполняют функции публичной власти на соответствующем территориальном уровне.

Согласно определению, данному в ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, среди которых дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения (п. 5 ч. 1 ст. 14; п. 5 ч. 1 ст. 15; п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ).

В статье 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 года № 257-ФЗ определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6); под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7), ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (п.11).

К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (п. 9 ст. 6 указанного Закона).

Статьей 13 того же Закона определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п.6), утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (п.11).

Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с последующими изменениями и дополнениями) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог, то есть на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

В соответствии с пунктом 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Статьей 53 Устава муниципального образования город Тула в редакции от 28 января 2009 года установлено, что Администрация города (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тульской области.

К числу вопросов местного значения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 16 Устава).

Проанализировав приведенные выше правовые акты в их системной взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что Администрация г. Тулы, как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования г. Тулы, наделена полномочиями по решению вопросов, связанных с осуществлением дорожной деятельности, в том числе, и по ремонту дорожного покрытия.

Согласно положению «Об управлении жизнеобеспечения и благоустройства администрации г. Тулы», утвержденному решением Тульской городской Думы 4-го созыва от 25.05.2011 года № 26/508 (в редакции решений Тульской городской Думы от 30.11.2011 года № 36/726, от 28.03.2012 года № 44/877) Управление жизнеобеспечения и благоустройства администрации г. Тулы является муниципальным казенным учреждением, отраслевым (функциональным) органом администрации города (п. 1.1).

В целях формирования и реализации единой политики развития городского хозяйства города Тулы управление решает следующие задачи:

- решение вопросов в области дорожного хозяйства;

- решение вопросов в области транспорта и связи;

- координация работы по капитальному строительству и капитальному ремонту объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры (п.2.1).

Управление при этом наделено следующими полномочиями:

- выполнение функций муниципального заказчика;

- осуществление полномочий органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности (п. 3.2).

Из представленного суду извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме, объяснений лиц, участвующих в деле, следует, что Управление жизнеобеспечения и благоустройства администрации г. Тулы проводит открытый аукцион на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования город Тула, тем самым осуществляет возложенные на нее функции по организации ремонта автомобильных дорог в границах городского округа.

В частности, проведение работ по ремонту проезжей части со съездами в г. Туле пос. Мясново, ул. Тихмянова (от ул. Одоевское шоссе до ул. Чмутова) в рамках реализации муниципального контракта предполагается произвести до 10 сентября 2012 года.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, и учитывая правовые нормы, исковые требования прокурора г. Тулы об обязании провести ремонтные работы дорожного покрытия на перекрестке ул. Тихмянова и ул. Одоевское шоссе г. Тулы суд находит подлежащими удовлетворению.

Заявленный прокурором срок для выполнения ремонтных работ до 1.10.2012 года суд находит разумным.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора г. Тулы, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г. Тулы, Управлению жизнеобеспечения и благоустройства администрации города Тулы об обязании провести ремонт дорожного покрытия на перекрестке улицы Тихмянова и улицы Одоевское шоссе г.Тулы удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Тулы и Управление жизнеобеспечения и благоустройства администрации города Тулы провести ремонт дорожного покрытия по адресу: г. Тула, перекресток улицы Тихмянова и улицы Одоевское шоссе.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья