РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июня 2012 года г. Тула
Центральный районный суд г.Тулы в составе
председательствующего Жигулиной М.А.,
при секретаре Орловой Е.В.,
с участием представителя истца Демьяновой А.А. по доверенности Шишкова С.В., представителя ответчика Администрации г. Тулы по доверенности Синдеева М.М., представителя ответчика Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству по доверенности Богданова С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1815/12 по иску Демьяновой А.А. к Администрации г. Тулы, Комитету Тульской области по семейной и демографической политике, опеке и попечительству о признании нуждающейся в жилом помещении, об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,
установил:
Демьянова А.А. обратилась в суд с иском к Администрации г. Тулы, Комитету Тульской области по семейной и демографической политике, опеке и попечительству о признании нуждающейся в жилом помещении, об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указала на то, что родилась ДД.ММ.ГГГГ, родители лишены в отношении нее родительских прав, на основании постановления главы Центрального района г. Тулы была помещена и воспитывалась в школе-интернате для детей сирот. В настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>, в жилом доме, принадлежащем на праве собственности лицу, членом семьи которого она не является. Жилой дом сгорел, находится без присмотра хозяев в разрушенном состоянии. Таким образом, она не обеспечена жильем.
Полагает, что в силу положений Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на предоставление жилья во внеочередном порядке.
В ответе Администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №, куда она обращалась с целью постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, ей было необоснованно отказано в постановке на учет, предложено представить документы, представление которых для нее невозможно: выписку из домовой книги, копии лицевого счета.
Просила:
Признать ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
Обязать Администрацию г. Тулы поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении жилищного фонда Тульской области, предоставляемом в порядке по договору социального найма.
Обязать Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству предоставить ей вне очереди по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее нормы предоставления, установленной в г. Туле.
В судебном заседании:
Истица Демьянова А.А. не явилась, извещена надлежащим образом, в адресованном суду устном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истицы по ордеру адвокат Шишков С.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить. Дополнительно пояснил, что родители истицы лишены родительских прав на основании решения Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ. По постановлению главы администрации Центрального района г. Тулы истица была направлена в детский дом, за ней в <данные изъяты> году было закреплено жилое помещение: <адрес>, которое впоследствии сгорело и в настоящее время разрушено. Истице негде проживать, поскольку иного жилого помещения у нее ни в собственности, ни на иных условиях, не имеется. Администрация г. Тулы вместо официального отказа, как того требует административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», было направлено письмо, из которого следовало, что Демьяновой А.А. необходимо представить документы, которые она в силу объективных причин представить не может, о чем сообщала в своем заявлении. Данное обстоятельство послужило поводом обращения в суд. Обратил внимание на то, что подача заявления о постановке на учет в качестве нуждающейся и обращение в суд состоялись до наступления совершеннолетия истицы, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика – Администрации г. Тулы по доверенности Синдеев М.М. просил отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь в обоснование возражений на то, что порядок ведения учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, имеющих право для предоставления жилых помещений из жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, определяется Законом Тульской области от 12.11.2007 года №902-ЗТО (ред. от 30.09.2011 года) «О жилищном фонде Тульской области».
При этом в соответствии с законодательством Тульской области органом, уполномоченным на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в общеобразовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, является Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству.
Администрация г. Тулы принимает решение о постановке таких лиц на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, передает список указанных лиц в Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству, который занимается фактическим предоставлением жилых помещений.
В рассматриваемом случае, за Демьяновой А.А. закреплено жилое помещение постановлением главы администрации Центрального района г. Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ, которое не отменялось, не признавалось утратившим силу, в том числе в судебном порядке. Факт утраты (отсутствия) жилого помещения не устанавливался.
При обращении Демьяновой А.А. в администрацию г. Тулы, ею не были выполнены требования Постановления администрации г. Тулы №738 от 29.03.2011 года, требования административного регламента предоставления муниципальной услуги, в части представления всех необходимых для решения вопроса о наличии оснований для оказания муниципальной услуги. К заявлению Демьяновой А.А. не были приложены оригиналы документов, имелись лишь их копии, поэтому заявление Демьяновой А.А. рассматривалось как любое иное обращение гражданина в орган местного самоуправления. Демьяновой А.А. в течение 30 дней был дан ответ – разъяснение о том, какие документы ей необходимо представить для рассмотрения вопроса о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В постановке на учет ей отказано не было. Полагает, что Демьянова А.А., получив ответ администрации г. Тулы на свое обращение, имела возможность, собрав все необходимые документы (оригиналы и их копии), прийти на личный прием, и в случае отсутствия возможности представить какой-либо из них пояснить данное обстоятельство. Кроме того, в представленных ею копиях документов, отсутствовали копии документа о ее рождении, документа, подтверждающего наличие (отсутствие) у нее прав на недвижимое имущество, зарегистрированных до <данные изъяты> года и выписка из домовой книги, то есть тех документов, которые подтверждают отношение Демьяновой А.А. к категории лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения.
Демьянова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не обращалась в администрацию г. Тулы с заявлением о признании ее малоимущей с целью постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, не признавалась нуждающейся в жилом помещении, не относится к числу малоимущих.
Представитель ответчика - Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству - по доверенности Богданов С.С. с иском не согласился, просил отказать в его удовлетворении, поддержал позицию администрации г. Тулы. Дополнительно в обоснование возражений относительно исковых требований указал, что органом исполнительной власти Тульской области, уполномоченным на предоставление жилых помещений и на осуществление управления жилищным фондом Тульской области в отношении сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, является Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству.
Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Тульской области в соответствии с Законом Тульской области от 12.11.2007 года №902-ЗТО «О жилищном фонде Тульской области» осуществляют органы местного самоуправления по месту регистрационного учета.
Мера социальной поддержки по обеспечению жилой площадью за счет средств бюджета Тульской области не распространяется на Демьянову А.А., поскольку за ней закреплено жилое помещение постановлением главы администрации Центрального района г. Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ. Нуждающейся в жилом помещении она в установленном законом порядке не признавалась.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы.
Выслушав представителя истицы Демьяновой А.А. по ордеру Шишкова С.В., представителя администрации г. Тулы по доверенности Синдеева М.М., представителя ответчика Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству по доверенности Богданова С.С., допросив свидетеля ФИО10, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к следующему:
Статья ст. 7 Конституции Российской Федерации, провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Часть 2 ст. 40 Конституции РФ определяет, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Необходимость обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами прав на жилище, беспрепятственного осуществления, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, определена в качестве одного из основных начал жилищного законодательства (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 1 Федерального закона от 6.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Законом Тульской области «О жилищном фонде Тульской области» и Постановлением администрации Тульской области от 04.03.2009 года № 105 «Об органах исполнительной власти Тульской области, уполномоченных на предоставление жилых помещений и на осуществление управление жилищным фондом Тульской области», обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на органы исполнительной власти субъекта.
Уполномоченным органом в данном случае является Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.
По смыслу вышеприведенных норм, достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.
Изложенное согласуется с позицией Верховного Суда РФ, выраженной в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года», от 27.09.2006 года.
При этом, несмотря на отсутствие указания в вышеприведенной норме (абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») на категорию «лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как имеющих право на получение жилья, это не означает отсутствие у таких лиц права на внеочередное обеспечение жильем по указанным основаниям, что следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 07.06.2011 N 746-О-О.
Судом установлено, что Демьянова А.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем в книге регистрации актов о рождении ДД.ММ.ГГГГ произведена запись №.
На момент разрешения спора по существу достигла установленного законом предельного возраста <данные изъяты>.
Родителями истицы являются: отец – ФИО2, мать – ФИО3 (свидетельство о рождении (№ №), паспорт истца серии №).
Решением Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 и ФИО2 были лишены родительских прав в отношении четырех детей: ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Демьяновой А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ФИО3 также лишена родительских прав в отношении дочери ФИО24, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Дети переданы на попечение органам опеки и попечительства Центрального района г. Тулы. При этом на основании постановления главы администрации Центрального района г. Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ дети еще до решения вопроса о лишении родительских прав указанных лиц, были направлены в дом ребенка и детский дом соответственно.
Постановлением главы администрации Центрального района г. Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетними ФИО11, Демьяновой А.А., ФИО12, ФИО13, ФИО14 закреплена жилая площадь, находящаяся по адресу: <адрес>.
Сведений о том, на каком праве пользовались данным жилым помещением, проживавшие там ранее ФИО3, ФИО2 и их несовершеннолетние дети, названное постановление не содержит, суду сторонами также не представлено.
Как следует из сообщения Филиала ФГУП «РОСТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ» по г.Туле № от ДД.ММ.ГГГГ по данным технического учета, указанный жилой дом принадлежит на праве собственности и зарегистрирован за ФИО15
Из материалов личного дела Демьяновой А.А. следует, что она ДД.ММ.ГГГГ прибыла в <адрес> детский дом № из <данные изъяты> дома ребенка. А ДД.ММ.ГГГГ из указанного учреждения направлена для обучения в <данные изъяты> школу-интернат.
С ДД.ММ.ГГГГ ей назначена социальная пенсия в размере <данные изъяты>., указанная выплата прекращена с ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступлением Демьяновой А.А. в профессиональное училище № <адрес>. Демьяновой А.А. также выплачено выходное пособие в размере <данные изъяты>.
По окончании учебного заведения <данные изъяты> №» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Демьяновой А.А. получены свидетельства о получении квалификации: <данные изъяты>.
Из справки <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ Демьянова А.А. зарегистрирована в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ, снята с учета в качестве безработного ДД.ММ.ГГГГ. Выплата пособия приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Демьяновой А.А. выплачено <данные изъяты>.
Трудоустройство Демьяновой А.А. сторона истицы отрицает, доказательств обратному суду не представлено.
По сообщению ИФНС РФ по Центральному району г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ сведения о доходах по форме 2-НДФЛ за <данные изъяты>, полученных от налоговых агентов на Демьянову А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированную по адресу: <адрес>, в инспекцию не поступали.
Таким образом, истица с <данные изъяты> по настоящее время не имеет места работы, трудового заработка, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имела временный источник средств к существованию, а с <данные изъяты> года по настоящее время утратила право на получение социального пособия по безработице, иных доходов не имеет.
Учитывая данные личности Демьяновой А.А., страдающей рядом психических заболеваний, влияющих на ее социальную адаптацию, объективно снижающих возможность выполнения ею трудовых функций, суд приходит к выводу, что трудоустройство Демьяновой А.А. в значительной степени затруднено.
Имеющиеся на счету в Сберегательном банке РФ, открытом на имя истицы, денежные средства и начисляемые по ним проценты при таких обстоятельствах не могут обеспечить достойного существования Демьяновой А.А. на длительный период времени.
Из письма Администрации Центрального района муниципального образования г. Тула № от ДД.ММ.ГГГГ, акта обследования состояния жилья, находящегося по адресу: <адрес>, справки ОГПН Центрального района ГУ МЧС России по Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в данном жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар, причиной которого послужило неосторожное обращение с огнем неустановленного лица, в результате которого дом сгорел. В настоящее время дом находится в разрушенном состоянии без присмотра хозяев.
При этом администрации <данные изъяты> разъяснялось, что после окончания учебного заведения и постановки на регистрационный учет по адресу закрепленной жилплощади, Демьянова А.А. вправе обратиться в администрацию Центрального района г. Тулы по вопросу постановки ее на льготную очередь для получения жилья.
Из письма Территориального управления Администрации г. Тулы по Центральному району № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что директору <данные изъяты> №» по вопросу сохранности, закрепленной за Демьяновой А.А. жилой площади, сообщалось о пожаре и последующем разрушении жилого дома, отсутствии домовой книги. Разъяснялось право Демьяновой А.А. обратиться в территориальное управление администрации г. Тулы по Центральному району по вопросу постановки ее на льготную очередь для получения жилья и в <данные изъяты> по вопросу трудоустройства, после постановки на регистрационный учет по адресу закрепленной жилой площади.
Судом достоверно установлено, что недвижимого имущества, в том числе иных жилых помещений, на праве собственности за Демьяновой А.А. в органах бюро технической инвентаризации и органах федеральной службы регистрации, кадастра и картографии не зарегистрировано.
Доказательств тому, что Демьяновой А.А. предоставлялось жилое помещение на условиях социального найма, равно как и того, что Демьяновой А.А. совершались действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, приведшие к отчуждению жилых помещений, сторонами также не представлено.
Факт утраты, закрепленного за Демьяновой А.А. жилого помещения, ответчиками не оспаривается.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
При этом жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Порядок предоставления жилья детям-сиротам урегулирован Законом Тульской области № 902-ЗТО от 12.11.2007 года «О жилищном фонде Тульской области».
На основании ст. 3 закона к категориям граждан, имеющим право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. 1 ст. 4 названного закона состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Тульской области, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), имеют право граждане, отнесенные к категориям граждан, указанным в ст. 3 данного Закона, признанные нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным пунктами 1 - 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах и ввиду отсутствия закрепленного за ней жилого помещения истица до ДД.ММ.ГГГГ могла быть отнесена к числу нуждающихся в жилых помещениях граждан, отвечающих критериям ст. 49 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и признана таковой в установленном законом порядке.
Из заявления Демьяновой А.А. от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного Главе администрации МО г. Тулы ФИО16 (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ), следует, что она до достижения 23 лет обратилась к должностному лицу органа местного самоуправления с просьбой о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении жилищного фонда Тульской области, предоставляемого по договору социального найма, как ребенок-сирота, воспитывающийся в школе-интернате для детей сирот. Заявление подано по форме, соответствующей утвержденной постановлением Администрации г. Тулы от 23.09.2011 года №2540 (приложение 1).
К заявлению были приложены копии следующих документов: паспорта Демьяновой А.А. с отметкой о регистрации по адресу: <адрес>, постановлений Администрации Центрального района г. Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ года и № от ДД.ММ.ГГГГ, писем Администрации Центрального района г. Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, акт обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, справка МЧС по ТО № от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом в заявлении содержались сведения о разрушении закрепленного за ней жилого дома вследствие пожара, отсутствии иного жилья. Из приложенных к нему документов следовало, что у заявителя отсутствует возможность представить выписку из домовой книги, технический паспорт на домовладение № по <адрес>. Заявительницей также сообщены контактные телефоны свой и представителя.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления) регулируются Федеральным законом от 27.07.2010года № 210-ФЗ (в ред. от 03.12.2011 года) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Под муниципальной услугой данный федеральный закон понимает предоставляемую органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
К заявителям относятся - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 ст. 1 указанного федерального закона, или в организации, указанные в п. 5 ст. 1 федерального закона, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.
Статья 4 названного федерального закона к основным принципам предоставления государственных и муниципальных услуг относит, в том числе заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг.
При получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме. (ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 года №N 210-ФЗ (ред. от 03.12.2011 года) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).
Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, в силу ст. 6 данного федерального закона обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», определяющий требования к порядку предоставления муниципальной услуги, стандарт предоставления муниципальной услуги, сроки и последовательность действий получателя муниципальной услуги (заявителя) при предоставлении муниципальной услуги в г. Туле, утвержден Постановлением администрации г. Тулы от 23.09.2011 года №2540.
На момент обращения Демьяновой А.А. административный регламент действовал в первоначальной редакции, действие которой прекращено с ДД.ММ.ГГГГ.
Предметом регулирования данного административного регламента является прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в установленном порядке и установленный срок.
Муниципальная услуга «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» предоставляется органом местного самоуправления - администрацией города Тулы и осуществляется через отраслевой (функциональный) орган администрации города Тулы - управление муниципального жилищного фонда администрации города Тулы (п. 23 административного регламента в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ).
Управление, предоставляющее муниципальную услугу, обязано: предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя (п. 55).
Из п. 57 административного регламента следует, что предоставление муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» включает в себя следующие административные процедуры: консультирование по порядку и срокам предоставления муниципальной услуги; прием и регистрация заявления и документов с целью предоставления муниципальной услуги; рассмотрение документов комиссией по жилищным вопросам при администрации города Тулы; проведение проверки представленных заявителем сведений; принятие решения о постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении либо об отказе в постановке на данный учет; уведомление заявителя о принятом решении.
При этом основанием для начала консультирования по порядку и срокам предоставления муниципальной услуги является поступление заявления или обращения, выраженного в устной, письменной, в том числе электронной форме, содержащего вопросы, касающиеся порядка и сроков предоставления муниципальной услуги, а также иных вопросов, в рамках предоставления муниципальной услуги (п. 58).
Анализ содержания упомянутого заявления Демьяновой А.А. и приложенных к нему документов, поданных в уполномоченный орган, позволяет сделать однозначный вывод о цели подачи Демьяновой А.А. заявления: постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Вопросов, просьб о консультации по вопросу предоставления муниципальной услуги, порядка и сроков ее предоставления, заявление Демьяновой А.А. не содержит.
Следовательно, поступление упомянутого заявления от Демьяновой А.А. в силу п. 71 административного регламента являлось основанием для начала административного действия «Прием и регистрация заявления и документов с целью предоставления муниципальной услуги».
Заявление, поступившее по почте, регистрируется специалистом отдела прохождения документов управления делами администрации города Тулы в системе АСЭД.
Зарегистрированное заявление направляется специалисту Управления, ответственному за оказание муниципальной услуги, согласно резолюции руководителя.
Изложенные действия в рассматриваемом случае были совершены администрацией г. Тулы в установленном порядке, тем самым заявление принято к рассмотрению.
Согласно положениям вышеназванных федерального закона и административного регламента, а также Положения об организации работы по ведению учета граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, утвержденного постановлением Администрации г. Тулы №738 от 29.03.2012 года обращение заявителя может носить устную и письменную форму, выражено в форме устного обращения на личном приеме и по телефону, либо письменного обращения по почте, по электронной почте.
В силу требований указанных нормативных актов, заявителю могло быть отказано в приеме заявления либо в оказании муниципальной услуги.
Как установлено судом, Демьяновой А.А. не было отказано в приеме заявления, что явствует из письма администрации г. Тулы №-№ от ДД.ММ.ГГГГ, объяснений представителя Администрации г. Тулы, показаний свидетеля ФИО10
При таких обстоятельствах после его регистрации с приложенными к нему документами заявление подлежало передаче на рассмотрение комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Тулы, что следует из блок-схемы предоставления муниципальной услуги, п. 57 административного регламента.
Основанием для начала административной процедуры «Рассмотрение документов комиссией по жилищным вопросам при администрации города Тулы» является поступление заявления с пакетом документов на заседание комиссии по жилищным вопросам при администрации города Тулы (п. 75 административного регламента).
Именно комиссией, согласно п. 76 административного регламента, осуществляется проверка представленных документов и определяется наличие или отсутствие у заявителя права на получение муниципальной услуги. Комиссией принимается решение о возможности принятия или отказа в принятии заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении или необходимости проверки представленных заявителем сведений (получения информации от иных органов и организаций) (п. 77 административного регламента).
При этом одним из оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги в соответствии с п. 36 административного регламента в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, являлось непредставление или неполное представление документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, указанных в административном регламенте.
Перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги содержался в п. 30 административного регламента и предполагал их обязательное представление заявителем. А пункт 32 административного регламента предусматривал перечень документов, которые вправе затребовать у заявителя орган, предоставляющий муниципальную услугу, в их числе: документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации; свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния; документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания; иные.
При этом требование о предоставлении подлинников документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, и необходимость проведения их сверки уполномоченным специалистом распространяется на случаи обращения с заявлением на личном приеме, что следует из п. 74 административного регламента и блок-схемы предоставления муниципальной услуги.
Административным регламентом (п. 37) в случаях, если к заявлению были приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, предусматривалась возможность разъяснения заявителю, какие документы он должен представить дополнительно.
Результатом предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», согласно п. 25 административного регламента, является:
- принятие гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении;
- отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении;
- направление заявителю извещения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет.
При этом решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято администрацией города Тулы не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления заявителем необходимого пакета документов в Управление. В исключительных случаях, а также в случае, если для предоставления муниципальной услуги необходимо получение информации от иных органов и организаций, глава администрации города Тулы или первый заместитель главы администрации города Тулы вправе продлить срок рассмотрения заявления не более чем на 30 дней (п.п. 26,27).
В случаях если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, специалистом Управления, которому отписано заявление для его изучения, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно.
Доказательств тому, что при рассмотрении заявления Демьяновой А.А. осуществлялись вышеперечисленные действия и продлялся срок его рассмотрения суду не представлено.
Как следует из пояснений свидетеля ФИО10, которой было передано заявление Демьяновой А.А. на предмет его изучения, и письма в адрес Демьяновой А.А., ни Демьяновой А.А., ни ее представителю не был назван конкретный перечень недостающих документов, подлежащих представлению заявителем в обязательном порядке.
Сообщения о принятии на учет либо отказе в таковом Демьяновой А.А. направлено не было. До настоящего времени решение по существу обращения Демьяновой А.А. уполномоченным органом не принято.
При этом в ее адрес направлено письмо консультационного содержания с указанием общей информации по перечню документов, необходимых для предоставления в орган, уполномоченный на принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Данное письмо не содержит сведений о том, какие конкретно документы либо их копии не представлены заявителем, отсутствует предложение их представить, не указан срок их представления, не разъяснены последствия непредставления необходимых документов для заявителя.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что право Демьяновой А.А. на своевременное решение вопроса о ее постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лица, относящегося к льготной категории граждан, было нарушено. В установленный законом и административным регламентом срок муниципальная услуга, о предоставлении которой она просила в своем заявлении, ей оказана не была.
Для восстановления своего нарушенного права Демьянова А.А. вынуждена была обратиться за судебной защитой, что с учетом сроков рассмотрения гражданских дел потребовало значительных временных затрат, и привело к утрате Демьяновой А.А. с ДД.ММ.ГГГГ возможности во внесудебном порядке получить жилое помещение во внеочередном порядке по основаниям п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, как лицу, относящемуся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании ее пребывания в образовательном учреждении.
Учитывая, что представленные сторонами и, имеющееся в материалах дела доказательства, свидетельствуют о наличии оснований для признания Демьяновой А.А. нуждающейся в предоставлении жилого помещения, предоставляемого на условиях социального найма во внеочередном порядке, установленный срок для принятия такого решения уполномоченным органом с момента обращения Демьяновой А.А. истек, отказа в предоставлении муниципальной услуги «Прием заявлений и документов, постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» не имеется, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Демьяновой А. удовлетворить.
Признать Демьянову А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения нуждающейся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Администрацию г. Тулы поставить Демьянову А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении жилищного фонда Тульской области, предоставляемом во внеочередном порядке по договору социального найма.
Обязать Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству предоставить Демьяновой А., ДД.ММ.ГГГГ, во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее установленной нормы предоставления, в черте г. Тулы.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: