РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июня 2012 года г. Тула
Центральный районный суд г.Тулы в составе
председательствующего Жигулиной М.А.,
при секретаре Орловой Е.В.,
с участием истицы Коваль К.А., представителя ответчика Администрации г.Тулы по доверенности Синдеева М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2194/12 по иску Коваль К.А. к Администрации г. Тулы, Министерству здравоохранения и социального развития об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,
установил:
Коваль К.А. обратилась в суд с иском к Администрации г. Тулы об обязании предоставить ей на семью из трех человек вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В обоснование заявленных требований указала на то, что имеет состав семьи в количестве трех человек, в которой кроме нее двое ее несовершеннолетних детей: сын ФИО3, <данные изъяты> года рождения, сын ФИО4, <данные изъяты> года рождения.
Она и ФИО3 зарегистрированы по адресу: <адрес>, а ФИО4 – по адресу: <адрес>
Квартира № в <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО7, является однокомнатной, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Квартира № в <адрес> <адрес> является также однокомнатной муниципальной квартирой общей площадью <данные изъяты> кв. м, в которой зарегистрировано помимо ее сына еще 5 человек, которые не являются членами ее семьи.
Отдельного жилья ее семья не имеет, фактически проживает в общежитии в комнате площадью <данные изъяты> кв.м.
Ее сыну установлен диагноз: <данные изъяты>, который входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ 16.06.2006 года №378.
В этой связи ее семья администрацией г. Тулы включена в список граждан, имеющих право на внеочередное представление жилых помещений, а также признана малоимущей.
Полагает, что в силу ст. 57 Жилищного кодекса РФ имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.
В судебном заседании:
Истица Коваль К.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить.
Представитель ответчика – Администрации г. Тулы по доверенности Синдеев М.М. просил отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование возражений на то, что истица поставлена на очередь как нуждающаяся в жилом помещении, признана малоимущей и имеет право на получение жилья как по общей очереди из фонда муниципального жилья, так и во внеочередном порядке, из жилищного фонда Тульской области, поскольку в составе ее семьи есть ребенок-инвалид. Обращаясь с требование о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, истица необоснованно утверждает, что орган местного самоуправления – Администрация г. Тулы обязана ей такое жилое помещение предоставить. Поскольку Администрация г. Тулы не располагает полномочиями по предоставлению жилых помещений из фонда Тульской области. Такое право предоставлено уполномоченному органу исполнительной власти субъекта, в рассматриваемом случае – Министерству здравоохранения и социального развития Тульской области.
Администрация г. Тулы лишь принимает решение о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признает граждан малоимущими, что соответствует Закону Тульской области от 12.11.2007 года №902-ЗТО «О жилищном фонде Тульской области».
Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области не явился, извещен, о причинах своей неявки суд не уведомил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области.
Выслушав истицу Коваль К.А., представителя администрации г. Тулы по доверенности Синдеева М.М., исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к следующему:
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16.12.1997 года № 20-П, Определение от 15.02.2005 года № 17-О и другие).
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в ст. 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире, что согласуется с положениями статьи 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ). Данная норма, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан, направлена на их защиту.
Согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст. 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (ч. 2); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Судом установлено, что у сына истицы ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеется тяжелая форма хронического заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378. Ему установлена инвалидность на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, фактически проживает совместно со своей семьей в составе трех человек: мать – Коваль К.А., брат – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в комнате в общежитии № <данные изъяты>, что подтверждается справками образовательного учреждения, договором найма жилого помещения в общежитии.
Коваль К.А. с сыном ФИО3 зарегистрирована в качестве нанимателя у собственника ФИО7 в однокомнатной квартире <адрес> дома по <адрес>, а ФИО4 зарегистрирован по месту регистрации своего отца ФИО10 в однокомнатной квартире по адресу: <адрес>, наряду с пятью зарегистрированными в ней лицами, не являющимися членами его семьи.
Как следует из постановления главы администрации г. Тулы от 18.01.2010 года №81, Коваль К.А. (мать ФИО4) принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма администрацией г. Тулы, составом семьи 3 человека (она, сын ФИО3, сын ФИО4). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ее очередь в списке нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан - №
Коваль К.А. также включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, в связи с наличием у ее сына заболевания, включенного в перечень заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года №387. В списке граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, она значилась на указанную дату под <данные изъяты> номером.
Изложенные обстоятельства подтверждаются: свидетельством о рождении ФИО3 серии № №, свидетельством о рождении ФИО4 № №, медицинскими заключениями в отношении ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, справкой об инвалидности ФИО4 серии № №, материалами жилищного дела Коваль К.А., письмом администрации г.Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ.
До настоящего времени семье Коваль К.А. не предоставлено благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке с учетом права ФИО4 на дополнительную жилую площадь. ДД.ММ.ГГГГ Коваль К.А. Администрацией г. Тулы разъяснено, что вопрос предоставления ей жилого помещения будет решаться в соответствии с очередностью по мере финансирования строительства жилых домов в г. Туле для малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, или освобождения жилых помещений в муниципальном жилом фонде.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о нарушении Администрацией г. Тулы права истицы и ее несовершеннолетних детей, предусмотренного п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с п. 6 Правил предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Таким образом, Коваль К.А. на семью из трех человек, в том числе: ее самой и ее несовершеннолетних сыновей ФИО3, ФИО4, должно быть предоставлено во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение с учетом права ФИО4 на дополнительную жилую площадь.
Доводы представителя ответчика Администрации г. Тулы о том, что в отношении семей, имеющих ребенка – инвалида, нуждающихся в жилых помещениях, действуют нормы ч. 3 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и жилое помещение должно предоставляться за счет федерального бюджета Министерством здравоохранения и социального развития, суд находит несостоятельными в силу следующего.
Из ст. 31 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Норма ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является по своему характеру отсылочной нормой, применяемой в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства, и не определяет единственно возможного способа реализации жилищных прав лиц с ограниченными возможностями (инвалидов).
В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абз. 10 ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (п. 1 ч. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 50).
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (ч. 1) и 19 (п. 3 ч. 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации вышеприведенных целей социальной политики Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, обязанность по предоставлению истице с учетом членов ее семьи во внеочередном порядке жилого помещения должна быть возложена на Администрацию г. Тулы.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Коваль К.А. удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Тулы предоставить Коваль К.А. на семью из трех человек, в том числе: Коваль К.А., несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке с учетом права ФИО4 на дополнительную жилую площадь.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.
Судья: