РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 мая 2012 года город Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Крымской С.В.,
при секретаре Алехиной А.В.,
при участии помощника прокурора Центрального района г. Тулы Рябковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-962/12 по иску Алимова А.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Тульской области, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тульской области» о возмещении вреда, причиненного здоровью при исполнении служебных обязанностей,
установил:
первоначально Алимов А.А. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Тульской области о возмещении вреда, причиненного здоровью при исполнении служебных обязанностей, судебных расходов.
В обоснование заявленных требований Алимов А.А. указал на то, что ДД.ММ.ГГГГ, в период прохождения им службы в УФСИН России по Тульской области в должности заместителя начальника отдела охраны ФБУ ИК-2, при исполнении служебных обязанностей им была получена травма <данные изъяты>.
Приказом № л/с от ДД.ММ.ГГГГ УФСИН России по Тульской области он был уволен по ст.58 п. «Ж» Положения о службе в органах внутренних дел РФ» с ДД.ММ.ГГГГ с должности заместителя начальника отдела охраны ФБУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области (по болезни).
ДД.ММ.ГГГГ военно-врачебная комиссия УФСИН России по Тульской области установила, что заболевание им получено в период военной службы, и он не годен к военной службе, нуждается в освобождении от исполнения служебных обязанностей на срок до дня исключения из списков личного состава, что подтверждается свидетельством о болезни № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тульской области» впервые была установлена <данные изъяты> в результате военной травмы на срок до ДД.ММ.ГГГГ с датой освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ (справка серии МСЭ-2009 № ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тульской области»).
ДД.ММ.ГГГГ ему была повторно установлена <данные изъяты> сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ ему выплачивается пенсия по инвалидности.
По мнению истца, он имеет право на компенсацию возмещения вреда здоровью по основаниям, предусмотренным ст.ст. 1064, 1084, 1085, 1086 ГК РФ, из расчета среднемесячного заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности.
В соответствии со ст. 318 ГК РФ истец просил проиндексировать сумму, выплачиваемую по денежному обязательству в возмещение вреда здоровью.
В связи с этим, истец просил обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области назначить и выплачивать с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью в размере 15123 рублей 59 копеек с последующей индексацией с учетом уровня инфляции, взыскать с Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области в его пользу в счет возмещения судебных расходов оплату стоимости экспертизы в размере 12536 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ истец уточнил заявленные требования и просил обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области выплачивать ему с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью в размере 3169 рублей 90 копеек с последующей индексацией с учетом уровня инфляции, сославшись на положения Закона РФ от 21.07.1993 г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
В судебном заседании истец Алимов А.А. заявленные требования в редакции от ДД.ММ.ГГГГ поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчиков Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тульской области по доверенности Давыдова И.И., а также привлеченного в порядке ст. 40 ГПК РФ, Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тульской области» по доверенности Закурдаева М.А. в судебном заседании исковые требования Алимова А.А. не признали, полагая их не обоснованными, сославшись на то, что в настоящее время оснований для выплаты ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью в зависимости от степени утраты трудоспособности не имеется.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение старшего помощника прокурора Центрального района г. Тулы Рябкову Т.В., полагавшую исковые требования Алимова А.А. подлежащими частичному удовлетворению, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Как установлено судом и видно из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ Алимов А.А. проходил службу в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции РФ в различных должностях, а с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа УИН ТО № л/с от ДД.ММ.ГГГГ занимал должность заместителя начальника отдела охраны ФБУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области, что подтверждается его послужным списком и личным делом.
Согласно заключению служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Алимов А.А. с места работы каретой скорой помощи был доставлен в МУЗ ТГКБ им. Д.Я. Ваныкина <данные изъяты>.
С ДД.ММ.ГГГГ Алимов А.А. проходил лечение в различных медицинских учреждениях с диагнозом: <данные изъяты>
По выводам вышеназванного заключения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Алимовым А.А. получены травмы при исполнении им служебных обязанностей.
По заключению военно-врачебной комиссии УФСИН России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ последствия тяжелой сочетанной травмы от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) относятся к военной травме.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ следователя следственного отдела по г. Туле следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Тульской области отказано в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 113 УК РФ, по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
Приказом УФСИН по Тульской области № л/с от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел РФ Алимов А.А. был уволен из уголовно-исполнительной системы по ст. 58 п. «Ж» (по болезни) с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту освидетельствования в БМСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ и справки МСЭ-2009 № Алимову А.А. установлена <данные изъяты> на срок до ДД.ММ.ГГГГ, причина инвалидности - «военная травма», что также подтверждается материалами дела освидетельствования в МСЭ.
ДД.ММ.ГГГГ Алимову А.А. повторно установлена <данные изъяты> на срок до ДД.ММ.ГГГГ, причина инвалидности - «военная травма» (справка серии МСЭ-2011 №)
Согласно пенсионному делу №, Алимову А.А. с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия за выслугу лет и установлена доплата за инвалидность, с ДД.ММ.ГГГГ Алимову А.А. по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ установлена пенсия по инвалидности.
В соответствии с письмом заместителя директора ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ №, Федеральным законом РФ от 19.07.2011 г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с перерасчетом пенсии по инвалидности Алимову А.А. с ДД.ММ.ГГГГ была назначена данная пенсия в размере 14262 руб. 71 коп.
На основании письма заместителя директора ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ №, с ДД.ММ.ГГГГ был произведен пересмотр ранее назначенных пенсий сотрудников уголовно-исполнительной системы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 г. №1022 «Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы» и приказом ФСИН России от 15.12.2011 г. №733 «Об установлении размеров месячных окладов по нетиповым должностям сотрудников уголовно-исполнительной системы», в связи с чем Алимову А.А. была увеличена пенсия по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ, размер которой стал составлять 16973 руб. 20 коп.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что в период прохождения службы в органах внутренних дел, ДД.ММ.ГГГГ, Алимов А.А. получил военную травму. Полученная травма и ее последствия, исключили возможность прохождения им службы в органах внутренних дел и послужили основанием его увольнения из уголовно-исполнительной системы по ст. 58 п. «Ж» (по болезни) Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утрату профессиональной трудоспособности.
По смыслу части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32, 72, 114 Конституции Российской Федерации, служба в органах внутренних дел Российской Федерации, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 декабря 2002 года N 17-П, особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах.
Лица, несущие такую службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.
Обязанности, возлагаемые на этих лиц, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу статей 1, 2, 7, 37, 39, 41, 45 и 71 Конституции Российской Федерации влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.
Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении №13-П от 15.07.2009 г. «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросами Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода и Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода», исходя из приведенной правовой позиции, государство призвано гарантировать сотрудникам милиции возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с исполнением ими служебных обязанностей, в объеме, позволяющем в максимальной степени компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса. При этом характер выполняемых этими лицами функций - в силу конституционных принципов справедливости и соразмерности - предполагает установление для них условий возмещения вреда, по крайней мере, не худших по сравнению с другими категориями граждан.
К правоотношениям по возмещению вреда жизни или здоровью сотрудникам милиции, сотрудникам уголовно-исполнительной системы ранее применялись положения главы 59 ГК Российской Федерации.
В соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Федеральным законом от 06.11.2011 N 298-ФЗ, вступившим в силу с 09.11.2011 года и распространившим свое действие на правоотношения, возникшие с 1 марта 2011 года, в вышеназванный закон введена статья 34.1, часть четвертая которой предусматривает, что в случае причинения сотруднику уголовно-исполнительной системы в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в уголовно-исполнительной системе и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
Инструкция о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику уголовно-исполнительной системы, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника уголовно-исполнительной системы или его близких, утвержденная приказом Министра юстиции Российской Федерации от 28 октября 2005 г. N 198, в части определения порядка возмещения вреда, причиненного здоровью сотрудника уголовно-исполнительной системы (пункт 21 и 22), противоречит вышеуказанному Закону Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», установившему новый порядок возмещения вреда здоровья сотрудникам уголовно-исполнительной системы, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь нормами права, регулирующими возникшие правоотношения, суд приходит к выводу о том, что право Алимова А.А. на получение в качестве дополнительной гарантии ежемесячной компенсации за причиненный здоровью вред, возникло при назначении ему пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей), то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства подтверждены заключением служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, заключением медико-социальной экспертизы, из которой усматривается, что инвалидность второй группы Алимову А.А. установлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, с учетом вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что в связи с выполнением служебных обязанностей Алимов А.А. получил повреждения здоровья, исключающие возможность дальнейшего прохождения им службы в уголовно-исполнительной системе и повлекшие стойкую утрату трудоспособности, а поэтому он имеет право на ежемесячную денежную компенсацию в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Определяя размер ежемесячной денежной компенсации, суд руководствуется положениями ст. 34.1 названного выше закона, из которой следует, что данная компенсация рассчитывается в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности.
Размер ежемесячной денежной компенсации подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В состав утраченного денежного довольствия входят суммы, исходя из положений Федерального закона от 30.06.2002 г. N 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)», а именно: оклад по должности, оклад по званию, доплата за выслугу лет, надбавка за сложность и напряженность, премии, в том числе премия за образцовое исполнение служебных обязанностей.
Для расчета утраченного денежного довольствия не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, продовольственный паек), выплаты единовременного характера, в частности компенсация на санаторно-курортное лечение.
Из справки ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> № следует, что денежное довольствие Алимова А.А. на день увольнения ДД.ММ.ГГГГ составляет: 3937 руб. – оклад по должности + 2660 руб. – оклад по специальному званию + 2968,65 руб. – надбавка за выслугу лет + 4330,70 руб. – надбавка за сложность + 3937 руб. – ежемесячное денежное поощрение.
С момента увольнения Алимова А.А. до настоящего времени в УФСИН России по Тульской области происходило увеличение окладов:
с ДД.ММ.ГГГГ по должности– 4193 руб., по званию – 2833 руб.,
с ДД.ММ.ГГГГ по должности – 4445 руб., по званию – 3003 руб.
Поскольку размер пенсии Алимова А.А. в связи с увеличением окладов денежного содержания был пересмотрен в сторону увеличения и стал составлять 16973, 20 руб., то расчет утраченного денежного довольствия для определения ежемесячной денежной компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом увеличения денежного содержания с ДД.ММ.ГГГГ будет следующим: 4193 руб. – оклад по должности с учетом увеличения с ДД.ММ.ГГГГ + 2833 руб. – оклад по специальному званию с учетом увеличения с ДД.ММ.ГГГГ + 2968,65 руб. – надбавка за выслугу лет + 4330,70 руб. – надбавка за сложность + 3937 руб. – ежемесячное денежное поощрение = 18262,35 руб.
Таким образом, задолженность по денежной компенсации в связи с возмещением вреда здоровью Алимова А.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит: 18262,35 руб. – 16973,20 руб. (размер пенсии по инвалидности) = 1289,15 руб. х 3 мес. = 3867,45 рублей.
С учетом увеличения денежного содержания сотрудникам уголовно-исполнительной системы с ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Алимову А.А. следует выплачивать ежемесячную денежную компенсацию, исходя из следующего расчета:
утраченное денежное довольствие: 4445 руб. – оклад по должности с учетом увеличения с ДД.ММ.ГГГГ + 3003 руб. – оклад по специальному званию с учетом увеличения с ДД.ММ.ГГГГ + 2968,65 руб. – надбавка за выслугу лет + 4330,70 руб. – надбавка за сложность + 3937 руб. – ежемесячное денежное поощрение = 18684,35 руб. – 16973,20 руб. (размер пенсии) = 1711,15 руб.
Из изложенного следует, что задолженность по денежной компенсации в связи с возмещением вреда здоровью Алимова А.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит: 3867,45 руб. + 1711,15 руб. = 5578,60 руб., а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему надлежит выплачивать ежемесячно указанную компенсацию в размере 1711,15 руб. с последующим перерасчетом с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Определяя надлежащего ответчика по делу, суд исходит из следующего.
Согласно Уставу, учредителем Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тульской области» является Российская Федерация (п. 1.2. Устава).
Учреждение находится в ведении ФСИН России (п. 1.3. Устава).
Учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением и имеет статус исправительного учреждения ( п. 1.6. Устава).
Учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств (п.1.7. Устава).
Структура и штатное расписание Учреждения утверждаются Приказом УФСИН России по Тульской области в соответствии с доведенными лимитами численности и бюджетными ассигнованиями, а также типовыми структурами нормативами штатной численности, утвержденными в установленном порядке, и методическими рекомендациями по их применению (п. 1.12. Устава).
Управление Учреждением осуществляют ФСИН России, УФСИН России по Тульской области и руководство Учреждения (начальник, заместители) (п. 4.1. Устава).
УФСИН России по Тульской области в отношении Учреждения осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, утверждение штатной численности и фонда оплаты труда работников Учреждения и внесение в них изменений (п. 4.3. Устава).
При недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Тульской области в порядке, установленном действующим законодательством РФ (п. 5.12. Устава).
Учреждение имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в органе федерального казначейства, открытые в установленном порядке учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (п. 5.13. Устава).
Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 БК РФ).
В соответствии со ст. 56 ГК РФ казенное предприятие и учреждение отвечают по своим обязательствам в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5 статьи 113, статьями 115 и 120 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеуказанных норм закона, положений Устава Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тульской области», субсидиарную ответственность с последним несет УФСИН России по Тульской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Алимова А.А. удовлетворить частично.
Взыскать с федерального казенного учреждения «Исправительная колония №2 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области» в пользу Алимова А.А. единовременно недополученную сумму возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы в сумме 5578,60 рублей.
Обязать федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №2 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области» назначить и выплачивать с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Алимову А.А. ежемесячно денежную компенсацию возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением служебных обязанностей, в размере 1711,15 руб. с последующим перерасчетом с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы.
В случае недостаточности денежных средств у федерального казенного учреждения «Исправительная колония №2 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области» для выполнения возложенных обязанностей по возмещению вреда здоровью Алимову А.А. субсидиарную ответственность по указанным обязательствам несет Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области.
В остальной части исковых требований Алимову А.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий