23.07.2012г. по иску Макаровой Н.Н. об обязании выдать удостоверение `Ветеран труда`



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июля 2012 года г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Сеничевой А.Н.,

при секретаре Кузнецове Е.А.,

с участием истца Макаровой Н.Н.,

представителя ответчика по доверенности Хамитовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2353/12 по иску Макаровой Н.Н. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», обязании выдать удостоверение «Ветеран труда»,

установил:

Макарова Н.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», обязании выдать удостоверение «Ветеран труда».

В обоснование своих требований Макарова Н.Н. указала, что она обратилась в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив для этого необходимые документы. Однако получила отказ в связи с тем, что почетная грамота за активную работу по коммунистическому воспитанию молодежи не относится к ведомственным знакам отличия в труде и не может считаться основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Просила суд признать незаконным решение ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об отказе в присвоении ей звания «Ветеран труда», обязать выдать удостоверение «Ветеран труда».

Истец Макарова Н.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала и просила удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Хамитова О.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать.

Суд, выслушав мнение сторон, изучив письменные доказательства по делу, пришел к следующему.

Как установлено в судебном заседании, Макарова Н.Н. имеет общий трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, что подтверждается трудовой книжкой, с первоначальной датой заполнения – 13.09.1979 года.

Как следует из сведений о работе, содержащихся в трудовой книжке (л.д. 11-17), Макарова Н.Н. с 1982 года по 1985 год работала в Советском райкоме ВЛКСМ г. Тулы в должности заместителя секретаря комитета ВЛКСМ ПМЗ им. Рябикова.

20.11.1984 года Макарова Н.Н. награждена почетной грамотой ЦК ВЛКСМ «За активную работу по коммунистическому воспитанию молодежи».

Вышеуказанная грамота подписана Секретарем ЦК ВЛКСМ, данная подпись скреплена соответствующей печатью.

25.04.2012 года Макарова Н.Н. обратилась в отдел социальной защиты населения по Советскому району ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы.

Начальником отдела принято решение об отказе Макаровой Н.Н. в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что в соответствии с п.п. 1 п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» к рассмотрению на присвоение звания «Ветеран труда» принимаются документы подтверждающие награждение орденами и медалями, либо присвоение почетных званий СССР или РФ, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, выданные руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органов государственной власти Российской Федерации.

В решении от 27.04.2012 года № 100 отдел социальной защиты населения по Советскому району указал на то, что награда – Почетная грамота Центрального комитета ВЛКСМ, врученная от имени ЦК ВЛКСМ, не является ведомственным знаком отличия в труде и не может быть принята к рассмотрению для присвоения звания «Ветеран труда».

Отказ Макаровой Н.Н. в присвоении звания «Ветеран труда» суд считает несостоятельным и не основанным на нормах действующего законодательства по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

22.08.2004 года в данный Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона).

В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области 28.02.2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в редакции Закона Тульской области от 07.10.2008 № 1093-ЗТО) условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются: 1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», предоставляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде.

Таким образом, Закон Тульской области не изменил основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах».

Согласно п. 2 Постановления Администрации Тульской области от 08.05.2007 года № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда» - лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца.

В нормативных актах Российской Федерации отсутствует определение «ведомственный знак отличия в труде», нет также нормативных актов, содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», равно как и нет определения понятия «ведомство». В связи с чем, применение термина «ведомство» исключительно к органам государственной власти или управления, на чем настаивали представители ответчиков, не основано на законе, противоречит главной цели принятия Федерального закона «О ветеранах», которая заключается в оказании мер социальной поддержки перечисленных в нем категориям граждан и создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения, влечет дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности организации, в которой они плодотворно, добросовестно трудились, с отличием выполняя свои трудовые функции.

Исходя из указанного обстоятельства, определение ответчиком понятия «ведомство» как относящегося исключительно к органам государственной власти, суд находит ошибочным, противоречащим цели принятия ФЗ «О ветеранах», заключающейся в создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения.

Согласно п. 1.1 Устава ВЛКСМ, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи - самодеятельная общественная организация, объединяющая в своих рядах широкие массы передовой советской молодежи.

Комсомольские комитеты в целях повышения трудовой и политической активности, развития инициативы и самодеятельности юношей и девушек широко используют моральные стимулы и поощрения: занесение в Книгу Почета, награждение Почетным знаком ВЛКСМ, другими наградами комсомола, торжественное вручение комсомольским организациям Красных знамен и т.д. (п. 4.14. Устава ВЛКСМ).

Доводы представителя ответчика, что Почетная грамота ЦК ВЛКСМ, которой Макарова Н.Н. награждена за активную работу по коммунистическому воспитанию молодежи, не является ведомственной наградой и не может служить основанием для рассмотрения вопросов о присвоении звания «Ветеран труда», являются несостоятельными, поскольку Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ Макарова Н.Н. была награждена за активную работу по коммунистическому воспитанию молодежи, данная награда присвоена за заслуги и достижения в труде; данной наградой Макарова Н.Н. была удостоена в период ее работы в Советском Райкоме ВЛКСМ г. Тулы; награждение осуществлено уполномоченным на то органом от имени ЦК ВЛКСМ.

Хотя федеральное законодательство не содержит определения «ведомственного знака отличия в труде» и перечня таких знаков, суд приходит к выводу, что по сущностным признакам Почетная грамота ЦК ВЛКСМ за подписью секретаря ЦК ВЛКСМ, скрепленная соответствующей печатью может быть признана таковым, поскольку присвоена истцу за долголетний добросовестный труд в период осуществления трудовой деятельности в комсомольской организации.

Изменение порядка применения п. 1 ст. 7 ФЗ «О ветеранах» в смысле его ограничительного толкования, носит дискриминационный характер по отношению к лицам, обращающимся в органы социальной защиты в целях присвоения звания «Ветеран труда» в настоящее время, поскольку ставит их в неравное положение с лицами, ранее уже получившими данное звание по тем же основаниям.

Судом принимается во внимание также то обстоятельство, что ранее порядок учета ведомственных знаков отличия при присвоении звания «Ветеран труда» был разъяснен в письме Минтруда России от 7 октября 1998 года № 5635-КС и в совместном письме Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10.11.1995 года № 2026-ВЯ/4276/1-30, согласно которым при присвоении звания «Ветеран труда» наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации учитываются почетные звания, нагрудные знаки и значки, почетные грамоты, похвальные грамоты, дипломы, и указано, что приведенный в данном письме перечень не является исчерпывающим, поэтому отказ в присвоении звания «Ветеран труда» только по причине отсутствия названной той или иной награды в этом перечне является необоснованным.

К ведомственным знакам отличия в труде следует относить: нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета бывших СССР и РСФСР, Советом Министров бывших СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывших СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.

Кроме этого как следует из вышеуказанных писем награды … ВЦСПС, ФНПР, ЦК профсоюзов, ЦК ВЛКСМ … рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде, с соблюдением условий, что ими были награждены работники непосредственно этих организаций, т.е. они состояли в штате этих организаций или работали в их системе (согласно записям в трудовой книжке).

Почетная грамота ЦК ВЛКСМ утверждена 05.09.1942 года. Почетной грамотой также могли награждаться работники партийных, советских, профсоюзных, хозяйственных и общественных организаций, учебных заведений, министерств и ведомств за активное участие в коммунистическом воспитании молодежи.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российской Федерации – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Все государственные органы без исключения обязаны соблюдать Конституцию РФ и не имеют права издавать законы, ущемляющие конституционные права граждан, в частности право на социальное обеспечение.

Ограничительные условия противоречат ст.ст. 19, 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым все равны перед Законом, перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из статей 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства права будет уважаться властями и будет реализовано.

С учетом изложенного, суд считает установленным, что Макарова Н.Н. на момент обращения в отдел социальной защиты населения по Советскому району ГУ ТО «Управление социальной защиты населения города Тулы» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», имела необходимый трудовой стаж и была награждена ведомственной наградой, в совокупности дающими право на присвоение звание «Ветеран труда».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в лице отдела по Советскому району г. Тулы об отказе в присвоении Макаровой Н.Н. звания «Ветеран труда» является незаконным.

Постановлением администрации Тульской области от 14.05.2009 года № 309 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда», утвержден регламент предоставления данной государственной услуги.

В соответствии с данным регламентом результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю удостоверения «Ветеран труда». Заявителями являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Тульской области, которым присвоено звание «Ветеран труда».

Для получения государственной услуги заявитель подает в территориальный орган департамента социального развития Тульской области по месту жительства заявление в письменной форме (приложение № 1 к Административному регламенту) с приложением следующих документов: паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; решения о присвоении звания «Ветеран труда».

В связи с этим суд считает необходимым и возможным обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выдать Макаровой Н.Н. удостоверение «Ветеран труда».

Поскольку обращение Макаровой Н.Н. было разрешено ответчиком в установленном порядке, то есть имеется спор о праве Макаровой Н.Н. на присвоение звания «Ветеран труда», который разрешается в судебном порядке, то право на выдачу удостоверения Макарова Н.Н. приобретает по вступлению настоящего решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Макаровой Н.Н. удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об отказе в присвоении Макаровой Н.Н. звания «Ветеран труда».

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выдать Макаровой Н.Н. удостоверение «Ветеран труда».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий