31.07.2012 г. по заявлению прокурора г. Тулы о признании незаконным бездействия территориального управления администрации г. Тулы по Пролетарскому району в части не подготовки проекта постановления



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 июля 2012 года                                                                                                       г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Жигулиной М.А.,

    при секретаре Орловой Е.В.,

с участием представителя заявителя прокурора г. Тулы по доверенности старшего помощника прокурора г. Тулы Калашниковой Т.Ю., представителей заинтересованных лиц: администрации г. Тулы по доверенности Синдеева М.М., Территориального управления администрации г. Тулы по Пролетарскому району г. Тулы по доверенности Горшковой Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2811/12 по заявлению Прокурора г. Тулы о признании незаконным бездействия территориального управления администрации г. Тулы по Пролетарскому району в части не подготовки проекта постановления администрации города о дальнейшем использовании помещения в отношении жилого дома , расположенного по адресу: <адрес>, обязании подготовить проект постановления администрации города, обязании администрации г. Тулы принять решение и издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ в отношении жилого дома , расположенного по адресу: <адрес>,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Тулы обратился в суд с вышеуказанным заявлением, просил: признать бездействие территориального управления администрации г. Тулы по Пролетарскому району в части не подготовки проекта постановления администрации города о дальнейшем использовании помещения в отношении жилого дома , расположенного по адресу: <адрес>, незаконным. Обязать территориальное управление администрации г. Тулы по Пролетарскому району подготовить проект постановления администрации города о дальнейшем использовании помещения в отношении жилого дома , расположенного по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Ообязать администрацию г.Тулы принять решение и издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ в отношении жилого дома , расположенного по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований, ссылаясь на положения ст.ст. 14, 15 Жилищного кодекса РФ и п.п. 7, 44, 45, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки по обращениям граждан ФИО7, ФИО3 установлено, что ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией составлено заключение о признании жилого дома , расположенного по адресу: <адрес>, аварийным, подлежащим сносу.

В компетенцию территориального управления администрации г. Тулы по Пролетарскому району входит подготовка проектов постановлений администрации города о дальнейшем использовании помещения в соответствии с действующим законодательством, что определено Положением «О территориальном управлении администрации г. Тулы по Пролетарскому району», утвержденном решением Тульской городской Думы от 24.11.2010 .

С момента принятия межведомственной комиссией заключения от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого дома <адрес> в <адрес> аварийным и подлежащим сносу, по настоящее время территориальным управлением администрации г. Тулы по Пролетарскому району проект постановления администрации города о дальнейшем использовании помещения в отношении данного жилого дома не подготовлен, и, как следствие, администрацией г. Тулы, как органом местного самоуправления, соответствующее решение не принято и распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу не издано.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города Тулы в администрацию г. Тулы было внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, которым потребовано рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Предложено решить вопрос о принятии решения о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома , расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, в кратчайшие сроки. Решить вопрос о привлечении виновных в допущенных нарушениях должностных лиц администрации г. Тулы к дисциплинарной ответственности.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Тулы в удовлетворении требований представления прокурора города Тулы было отказано в связи с тем, что в постановлении о признании дома аварийным и подлежащим сносу необходимо указать благоустроенные жилые помещения, предоставляемые гражданам в связи с выселением. Таким образом, в результате отсутствия необходимых жилых помещений, постановление о признании дома аварийным явилось бы не соответствующим требованиям действующего законодательства.

В результате не подготовки до настоящего времени территориальным управлением администрации г. Тулы по Пролетарскому району проекта постановления администрации города о дальнейшем использовании помещения в отношении жилого дома <адрес> в <адрес>, не принятия администрацией г. Тулы решения о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, нарушены жилищные права граждан, проживающих в данном жилом доме.

Кроме того, не подготовка до настоящего времени территориальным управлением администрации г. Тулы по Пролетарскому району проекта постановления администрации города о дальнейшем использовании помещения в отношении жилого дома <адрес> в <адрес>, и, как следствие, не принятие администрацией г. Тулы решения о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу является нарушением требований Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47.

В судебном заседании:

Представитель заявителя старший помощник Прокурора г. Тулы Калашникова Т.Ю. требования прокурора г. Тулы подержала по заявленным основаниям, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица – Территориального управления администрации г. Тулы по Пролетарскому району по доверенности Горшкова Т.Л. с заявленными требованиями не согласилась, указала на то, что в апреле 2011 года был подготовлен проект постановления администрации города о дальнейшем использовании помещения в отношении упомянутого жилого дома, его направили в администрацию г. Тулы. Однако было выдано правовое заключение, где указано, что в постановлении должны быть указаны сроки отселения граждан. В связи с этим Территориальное управление администрации г. Тулы по Пролетарскому району обратилось в Управление муниципального жилищного фонда с целью согласования данных сроков, однако был получен ответ об отсутствии возможности указанные сроки определить. Проект постановления без указания сроков отселения не будет соответствовать действующему законодательству. Кроме того, полагает, что прокурор г. Тулы не вправе обращаться в суд с данным заявлением, поскольку круг граждан, проживающих в данном жилом доме определен, права и обязанности указанных граждан по ее мнению будут затронуты постановленным по делу решением.

Представитель заинтересованного лица Администрации г. Тулы по доверенности Синдеев М.М. с заявленными требованиями не согласился. В обоснование своих возражений указал, что по сути прокурор г. Тулы ставит вопрос об необходимости отселения граждан, проживающих в указанном жилом доме, что невозможно, поскольку граждане, проживающие в указанном доме не обращались с заявлениями о признании их нуждающимися в жилых помещениях, не признавались они и малоимущими, их отселение из данного дома с предоставлением иного жилья на условиях социального найма возможно лишь при соблюдении требований ст.ст.    49, 51, 52 Жилищного кодекса РФ. Кроме того, жилые помещения, находящиеся в данном многоквартирном жилом доме, непригодными для проживания не признавались, что свидетельствует об отсутствие оснований для расселения лиц, в них проживающих. Признание многоквартирного жилого дома аварийным, по его мнению, не означает непригодности для проживания всех расположенных в нем жилых помещений. В настоящее время программа, в рамках которой осуществлялось предоставление жилых помещений в связи с расселением жилых домов признанных аварийными и подлежащими сносу не действует, ввиду отсутствия финансирования. В связи с чем, определить (согласовать) сроки отселения не представляется возможным. Более того, администрация г. Тулы не вправе самостоятельно принимать такое решение, поскольку не является единственным собственником жилых помещений в указанном жилом доме. В силу требований жилищного кодекса решение о судьбе жилого дома должно быть принято с учетом мнения всех собственников жилых помещений в данном доме, что возможно после проведения общего собрания.

Выслушав представителей заявителя и заинтересованных лиц, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и представленные сторонами, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции РФ и главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Законом установлен трехмесячный срок для обращения в суд за защитой нарушенного права по делам данной категории.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ).

Судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ года граждане ФИО3, ФИО7 обратились в прокуратуру Тульской области с заявлениями о поведении проверки по факту бездействия руководства г. Тулы в принятии постановления о признании дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу. Просили обязать администрацию г. Тулы признать находящиеся в их владении и пользовании жилые помещения в доме <адрес> непригодными для проживания и предоставить новое благоустроенное жилье в собственность взамен аварийного.

Проведенной прокуратурой г. Тулы проверкой установлено, что согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, принятому на основании акта по результатам обследования многоквартирного жилого дома <адрес>, комиссия пришла к выводу о признании данного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.

Однако до настоящего времени дальнейшая судьба данного жилого дома, несмотря на многочисленные обращения граждан, уполномоченным органом – администрацией г. Тулы не решена.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г. Тулы в адрес администрации г. Тулы вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства и жилищных прав граждан, в котором требовалось принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Решить вопрос о принятии решения о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома <адрес> аварийным, подлежащим сносу в кратчайшие сроки.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Тулы данное представление рассмотрено, и прокурору г. Тулы сообщено, что администрацией г. Тулы не допущено нарушения закона.

В постановлении о признании дома аварийным и подлежащим сносу необходимо указывать благоустроенные жилые помещения, предоставляемые гражданам в связи с выселением. При этом обязанность органа местного самоуправления и право граждан (собственников и нанимателей) на другие благоустроенные помещения возникает при условии соблюдения требований п. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, то есть право граждан на предоставлением другого благоустроенного жилого помещения не является безусловным

Муниципальная целевая долгосрочная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009 – 2012 годы» признан утратившей силу ввиду отсутствия финансирования. Поэтому жилищный вопрос граждан, проживающих в доме <адрес> будет решаться по мере финансирования строительства жилья для данных целей в соответствии с очередностью дома на отселение.

При изложенных обстоятельствах, суд находит, что заявление подано прокурором г. Тулы в рамках предоставленных законом полномочий и в срок, установленный законом для защиты нарушенного права.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из конституционно установленного права каждого на жилище, и недопустимости произвольного лишения жилища (ст. 40 Конституции РФ).

В соответствии со статьями 25 и 40 Конституции Российской Федерации конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища.

Реализуя данную конституционную обязанность, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту, реконструкции, федеральное законодательство предусмотрело возможность предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма во внеочередном порядке, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

В силу ст. 87 Жилищного кодекса РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно ч. 1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28.01.2006 года, установлено, что оценка соответствия помещения установленным требованиям и признание жилого помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производятся межведомственными комиссиями, созданными в установленном федеральным органом исполнительной власти порядке (пункты 7, 42).

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.02.2005 года № 18 утверждены Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма.

Органам местного самоуправления при предоставлении малоимущим гражданам жилых помещений по договору социального найма рекомендуется учитывать, что малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма, жилые помещения предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет (пункт 28). Граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, включаются в отдельные списки (пункт 17). На основании Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 29).

К лицам, имеющим право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, отнесены также граждане, подлежащие выселению из аварийных домов, подлежащих сносу или реконструкции.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимается. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 Жилищного кодекса РФ).

В силу абз. 2 п. 49 Постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким органом в рассматриваемом случае является администрация г. Тулы, что следует также из Постановления администрации г. Тулы от 08.06.2012 года № 1479 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание в муниципальном и частном жилом фонде в установленном порядке помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В силу п. 2.3. административного регламента муниципальная услуга предоставляется территориальными управлениями администрации города Тулы по районам.

В компетенцию территориального управления администрации г. Тулы по Пролетарскому району входит подготовка проектов постановлений администрации города о дальнейшем использовании помещения на подведомственной территории в соответствии с действующим законодательством, что определено Положением «О территориальном управлении администрации г. Тулы по Пролетарскому району», утвержденном решением Тульской городской Думы от 24.11.2010 года .

Согласно п. 2.5.1. административного регламента в 30-дневный срок территориальные управления обеспечивают рассмотрение комиссиями заявления о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции с приложенными к нему документами и принятие администрацией города Тулы одного из предусмотренного пунктом 2.4 Регламента решения в виде постановления администрации города Тулы.

Решение принимается постановлением администрации города Тулы с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии и федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Положением о признании дома жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006 года) предусмотрено участие собственника в работе межведомственной комиссии с правом совещательного голоса, поэтому довод о том, что права собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме <адрес> могут быть нарушены постановлением администрации г. Тулы несостоятелен.

Вместе с тем, возложение на орган государственной власти обязанности по участию в работе межведомственной комиссии каждого собственника жилого помещения при решении вопроса о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу и последующем принятии соответствующего постановления законом не предусмотрено.

Принятое органом местного самоуправления решение может быть оспорено заинтересованным лицом в суде (пункты 49, 52 Положения) в соответствии со ст. 254 ГПК РФ, если такое лицо считает, что принятым решением нарушены его права, как собственника жилого помещения.

В соответствии с п.п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49).

В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является исключительной компетенцией органа местного самоуправления и не может быть определено иным органом.

При этом само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (ст.ст. 85, 86 Жилищного кодекса РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Вместе с тем если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).

Изложенное согласуется с позицией Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 16.09.2009 года «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года».

Как следует из вышеприведенных норм права, признание многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, принятие решения по отселению граждан из таких домов не поставлено законодателем в зависимость от наличия финансирования муниципальных целевых программ.

При изложенных обстоятельствах суд находит не основанным на законе ответ администрации г. Тулы прокурору г. Тулы на вынесенное представление от 6.04.2012 года, а также находит необоснованно нарушенным срок рассмотрения данного представления.

Разрешая требование прокурора г. Тулы о признании незаконным бездействия Территориального управления администрации г. Тулы по Пролетарскому району, суд установил, что Территориальным управлением испрашивалось разрешение администрации г. Тулы на подготовку проекта постановления «О признании жилого дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу», а также указание на возможные сроки отселения жильцов, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Был подготовлен соответствующий проект постановления администрации г. Тулы без указания сроков, который в связи с техническим недоработками, был возвращен для устранения замечаний.

ДД.ММ.ГГГГ письмом территориальным управлением вновь была запрошена информация о возможных сроках отселения жильцов жилого <адрес> в связи с его признанием аварийным и подлежащим сносу, однако в письме от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Тулы было указано на нецелесообразность отнесения жилого <адрес> к числу аварийных ввиду отсутствия финансирования муниципальной программы переселения граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания.

ДД.ММ.ГГГГ письмом территориального управления на имя главы администрации г. Тулы было предложено вернуться к рассмотрению данного вопроса и разрешить территориальному управлению подготовку проекта соответствующего постановления с указанием срока расселения жильцов, в связи с ухудшением состояния жилого дома и наличием опасности проживания для граждан в квартирах данного дома. Аналогичные письма были направлены в ДД.ММ.ГГГГ. А также запрашивалась информация о возможных вариантах предоставляемых жилых помещений в рамках отселения жильцов, сроках такого отселения в Муниципальном жилищном фонде администрации г. Тулы.

ДД.ММ.ГГГГ на данное обращение письмом администрации г. Тулы был дан ответ об отсутствии оснований и возможности для включения данного жилого дома в какую-либо программу по переселению граждан.

Управление муниципального жилищного фонда ДД.ММ.ГГГГ направило ответ об отсутствии свободных жилых помещений маневренного муниципального жилищного фонда, и возможности указать сроки отселения граждан из указанного дома.

На очередное обращение территориального управления о возможности подготовки постановления администрации г. Тулы о признании упомянутого дома аварийным и подлежащим сносу, ДД.ММ.ГГГГ начальник Правовой работы и контроля ФИО8 дал ответ о невозможности подготовки такого постановления до тех пор, пока у администрации г. Тулы не появятся жилые помещения маневренного фонда или социального использования для переселения указанных граждан.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для вывода о бездействии Территориального управления администрации г. Тулы по Пролетарскому району, выразившегося в не подготовке проекта соответствующего постановления администрации г. Тулы.

В соответствии с пунктом 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Поскольку факт бездействия не установлен, суд находит возможным в указанной части в удовлетворении заявленных Прокурором г.Тулы требований отказать.

В оставшейся части требования прокурора на основании изложенного подлежат удовлетворению. Заявленные прокурором г. Тулы сроки устранения нарушения действующего законодательства и прав граждан суд находит разумными.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

заявление прокурора г. Тулы удовлетворить частично.

Обязать Территориальное управление администрации г. Тулы по Пролетарскому району подготовить проект постановления Администрации г. Тулы о дальнейшем использовании жилого помещения в отношении многоквартирного жилого дома , расположенного по адресу: <адрес>, с учетом требований ст.ст. 32, 89 Жилищного кодекса РФ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию г. Тулы принять решение и издать постановление с указанием о дальнейшем использовании помещения, срока отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ в отношении жилого дома , расположенного по адресу: <адрес>, с учетом требований ст.ст. 32, 89 Жилищного кодекса РФ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.

Судья: