Дело № 2-2776/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 августа 2012 года город Тула
Центральный районный суд города Тулы в составе:
председательствующего Жигулиной М.А.,
при секретаре Орловой Е.В.,
с участием представителя ответчика – ГУ ТО УСЗН г. Тулы по доверенности Ильющенкова И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 -2776/12 по иску Чураковой И.Б. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда», обязании выдать соответствующее удостоверение,
установил:
Чуракова И.Б. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» (далее – ГУ ТО УСЗН г. Тулы) о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда», обязании выдать соответствующее удостоверение.
В обоснование заявленных требований истица сослалась на то, что награждена Почетной грамотой и благодарностью Фонда социального страхования Российской Федерации, которые являются ведомственными наградами.
Однако обратившись с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» в ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» получила отказ со ссылкой на тот факт, что данные документы не могут служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
С данным решением она не согласна, поскольку Почетная грамота Фонда социального страхования Российской Федерации учреждена им по согласованию с Управлением Президента Российской Федерации по государственным наградам, является для работников системы социального страхования одной из высших наград за трудовую деятельность.
Полагает, что данную награду следует расценивать как ведомственную и являющуюся основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
Просила:
Признать незаконным решение ГУ ТО «УЗСН г. Тулы» об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и выдачи соответствующего удостоверения
Признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда». Обязать ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» выдать ей соответствующее удостоверение.
В судебном заседании:
Истица Чуракова И.Б. не явилась, извещена, о причинах своей неявки суд не уведомила.
Представитель ответчика ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» по доверенности Ильющенков И.Е. с иском не согласился, просил отказать в удовлетворении. В обоснование своих возражений указал, что в настоящее время понятие «ведомственный знак отличия в труде» законодательно не определено. В практике под ним понимается награждение отраслевым знаком отличия в труде от имени министерства, ведомства федерального органа власти и тому подобное.
Структура органов власти определена в общероссийском классификаторе органов государственного управления, утвержденном постановлением Росстандарта, к ним относятся федеральные министерства, федеральные агентства, федеральные службы.
Документы о награждении ведомственным знаком отличия в труде должны содержать обязательные реквизиты: подпись должностного лица в ранге руководителя министерства (ведомства) и печать министерства (ведомства).
Представленная истицей почетная грамота Фонда социального страхования Российской Федерации не может быть отнесена к числу ведомственных наград, поскольку не отвечает указанным признакам.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Статьей 1 указанного закона установлены категории ветеранов, включая ветеранов труда, и определен общий критерий отнесения граждан к ветеранам труда - продолжительность добросовестного труда.
При этом в силу п. 1 ст. 7 данного Закона к числу лиц, являющихся ветеранами труда, отнесены лица: 1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Пунктом 4 статьи 7 указанного Закона установлено, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодательством установлено право субъектов Российской Федерации определять порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», в том числе, исходя из экономических, политических, социальных условий функционирования субъекта Российской Федерации.
Закон Тульской области от 28.02.2007 года №797-ЗТО(ред. от 22.07.2010 года) «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда»(принятый Постановлением Тульской областной Думы от 15.02.2007 года № 43/1867) регламентирует порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», однако не содержит перечня наград, званий почетных грамот, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» в Тульской области.
Органы социальной защиты населения на территории Тульской области при определении наличия оснований для присвоения «Ветеран труда» помимо определения продолжительности стажа, руководствуются следующим критерием: если удостоверение к награде выдано органами государственной власти субъекта Российской Федерации (край, область и др.) или организацией (завод, фабрика и др.) со ссылкой, что вручение производилось от имени федерального органа исполнительной власти, при этом указаны номер и дата решения (приказа, постановления), в соответствии с которым производилось награждение, то данная награда учитывается при присвоении звания «Ветеран труда», в противном случае в присвоении звания «Ветеран труда» заявителю будет отказано (Разъяснение департамента социальной защиты населения администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах по присвоению звания «Ветеран труда»).
При разрешении настоящего спора, судом установлено, что Чуракова И.Б. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в Тульском региональном отделении Фонда социального страхования (в настоящее время Государственное учреждение Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации). В период работы за заслуги в обеспечении деятельности Фонда по управлению средствами государственного социального страхования Российской Федерации, на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, награждена Почетной грамотой Фонда социального страхования Российской Федерации, что подтверждается почетной грамотой, приказом о поощрении работников Государственного учреждения - Тульского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Чуракова И.Б. обратилась в отдел социальной защиты населения по Зареченскому району г. Тулы ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда» в связи с имеющимися у нее грамотами. В удовлетворении заявления ей было отказано оспариваемым решением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7, 8).
Анализируя основания отказа в предоставлении государственной услуги, суд приходит к выводу о его обоснованности в силу следующего.
Согласно п. 2 Положения «О Фонде социального страховании Российской Федерации» фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.
Как следует из Приказа Фонда социального страхования Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ в целях поощрения работников фонда за достижения в трудовой деятельности, по согласованию с Управлением Президента Российской Федерации по государственным наградам учреждена почетная грамота Фонда социального страхования Российской Федерации, утверждено положение о ней.
В соответствии с Положением о почетной грамоте Фонда социального страхования Российской Федерации почетная грамота является поощрением за участие в обеспечении деятельности фонда по управлению средствами государственного социального страхования Российской Федерации.
В п. 2 Положения определен круг лиц, которые могут быть удостоены Почетной грамотой - работники Фонда, другие граждане Российской Федерации, граждане иных государств.
Согласно п. 4 Положения Почетной грамотой отмечаются заслуги в обеспечении деятельности Фонда по управлению средствами государственного социального страхования Российской Федерации.
Работники Фонда награждаются данной Почетной грамотой в случае, если: добились значительных результатов в реализации бюджетной политики, обеспечении финансовой устойчивости Фонда; внесли большой вклад в работу по правовому обеспечению деятельности Фонда; обеспечили поведение результативной организационной и кадровой политики Фонда; активно занимались разъяснительной работой среди страхователей и работающих граждан, имеют актуальные методологические разработки по вопросам социального страхования, способствующие развитию международного сотрудничества Фонда. А также при условии продолжительности их стажа в системе государственного социального страхования, как правило, не менее пяти лет.
Анализ указанного положения о Почетной грамоте Фонда социального страхования Российской Федерации с учетом вышеприведенных положений законодательства о ветеранах, позволяет сделать вывод о том, что награждение Почетной грамотой не ставится в зависимость исключительно от продолжительности добросовестного труда. А, следовательно, награждение лица Почетной грамотой Фонда социального страхования Российской Федерации, не свидетельствует о наличии безусловных оснований для возникновения у такого лица права на присвоение звания «Ветеран труда» и его соответствие общему критерию отнесения граждан к категории ветеранов труда. Иное бы противоречило бы смыслу звания «Ветеран труда», придаваемому ему Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», определенным в законе целям присвоения данного звания.
Приказ о награждении Чураковой И.Б. Почетной грамотой Фонда социального страхования Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ также не содержит указания на то, что награждение состоялось именно в связи с поощрением Чураковой И.Б. за многолетний и добросовестный труд в сфере социального страхования, и от имени органа исполнительной власти.
Доказательств наличия иных оснований для присвоения ей звания «Ветеран труда», предусмотренных законом, истицей не представлено.
При таких обстоятельствах, оценив исследованные в судебном заседании доказательства по правилам ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных истицей требований.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении исковых требований Чураковой И.Б. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда» по заявленному основанию, обязании выдать удостоверение «Ветеран труда».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: