08.08.2012 г. по иску Чураковой И.Б. о признании права на присвоение звания `Ветеран труда`, обязании выдать соответствующее удостоверение



Дело № 2-2776/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 августа 2012 года                                                                                     город Тула

Центральный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего Жигулиной М.А.,

при секретаре Орловой Е.В.,

с участием представителя ответчика – ГУ ТО УСЗН г. Тулы по доверенности Ильющенкова И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 -2776/12 по иску Чураковой И.Б. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда», обязании выдать соответствующее удостоверение,

установил:

Чуракова И.Б. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» (далее – ГУ ТО УСЗН г. Тулы) о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда», обязании выдать соответствующее удостоверение.

В обоснование заявленных требований истица сослалась на то, что награждена Почетной грамотой и благодарностью Фонда социального страхования Российской Федерации, которые являются ведомственными наградами.

Однако обратившись с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» в ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» получила отказ со ссылкой на тот факт, что данные документы не могут служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

С данным решением она не согласна, поскольку Почетная грамота Фонда социального страхования Российской Федерации учреждена им по согласованию с Управлением Президента Российской Федерации по государственным наградам, является для работников системы социального страхования одной из высших наград за трудовую деятельность.

Полагает, что данную награду следует расценивать как ведомственную и являющуюся основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Просила:

Признать незаконным решение ГУ ТО «УЗСН г. Тулы» об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и выдачи соответствующего удостоверения

Признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда». Обязать ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» выдать ей соответствующее удостоверение.

В судебном заседании:

Истица Чуракова И.Б. не явилась, извещена, о причинах своей неявки суд не уведомила.

Представитель ответчика ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» по доверенности Ильющенков И.Е. с иском не согласился, просил отказать в удовлетворении. В обоснование своих возражений указал, что в настоящее время понятие «ведомственный знак отличия в труде» законодательно не определено. В практике под ним понимается награждение отраслевым знаком отличия в труде от имени министерства, ведомства федерального органа власти и тому подобное.

Структура органов власти определена в общероссийском классификаторе органов государственного управления, утвержденном постановлением Росстандарта, к ним относятся федеральные министерства, федеральные агентства, федеральные службы.

Документы о награждении ведомственным знаком отличия в труде должны содержать обязательные реквизиты: подпись должностного лица в ранге руководителя министерства (ведомства) и печать министерства (ведомства).

Представленная истицей почетная грамота Фонда социального страхования Российской Федерации не может быть отнесена к числу ведомственных наград, поскольку не отвечает указанным признакам.

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Статьей 1 указанного закона установлены категории ветеранов, включая ветеранов труда, и определен общий критерий отнесения граждан к ветеранам труда - продолжительность добросовестного труда.

При этом в силу п. 1 ст. 7 данного Закона к числу лиц, являющихся ветеранами труда, отнесены лица: 1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Пунктом 4 статьи 7 указанного Закона установлено, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, федеральным законодательством установлено право субъектов Российской Федерации определять порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», в том числе, исходя из экономических, политических, социальных условий функционирования субъекта Российской Федерации.

Закон Тульской области от 28.02.2007 года №797-ЗТО(ред. от 22.07.2010 года) «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда»(принятый Постановлением Тульской областной Думы от 15.02.2007 года № 43/1867) регламентирует порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», однако не содержит перечня наград, званий почетных грамот, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» в Тульской области.

Органы социальной защиты населения на территории Тульской области при определении наличия оснований для присвоения «Ветеран труда» помимо определения продолжительности стажа, руководствуются следующим критерием: если удостоверение к награде выдано органами государственной власти субъекта Российской Федерации (край, область и др.) или организацией (завод, фабрика и др.) со ссылкой, что вручение производилось от имени федерального органа исполнительной власти, при этом указаны номер и дата решения (приказа, постановления), в соответствии с которым производилось награждение, то данная награда учитывается при присвоении звания «Ветеран труда», в противном случае в присвоении звания «Ветеран труда» заявителю будет отказано (Разъяснение департамента социальной защиты населения администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах по присвоению звания «Ветеран труда»).

При разрешении настоящего спора, судом установлено, что Чуракова И.Б. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в Тульском региональном отделении Фонда социального страхования (в настоящее время Государственное учреждение Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации). В период работы за заслуги в обеспечении деятельности Фонда по управлению средствами государственного социального страхования Российской Федерации, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, награждена Почетной грамотой Фонда социального страхования Российской Федерации, что подтверждается почетной грамотой, приказом о поощрении работников Государственного учреждения - Тульского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ Чуракова И.Б. обратилась в отдел социальной защиты населения по Зареченскому району г. Тулы ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда» в связи с имеющимися у нее грамотами. В удовлетворении заявления ей было отказано оспариваемым решением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7, 8).

Анализируя основания отказа в предоставлении государственной услуги, суд приходит к выводу о его обоснованности в силу следующего.

Согласно п. 2 Положения «О Фонде социального страховании Российской Федерации» фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.

Как следует из Приказа Фонда социального страхования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в целях поощрения работников фонда за достижения в трудовой деятельности, по согласованию с Управлением Президента Российской Федерации по государственным наградам учреждена почетная грамота Фонда социального страхования Российской Федерации, утверждено положение о ней.

В соответствии с Положением о почетной грамоте Фонда социального страхования Российской Федерации почетная грамота является поощрением за участие в обеспечении деятельности фонда по управлению средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

В п. 2 Положения определен круг лиц, которые могут быть удостоены Почетной грамотой - работники Фонда, другие граждане Российской Федерации, граждане иных государств.

Согласно п. 4 Положения Почетной грамотой отмечаются заслуги в обеспечении деятельности Фонда по управлению средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

Работники Фонда награждаются данной Почетной грамотой в случае, если: добились значительных результатов в реализации бюджетной политики, обеспечении финансовой устойчивости Фонда; внесли большой вклад в работу по правовому обеспечению деятельности Фонда; обеспечили поведение результативной организационной и кадровой политики Фонда; активно занимались разъяснительной работой среди страхователей и работающих граждан, имеют актуальные методологические разработки по вопросам социального страхования, способствующие развитию международного сотрудничества Фонда. А также при условии продолжительности их стажа в системе государственного социального страхования, как правило, не менее пяти лет.

Анализ указанного положения о Почетной грамоте Фонда социального страхования Российской Федерации с учетом вышеприведенных положений законодательства о ветеранах, позволяет сделать вывод о том, что награждение Почетной грамотой не ставится в зависимость исключительно от продолжительности добросовестного труда. А, следовательно, награждение лица Почетной грамотой Фонда социального страхования Российской Федерации, не свидетельствует о наличии безусловных оснований для возникновения у такого лица права на присвоение звания «Ветеран труда» и его соответствие общему критерию отнесения граждан к категории ветеранов труда. Иное бы противоречило бы смыслу звания «Ветеран труда», придаваемому ему Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», определенным в законе целям присвоения данного звания.

Приказ о награждении Чураковой И.Б. Почетной грамотой Фонда социального страхования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ также не содержит указания на то, что награждение состоялось именно в связи с поощрением Чураковой И.Б. за многолетний и добросовестный труд в сфере социального страхования, и от имени органа исполнительной власти.

Доказательств наличия иных оснований для присвоения ей звания «Ветеран труда», предусмотренных законом, истицей не представлено.

При таких обстоятельствах, оценив исследованные в судебном заседании доказательства по правилам ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных истицей требований.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

    решил:

отказать в удовлетворении исковых требований Чураковой И.Б. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда» по заявленному основанию, обязании выдать удостоверение «Ветеран труда».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: