06.08.2012 г. по заявлеию прокурора г. Тулы о признании незаконным бездействия администрации г. Тулы в части не принятия муниципального правового акта, устанавливающего размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

6 августа 2012 года                                                                                                       г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Жигулиной М.А.,

    при секретаре Орловой Е.В.,

с участием представителя заявителя прокурора г. Тулы по доверенности заместителя прокурора г. Тулы Глотовой Н.И., представителя заинтересованного лица администрации г. Тулы по доверенности Радецкой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2810/12 по заявлению прокурора г. Тулы о признании незаконным бездействия администрации г. Тулы в части непринятия муниципального правового акта, устанавливающего размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений многоквартирных жилых домов, расположенных на территории муниципального образования г. Тулы, которыми на общем собрании соответствующее решение не принято, обязании принять соответствующее решение,

у с т а н о в и л:

    прокурор г. Тулы обратился в суд с вышеуказанным заявлением, просил: признать бездействие администрации г. Тулы в части не принятия муниципального правового акта, устанавливающего размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений многоквартирных жилых домов, расположенных на территории муниципального образования г. Тула, которыми на их общем собрании соответствующее решение не принято, незаконным. Обязать администрацию г. Тулы, во исполнение требований ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ, принять муниципальный правовой акт, устанавливающий размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений многоквартирных жилых домов, расположенных на территории муниципального образования г. Тула, которыми на их общем собрании соответствующее решение не принято, в срок до 14.09.2012 года.

В обоснование заявленных требований, ссылаясь на положения ст.ст. 1, 2, 30, 36, 154, 156, 158 Жилищного кодекса РФ, указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено нарушение администрацией г. Тулы требований ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных жилых домах, расположенных на территории муниципального образования г. Тула, не принявших на общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, администрацией не установлен.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города Тулы в администрацию г. Тулы было внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, которым потребовано рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Предложено решить вопрос о принятии соответствующего муниципального правового акта, однако ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Тулы в удовлетворении требований представления прокурора города Тулы было отказано со ссылкой на разъяснения Министерства регионального развития Российской федерации, изложенные в письме от ДД.ММ.ГГГГ. Разъяснено, что обязанность органа местного самоуправления по установлению платы за содержание и ремонт жилого помещения возникает только в случае обращения собственников многоквартирных жилых домов в органы местного самоуправления.

В результате указанного бездействия администрации г. Тулы, по мнению прокурора г. Тулы, грубо нарушается действующее законодательство и права граждан, проживающих на территории муниципального образования г. Тулы.

В судебном заседании:

Представитель заявителя заместитель прокурора г. Тулы Глотова Н.И. требования прокурора г. Тулы подержала по заявленным основаниям, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Администрации г. Тулы по доверенности Радецкая Н.Г. с заявленными требованиями не согласилась. В обоснование своих возражений указала, что требования прокурора г. Тулы не соответствуют смыслу ст. 158 Жилищного кодекса РФ, п. 36 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 года №491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», поскольку размер платы устанавливается по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации, если собственниками помещений самостоятельно не выбран способ управления многоквартирным домом. Прокурор г. Тулы просит установить плату для тех собственников, которыми на общем собрании соответствующее решение по данному вопросу не принято. Однако в обоснование указанных требований им не представлено сведений и доказательств о наличии многоквартирных домов, собственниками помещений в которых не принято решение об установлении платы на ремонт и содержание жилья, не доказано, что такая информация имеется у администрации г. Тулы и нарушены права граждан.

Выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и представленные сторонами, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции РФ и главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Законом установлен трехмесячный срок для обращения в суд за защитой нарушенного права по делам данной категории.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г. Тулы в адрес администрации г. Тулы вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства и жилищных прав граждан, в котором требовалось решить вопрос о принятии муниципального правового акта в части установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений многоквартирных жилых домов, расположенных на территории муниципального образования г. Тула, которыми на их общем собрании соответствующее решение не принято.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Тулы данное представление рассмотрено, и прокурору г. Тулы сообщено, что администрацией г.Тулы не допущено нарушения закона. А обязанность органов местного самоуправления по установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ возникает только в случае обращения собственников многоквартирных домов в органы местного самоуправления.

Анализируя правомерность и обоснованность обращения прокурора с настоящим заявлением, суд руководствуется положениями ст.ст. 247, 249, 258 ГПК РФ, согласно которым лицо, обратившееся с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих должно указать какие права и свободы лица этим решением, действием (бездействием) нарушены. Бремя доказывания нарушения прав оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены лежит на заявителе.

Согласно п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.

На основании ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как установлено ст. 249 Гражданского кодекса РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Согласно аналогичной норме, изложенной в п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ и п.п. 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года №491 (далее - Правила №491), собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств. Согласно п. 31 Правил №491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

Если собственниками помещений не выбран способ управления или принятые такими собственниками решения о выборе способа управления многоквартирными домами не были реализованы в случаях, установленных Жилищным кодексом РФ, органы местного самоуправления и органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга проводят в соответствии с Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6.02.2006 года № 75, открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами.

Часть 4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ определяет, что если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

При этом согласно позиции Конституционного суда РФ, выраженной в определении №357-О-О от 22.03.2011 года «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дудкина ФИО6 на нарушением его конституционных прав ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ», наделение органов местного самоуправления в соответствии с ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме не препятствует осуществлению собственниками помещений в многоквартирном доме права по самостоятельному установлению данной платы, так как реализация указанного полномочия органов местного самоуправления обусловлена отсутствием соответствующего волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации не предполагает возможности принятия органами местного самоуправления произвольных решений. Реализуя полномочие по установлению размера платы за ремонт и содержание жилого помещения, органы местного самоуправления должны действовать в случае наличия соответствующей информации о том, что собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Вместе с тем, доказательств тому, что имеются конкретные случаи проведения в установленном законом порядке общих собраний собственников помещений многоквартирных жилых домов на территории муниципального образования г. Тула и непринятии ими решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, что в силу ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ является фактическим основанием для установления администрацией размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, суду прокурором г. Тулы не представлено. Равно как и доказательств тому, что собственники помещений либо управляющие компании таких многоквартирных домов сообщали в администрацию г.Тулы указанные сведения.

При таких обстоятельствах, выраженная в письме от ДД.ММ.ГГГГ позиция администрации, не может рассматриваться как нарушающее права собственников помещений в многоквартирных домах бездействие, а обращение прокурора с настоящим заявлением, - как направленное на защиту нарушенных прав неопределенного круга граждан.

В соответствии с пунктом 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Поскольку факт бездействия не установлен, отсутствует нарушение прав граждан, суд с учетом изложенного находит возможным в отказать в удовлетворении заявленных прокурором г.Тулы требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

заявление прокурора г. Тулы о признании незаконным бездействия администрации г. Тулы в части непринятия муниципального правового акта, устанавливающего размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений многоквартирных жилых домов, расположенных на территории муниципального образования г. Тулы, которыми на общем собрании соответствующее решение не принято, обязании принять соответствующее решение – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.

Судья: