РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 августа 2012 г. г.Тула
Центральный районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Наумовой Т.К.,
при секретаре Степановой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2560/12 по исковому заявлению прокурора г. Тулы в интересах Багуцкой Т.В., Бочаровой А.В. к администрации г. Тулы о возложении обязанностей по предоставлению благоустроенного жилого помещения,
установил:
Прокурор г. Тулы в интересах Багуцкой Т.В., Бочаровой А.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Тулы о возложении обязанностей по предоставлению благоустроенного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указав на то, что Багуцкая Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, составом семьи 2 человека (Багуцкая Т.В., ее дочь Бочарова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения), с ДД.ММ.ГГГГ состоит на регистрационном учете в муниципальной отдельной двухкомнатной <адрес>, общей площадью 31,2 кв.м., жилой площадью 25,6 кв.м., что подтверждается Выпиской от ДД.ММ.ГГГГ № из лицевого счета, Справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, Выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ №.
Многоквартирный жилой дом <адрес>, 1950 года постройки, барачного типа, одноэтажный, с отдельными входами в квартиры, 16-ти квартирный, распоряжением главы администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №р признан непригодным для постоянного проживания.
Отселение граждан из ветхих жилых домов до 2008 года осуществлялось в рамках областной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2002-2010 годы», утвержденной Законом Тульской области от 05.11.2002 № 341-ЗТО.
Согласно постановлению главы администрации г. Тулы от 20.11.2006 № 2958 «Об утверждении графика поэтапного отселения граждан в 2006-2010 годах из жилых домов, признанных непригодными для постоянного проживания», граждане, проживающие в <адрес>, планировались к отселению в 2007 году.
Вышеуказанный Закон Тульской области утратил силу в связи с принятием Закона Тульской области от 25.11.2008 № 1141-ЗТО, отменяющего с 01.01.2009 указанную выше целевую программу.
Переселение граждан, проживающих в жилых помещениях, непригодных для постоянного проживания, признанных таковыми на 01.01.2002г. и являющихся для них единственным местом проживания, в благоустроенные жилые помещения, осуществляется в соответствии с муниципальной адресной программой «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, по городу Туле на 2010-2012 годы», утвержденной постановлением администрации г. Тулы от 08.05.2009 № 1195.
Согласно списку муниципальных жилых домов по <адрес>), признанных непригодными для проживания, для отселения граждан в 2010 - 2012 годах по городу Туле, утвержденному постановлением администрации г. Тулы от 08.05.2009 № 1195, <адрес>, значится под №
В тоже время, как установлено проведенной прокуратурой города Тулы проверкой, постановлением администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № постановление администрации г. Тулы от 08.05.2009 № 1195 «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания по городу Туле на 2010-212 годы» признано утратившим силу в связи с тем, что денежные средства в бюджете города Тулы на 2012 год для реализации программы не предусмотрены.
Однако, отсутствие программы по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для постоянного проживания, влечет ущемление и нарушение прав граждан, проживающих в жилых помещениях на основании договора социального найма, признанных таковыми на 1 января 2002 года, на благоприятные и безопасные условия проживания, предоставление благоустроенных жилых помещений.
Одновременно, установлено, что постановлением главы администрации поселков <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Багуцкая Т.В., составом семьи 4 человека, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ Багуцкая Т.В. и Бочарова А.В. обратились в прокуратуру города Тулы с заявлением об обращении прокурора в суд с иском в их интересах о возложении на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения и переселению из <адрес>.
Дальнейшее проживание в жилом доме, признанном непригодным для проживания, может привести к тяжелым последствиям для жизни и здоровья Багуцкой Т.В. и ее дочери Бочаровой А.В., поэтому они должны быть выселены из занимаемого жилого помещения, им должно быть предоставлено другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Ввиду отсутствия с 1995 года, т.е. с момента признания дома непригодным для проживания, предпринимаемых администрацией г. Тулы мер, прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ вынужден обратиться в суд с исковым заявлением об обязании администрации муниципального образования г. Тула предоставить Багуцкой Т.В. и Бочаровой А.В. другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
На основании изложенного, просит суд обязать администрацию муниципального образования г. Тула предоставить Багуцкой Т.В. и Бочаровой А.В. благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, переселив из <адрес>, признанном непригодным для постоянного проживания.
В судебном заседании истец прокурор г. Тулы в лице помощника прокурора г. Тулы Маношиной И.Н., истец Багуцкая Т.В. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, просили суд их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г. Тулы по доверенности Радецкая Н.Г. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Истец Бочарова А.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель третьего лица Территориального управления администрации г. Тулы по Центральному району г. Тулы в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных в ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статья 45 Конституции Российской Федерации устанавливает, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
Согласно ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений, в т.ч. относится: учет муниципального жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарными и техническими правилами и нормами, иным требованиям законодательства.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации случаев.
Часть 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ст. 84 Жилищного кодекса Российской Федерации, выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, производится в судебном порядке, в том числе с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма.
Статья 85 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Как следует из материалов дела Багуцкая Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, составом семьи 2 человека (Багуцкая Т.В., ее дочь Бочарова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения), с ДД.ММ.ГГГГ состоит на регистрационном учете в муниципальной отдельной двухкомнатной <адрес>, общей площадью 31,2 кв.м., жилой площадью 25,6 кв.м., что подтверждается Выпиской от ДД.ММ.ГГГГ № из лицевого счета, Справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, Выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ №.
Истцы Багуцкая Т.В. и Бочарова А.В. зарегистрированы в указанном жилом помещении по настоящее время, какого – либо иного жилья на праве собственности они не имеют.
Многоквартирный жилой <адрес> года постройки, барачного типа, одноэтажный, с отдельными входами в квартиры, 16-ти квартирный, распоряжением главы администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №р признан ветхим.
Постановлением главы администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден акт межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по обследованию жилых домов г. Тулы, в том числе <адрес>, согласно которому, указанный дом признан ветхим.
Постановлением администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление Главы и города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №» в целях исполнения Закона Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО «Об областной целевой программе «Развитие ипотечного кредитования в Тульской области на 2006-2010 годы» и на основании Устава муниципального образования города Тулы, постановлено: внести изменения в постановление Главы города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении акта межведомственной комиссии о признании ветхими жилых домов в городе Туле» по всему тексту постановления и приложения к нему вместо слова «ветхими» читать «непригодными для постоянного проживания».
Отселение граждан из ветхих жилых домов до 2008 года осуществлялось в рамках областной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2002-2010 годы», утвержденной Законом Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО.
Согласно постановлению главы администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении графика поэтапного отселения граждан в 2006-2010 годах из жилых домов, признанных непригодными для постоянного проживания», граждане, проживающие в <адрес>, планировались к отселению в 2007 году.
Вышеуказанный Закон Тульской области утратил силу в связи с принятием Закона Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №, отменяющего с ДД.ММ.ГГГГ указанную выше целевую программу.
Переселение граждан, проживающих в жилых помещениях, непригодных для постоянного проживания, признанных таковыми на ДД.ММ.ГГГГ и являющихся для них единственным местом проживания, в благоустроенные жилые помещения, осуществляется в соответствии с муниципальной адресной программой «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, по городу Туле на 2010-2012 годы», утвержденной постановлением администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно списку муниципальных жилых домов по <адрес>), признанных непригодными для проживания, для отселения граждан в 2010 - 2012 годах по городу Туле, утвержденному постановлением администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №, <адрес>, значится под №.
В тоже время, как установлено проведенной прокуратурой города Тулы проверкой, постановлением администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № постановление администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания по городу Туле на 2010-212 годы» признано утратившим силу в связи с тем, что денежные средства в бюджете города Тулы на 2012 год для реализации программы не предусмотрены.
Однако, отсутствие программы по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для постоянного проживания, влечет ущемление и нарушение прав граждан, проживающих в жилых помещениях на основании договора социального найма, признанных таковыми на 1 января 2002 года, на благоприятные и безопасные условия проживания, предоставление благоустроенных жилых помещений.
Одновременно, установлено, что постановлением главы администрации поселков Менделеевский и Скуратове от ДД.ММ.ГГГГ № Багуцкая Т.В., составом семьи 4 человека: дочь ФИО8, дочь Бочарова А.В., тетя ФИО9, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ Багуцкая Т.В. и Бочарова А.В. обратились в прокуратуру города Тулы с заявлением об обращении прокурора в суд с иском в их интересах о возложении на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения и переселению из <адрес>.
Дальнейшее проживание в жилом доме, признанном непригодным для проживания, может привести к тяжелым последствиям для жизни и здоровья Багуцкой Т.В. и ее дочери Бочаровой А.В., поэтому они должны быть выселены из занимаемого жилого помещения, им должно быть предоставлено другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Доказательств того, что вышеуказанный жилой дом в настоящее время отремонтирован и является пригодным для дальнейшего проживания, ответчиком суду не представлено.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что <адрес>, является непригодной для проживания, в связи с чем исходя из приведенных выше норм материального права истцы, проживающие в указанной квартире подлежит переселению из неё с возложением на Администрацию г. Тулы обязанности по предоставлению им другого благоустроенного жилого помещения в черте г. Тулы, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Таким образом, заявленные прокурором г. Тулы исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора г. Тулы в интересах Багуцкой Т.В., Бочаровой А.В. к администрации г. Тулы о возложении обязанностей по предоставлению благоустроенного жилого помещения, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования г. Тула предоставить Багуцкой Т.В. и Бочаровой А.В. благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, переселив из <адрес>, признанном непригодным для постоянного проживания.
Решение может быть обжаловано, путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий