РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 мая 2012 года город Тула Центральный районный суд города Тулы в составе: председательствующего Илларионовой А.А., при секретаре Тимашове Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1647/12 по иску Стеблина С.П. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании права на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, об обязании назначить указанные меры социальной поддержки, установил: Стеблина С.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании права на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, единого месячного льготного проездного билета, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, об обязании назначить указанные меры социальной поддержки как ветерану труда. В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что он с ДД.ММ.ГГГГ является ветераном военной службы, с ДД.ММ.ГГГГ ветераном боевых действий и с ДД.ММ.ГГГГ ветераном труда. Ему, как <данные изъяты> назначена пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ. Тем самым он имеет право на льготы установленные ст. 22 ФЗ «О ветеранах». В целях реализации права на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных услуг, предусмотренной Законом Тульской области от 28.12.2004 года (с изменениями, внесенными Законом Тульской области от 18.10.2011 года № 1658-ЗТО) № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», обратился к ответчику с письменным заявлением, в котором просил назначить ему, как ветерану труда, меры социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг. По мнению истца, он как ветеран труда в силу ст. ст. 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (с изменениями, внесенными Законом Тульской области от 31.10.2009 № 1352-ЗТО, вступившими в силу с 01.01.2010 г.) имеет право на указанные им в заявлении меры социальной поддержки. Однако, ему было отказано в назначении меры социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 года. Данный отказ в предоставлении меры социальной поддержки истец считает незаконным, нарушающим его право на получение мер социальной поддержки по Закону Тульской области № 493-ЗТО и Федеральному закону «О ветеранах». В силу изложенного истец просит признать его право как ветерана труда на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, единого месячного льготного проездного билета, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, об обязании назначить указанные меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», как ветерану труда. В ходе рассмотрения дела в суде истец Стеблина С.П. уточнил заявленные исковые требования и просил суд признать его право на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, и обязать ответчика назначить указанные меры социальной поддержки, как ветерану труда. В судебное заседание истец Стеблина С.П. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении, пояснив, что в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» получает ежемесячную денежную выплату и ежемесячную денежную выплату в виде меры социальной поддержки – 50% от платы за содержание жилья, а также пользуется льготным проездом всех видов городского транспорта, как ветеран боевых действий. Однако считает, что как ветеран труда имеет право на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление. Представитель ответчика – Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Гусева Т.А. в судебном заседании исковые требования Стеблина С.П. не признала и просила в их удовлетворении отказать, указав, что истец, как ветеран боевых действий, является получателем ежемесячной денежной выплаты в соответствии со ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.195 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и ежемесячной денежной выплаты в размере 50% на расходы по оплате занимаемой общей площади жилых помещений в соответствии со ст. 16 указанного Федерального закона, в связи с чем действие Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» на него не распространяется (п. 2 ст. 7 и п. 4 ст. 8 названного Закона). Также указала на то, что Стеблина С.П. не достиг пенсионного возраста, дающего право на назначение пенсии (60 лет). Выслушав объяснения истца и представителя ответчика – ГУ ТО УСЗН г. Тулы, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Стеблина С.П. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела и установлено судом, Стеблина С.П. с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером за выслугу лет по линии <данные изъяты> и имеет удостоверение «Ветеран труда» от ДД.ММ.ГГГГ года. Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ истец является ветераном боевых действий и с ДД.ММ.ГГГГ ветераном военной службы. Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются соответствующими удостоверениями, выданными на имя Стеблина С.П. и лицами, участвующими в деле, не оспариваются. Из материалов дела усматривается, что Стеблина С.П. в соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» выплачивается по настоящее время ежемесячная денежная компенсация на оплату расходов за содержание жилья. Также Стеблина С.П. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является получателем ежемесячной денежной выплаты по категории «Ветераны боевых действий» в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) и как федеральный льготник пользуется социальной услугой – льготным проездом на всех видах городского транспорта. Данные обстоятельства подтверждаются письмом ГУ ТО УСЗН г. Тулы от 11.05.2012 года № и сообщением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, а также пояснениями истца. Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Стеблина С.П. в целях реализации им как ветераном труда права на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, обратился с соответствующим заявлением в орган социальной защиты населения. Однако отделом социальной защиты населения по <данные изъяты> ГУ ТО УСЗН г. Тулы от 03.09.2010 года за № и от 07.07.2011 года за № в предоставлении указанной меры социальной поддержки ему было отказано. Оценивая доводы истца о незаконности отказа органа социальной защиты населения Тульской области в назначении ему ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, как ветерану труда, суд приходит к следующему. Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан, отнеся это правовое регулирование к полномочиям законодателя, который вправе осуществлять выбор тех или иных мер социальной защиты, определять круг получателей, порядок и условия их предоставления. Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству. На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ). Действуя в пределах предоставленных полномочий в сфере социальной защиты, законодатель, создавая единую систему социальной защиты, определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, и установил конкретные меры социальной поддержки. В частности, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда в статье 1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены категории ветеранов и правовые гарантии их социальной защиты в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, к числу которых отнесены ветераны боевых действий и ветераны труда. На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ). Согласно ст. 13 названного Федерального Закона социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. Как установлено по делу, истец является ветераном боевых действий и ветераном труда, что подтверждается имеющимися в деле копиями указанных удостоверений. Из положений статей 16, 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) усматривается, что федеральный законодатель ветеранам боевых действий в числе других мер социальной поддержки предоставил право на такие меры, как оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, включая членов семей ветеранов боевых действий, совместно с ним проживающих, и в виде ежемесячной денежной выплаты. В соответствии со ст. 22 указанного закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. В соответствии со ст. ст. 3, 7 указанного Закона Тульской области ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также в виде ежемесячной денежной выплаты. Из изложенного следует, что истец имеет право на получение мер социальной поддержки по двум основаниям, то есть как ветеран боевых действий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и как ветеран труда по условиям и нормам Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». Однако в пункте 3 статьи 13 Федерального закона «О ветеранах» законодатель закрепил в качестве условия предоставления ветеранам мер социальной поддержки необходимость выбора ветераном одного из оснований предоставления социальной поддержки при наличии у него права на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Частью 4 статьи 8 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (в ред. Закона Тульской области от 18.10.2011 г. № 1658-ЗТО) предусмотрено, что если гражданин имеет право на получение мер социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно по другому нормативному правовому акту, социальная поддержка предоставляется либо по настоящему Закону, либо по другому нормативному правовому акту по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Данная правовая норма, указывающая на недопустимость одновременного предоставления мер социальной поддержки по федеральному и региональному законодательству, в установленном законом порядке недействительной или не подлежащей применению на момент разрешения данного спора не признана. К тому же, по делу бесспорно установлено, что истец, как ветеран боевых действий, реализовал свое право выбора на получение мер социальной поддержки в рамках Федерального закона «О ветеранах», о чем свидетельствует факт получения им ежемесячной денежной выплаты согласно ст. 23.1 названного закона, а также ежемесячной денежной выплаты в размере 50 % на расходы по оплате занимаемой общей площади жилых помещений в соответствии со ст. 16 указанного закона, что исключает его право на получение им мер социальной поддержки как ветерана труда по условиям и нормам указанного выше Закона Тульской области. В ходе судебного разбирательства по делу истец не представил доказательств отказа от получения таких мер социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата и ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения, согласно ст.ст. 16, 23.1 Федерального закона «О ветеранах». Более того, в ходе судебного разбирательства по делу истец Стеблина С.П. указал на то, что не намерен отказываться от получения мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты согласно ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» и ежемесячной денежной выплаты в размере 50 % на расходы по оплате занимаемой общей площади жилых помещений в соответствии со ст. 16 указанного закона. Поскольку Стеблина С.П. как ветерану боевых действий предоставлена мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», то основания для удовлетворения исковых требований о признании за ним как ветераном труда права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» отсутствуют. Доводы истца о том, что он имеет право на предоставление ему меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление по условиям и нормам Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», при одновременном предоставлении ему мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения согласно ст.ст. 16, 23.1 Федерального закона «О ветеранах», суд, при указанных выше обстоятельствах, не может отнести к числу состоятельных, поскольку они основаны на ошибочном толковании положений названных выше нормативных правовых актов, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения. По изложенным мотивам суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований. Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд решил: в удовлетворении заявленных исковых требований Стеблина С.П. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании права на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, об обязании назначить указанные меры социальной поддержки, отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий