Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 августа 2012 года г.Тула
Центральный районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего судьи Гришиной Л.Ю.,
при секретаре Сорокиной О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Аббасовой Эльмиры Башировны о признании незаконными действий (бездействий) должностных лиц администрации МО рабочий поселок Первомайский Щекинского района Тульской области, отказа во внеочередном представлении жилья, содержащимся в письмах Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству, Губернатора Тульской области, Главы администрации МО рабочий поселок Первомайский, Щекинского района Тульской области, Департамента жилищно-коммунального хозяйства Тульской области,
у с т а н о в и л:
Аббасова Э.Б. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными решения администрации Тульской области и бездействия администрации МО рабочий поселок Первомайский Щекинского района Тульской области по вопросу предоставления ей отдельной благоустроенной изолированной квартиры по договору социального найма общей площадью не менее 45 кв.м., обязании Администрации Тульской области устранить допущенные нарушения, и предоставить ей отдельную благоустроенную изолированную квартиру по договору социального найма общей площадью не менее 45 кв.м., указывая на то, что она, как бывшая воспитанница детского дома, сирота, ДД.ММ.ГГГГ встала на учёт в исполнительном комитете Щекинского городского совета народных депутатов Тульской области с целью улучшения своих жилищных условий, и на основании действовавшего в то время пункта 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР, получила право на внеочередное получение жилого помещения.
Администрация Тульской области и администрация МО рабочий посёлок Первомайский в вопросе предоставления отказывают в признании её правового статуса, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
После получения ответа из юридической фирмы от 04.02.2011года, 8 февраля 2011 года она обратилась к губернатору Тульской области по причине вновь открывшихся для неё обстоятельств, имеющих прямое отношение к решению жилищного вопроса, о предоставлении ей отдельной, благоустроенной, изолированной квартиры по договору социального найма общей площадью не менее 45 кв.м., обратив внимание на наличие законодательных актов, подтверждающих её статус и права на получение жилья.
11 марта 2011 года, структурным подразделением администрации Тульской области, Комитетом Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству, на её обращение к губернатору с просьбой о предоставлении ей отдельной, благоустроенной, изолированной квартиры по договору социального найма общей площадью не менее 45 кв.м. был дан отрицательный ответ.
Заявитель полагает, что данные действия Администрации Тульской области и администрация МО р.п. Первомайский являются незаконными.
Просит суд признать указанные решения администрации Тульской области, и бездействие администрации МО р.п. Первомайский в вопросе предоставления ей отдельной, благоустроенной, изолированной квартиры по договору социального найма общей площадью не менее 45 кв.м. незаконными. Обязать администрацию Тульской области и администрацию МО рабочий посёлок Первомайский устранить допущенные нарушения в отношении осуществления ею законных прав. Обязать администрацию Тульской области предоставить ей отдельную, благоустроенную, изолированную квартиру по договору социального найма общей площадью не менее 45 кв.м.
12 мая 2011года представитель заявителя по доверенности Лысковцев А.Г. уточнил заявленные требования, просил суд признать незаконным отказ в предоставлении Аббасовой Э.Б. жилья, содержащийся в письме администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, а также незаконными отказы в предоставлении внеочередного жилья, содержащиеся в письмах Администрации Тульской области, Департамента жилищно-коммунального хозяйства Тульской области, администрации рабочего поселка Первомайский Щекинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконными бездействия должностных лиц администрации рабочего поселка Первомайский Щекинского района Тульской области в организации и порядке учета лиц со статусом «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», выраженное в отношении Аббасовой Э.Б.
Определением Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные заявления Аббасовой Э.Б. и её представителя Лысковцева А.Г. оставлены без рассмотрения.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ определение Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, частная жалоба Аббасовой Э.Б. – без удовлетворения.
Определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, надзорная жалоба представителя заявителя Аббасовой Э.Б. Лысковцева А.Г. с делом передана для рассмотрения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда РФ.
Определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, определение Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ и определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменены, дело направлено для рассмотрения в суд первой инстанции.
ДД.ММ.ГГГГ определением Центрального районного суда, оформленного в соответствии с ч. 2 ст. 224 ГПК РФ, по делу в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация МО Щекинский район Тульской области.
ДД.ММ.ГГГГ представитель заявителя по доверенности Лысковцев А.Г. вновь уточнил заявленные требования и окончательно сформулировав их, просил суд признать незаконными изъятие из материалов учетного дела Аббасовой Э.Б. представленного в Центральный суд г. Тулы ДД.ММ.ГГГГ ходатайство директора школы-интернат ФИО6 в адрес Щекинского горисполкома ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, содержащее в тексте ссылку на статус Аббасовой Э.Б., как сироты.
Признать незаконным изъятие из учетного дела Аббасовой Э.Б. представленного в Тульский областной суд в августе 2011года 24 листов материала учетного дела, переписку Аббасовой Э.Б. с органами исполнительной власти Щекинского района и рабочего поселка Первомайский, свидетельствующие о правовом статусе Аббасовой Э.Б., а также письменный запрос из прокуратуры г. Щекино в адрес администрации рабочего поселка Первомайский и ответ на него главы администрации рабочего поселка Первомайский от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным изъятие из материалов учетного дела Аббасовой Э.Б. представленного в Тульский областной суд ДД.ММ.ГГГГ протокола жилищной комиссии при администрации МО рабочий поселок Первомайский от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным отказ во внеочередном предоставлении жилья, содержащийся в письме председателя Комитета по семейной, демографической политике, опеке и попечительству от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным отказ во внеочередном предоставлении жилья, содержащийся в письме заместителя Губернатора Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным отказ во внеочередном предоставлении жилья, содержащийся в письме главы администрации МО рабочий поселок Первомайский от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным отказ во внеочередном предоставлении жилья, содержащийся в письме главы администрации МО рабочий поселок Первомайский от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным отказ во внеочередном предоставлении жилья, содержащийся в письме главы администрации МО рабочий поселок Первомайский от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным отказ во внеочередном предоставлении жилья, содержащийся в письме главы администрации МО рабочий поселок Первомайский от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным отказ во внеочередном предоставлении жилья, содержащийся в письме главы администрации МО рабочий поселок Первомайский от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным отказ во внеочередном предоставлении жилья, содержащийся в письме главы администрации МО рабочий поселок Первомайский от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным отказ во внеочередном предоставлении жилья, содержащийся в письме главы администрации МО рабочий поселок Первомайский от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконными бездействия должностных лиц администрации рабочего поселка Первомайский в организации и порядке учета лиц со статусом «лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», выраженное в неисполнении в отношении Аббасовой Э.Б. Закона Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО «О жилищном фонде Тульской области».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным в соответствии с ч. 2 ст. 224 ГПК РФ, произведена замена заинтересованного лица Администрации Тульской области на Правительство Тульской области и привлечено в качестве заинтересованного лица по делу Министерство жилищно-коммунального хозяйства Тульской области.
В судебное заседание заявитель Аббасова Э.Б. не явилась, в представленном заявлении от ДД.ММ.ГГГГ просила рассмотреть дело в её отсутствие, настаивая на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель заявителя Аббасовой Э.Б. Лысковцев А.Г. заявленные требования с учётом уточнения поддержал, просил их удовлетворить, при этом акцентируя, что требования об обязании администрации Тульской области предоставить Аббасовой Э.Б. отдельную благоустроенную квартиру по договору социального найма общей площадью не менее 45 кв.м. в уточненном исковом заявлении не выдвигаются.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Правительства Тульской области по доверенности Ивченко Л.И. заявленные требования Аббасовой Э.Б. не признал, просил отказать, полагая, что оснований для удовлетворения не имеется, заявив о пропуске истцом установленного срока для обращения в суд.
Представитель заинтересованного лица администрации МО Щекинский район по доверенности Петрова А.А., полагая, что оснований для удовлетворения заявленных требований Аббасовой Э.Б. не имеется, просила суд отказать в удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству по доверенности Зацепин Е.В. в судебное заседание не явился, о дне судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в представленных возражениях изложил позицию, согласно которой считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Представитель заинтересованного лица МО рабочий поселок Первомайский Щекинского района Тульской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. Глава МО рабочий поселок Первомайский Щекинского района Тульской области представил суду возражения, в которых просил рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Представителя заинтересованного лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
В соответствии с положениями ст. 257 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав стороны, участвующие в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что заявитель Аббасова Э.Б. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к председателю Щекинского исполкома Совета народных депутатов с заявлением о принятии её на учет для получения жилой площади в связи с проживанием в общежитии.
Данные обстоятельства подтверждаются копией учетного дела. (т.2 л.д. 78-116). В представленном учетном деле в копиях также имеются: письмо директора школы-интерната г. Щекино от ДД.ММ.ГГГГ на имя председателя Щекинского горисполкома; копия диплома Аббасовой Э.Б. об окончании ТГПИ; приказ Щекинского ГОРОНО от ДД.ММ.ГГГГ о распределении Аббасовой Э.Б.; выписка из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ; акт проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ; протокол заседания жилищной комиссии Щекинского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на очередь для получения жилья Аббасовой Э.Б., учителя школы-интерната; выписка из решения Щекинского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ о включении Аббасовой Э.Б. на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий; выписка из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ; письмо директора Яснополянского детского <адрес> на имя Главы администрации г. Щекино о рассмотрении вопроса о внеочередном выделении жилья Аббасовой Э.Б.; справка Аббасовой Э.Б. о проживании её в общежитии; справка Аббасовой Э.Б. о том, что она являлась воспитанницей Яснополянского детского дома; выписки из лицевого счета; справки о составе семьи; свидетельство о заключении брака с Лысковцевым А.Г.; свидетельство о рождении сына Лысковцева К.А.; заявление об изменении состава семьи в связи с регистрацией брака и рождением ребёнка; справки МП технической инвентаризации об отсутствии жилой площади зарегистрированной на праве собственности за Аббасовой Э.Б., Лысковцевым А.Г., Лысковцевым К.А.; сообщения УФРС по Тульской области об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимости Аббасовой Э.Б., Лысковцева А.Г., Лысковцева К.А.; выписка из домовой книги по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; протокол заседания жилищной комиссии администрации МО рабочий поселок Первомайский Щекинского района Тульской области о внесении Аббасовой Э.Б. в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья, предоставляемого по договорам социального найма.
Настаивая на удовлетворении заявленных требований, представитель заявителя Аббасовой Э.Б. по доверенности Лысковцев А.Г., просит суд признать незаконными действия должностных лиц администрации МО рабочий поселок Первомайский Щекинского района Тульской области, выразившиеся в изъятии из материалов учетного дела Аббасовой Э.Б. ходатайства директора школы-интерната Фирсановой В.И. в адрес председателя Щекинского горисполкома Кудинова В.Н. при предоставлении учетного дела в Центральный районный суд г.Тулы ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконными действия должностных лиц администрации МО рабочий поселок Первомайский Щекинского района Тульской области, выразившиеся в изъятии из материалов учетного дела Аббасовой Э.Б. 24 листов содержащих переписку Аббасовой Э.Б. и организаций в интересах Аббасовой Э.Б. с органами исполнительной власти Щекинского района и администрацией МО рабочий поселок Первомайский, запрос прокуратуры Щекинского района от ДД.ММ.ГГГГ и ответ на него главы администрации МО рабочий поселок Первомайский от ДД.ММ.ГГГГ, при рассмотрении гражданского дела в Тульском областном суде в августе 2011года, признать незаконными действия должностных лиц администрации МО рабочий поселок Первомайский Щекинского района Тульской области, выразившиеся в изъятии из материалов учетного дела Аббасовой Э.Б. протокола жилищной комиссии при администрации МО рабочий поселок Первомайский от ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении Тульским областным судом ДД.ММ.ГГГГ гражданского дела по заявлению Аббасовой Э.Б.
Разрешая вышеназванные требования Аббасовой Э.Б., суд установил, что в рамках изначально предъявленных Аббасовой Э.Б. требований, ДД.ММ.ГГГГ Центральным районным судом г. Тулы, в предварительном судебном заседании исследовалась представленная администрацией МО рабочий поселок Первомайский копия учетного дела Аббсовой Э.Б. ( т.1 л.д. 263) и приобщено к материалам дела.
Как следует из объяснений представителя заявителя Лысковцева А.Г., при рассмотрении в августе 2012 года и ДД.ММ.ГГГГ Тульским областным судом гражданского дела по заявлениям Аббасовой Э.Б. об оспаривании отдельных положений Закона Тульской области от 12.11.2007года № 902 – ЗТО «О жилищном фонде Тульской области», приложения № 1 к указанному закону и приложения к постановлению администрации Тульской области от 09.10.2009года № 754 «Об утверждении порядка управления жилищным фондом социального использования Тульской области» со дня их принятия, им было выявлено, что при предоставлении учетного дела Аббасовой Э.Б. для исследования в судебном заседании, не доставало 24 листов содержащих переписку Аббасовой Э.Б. и организаций с органами исполнительной власти Щекинского района и администрацией МО рабочий поселок Первомайский, запрос прокуратуры Щекинского района Тульской области и ответ на него главы администрации МО рабочий поселок Первомайский, а также протокол жилищной комиссии при администрации МО рабочий поселок Первомайский от ДД.ММ.ГГГГ
Представитель заявителя полагает, что вышеназванное относится к незаконным действиям администрации МО рабочий поселок Первомайский.
Однако, суд считает, что указанные заявителем и её представителем действия должностных лиц администрации МО рабочий поселок Первомайский являлись действием по предоставлению доказательств при рассмотрении гражданских дел судом в рамках действующего процессуального законодательства.
В соответствии со ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с положениями ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно разъяснению, содержащемуся в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Таким образом, исходя из анализа норм действующего законодательства, суд приходит к выводу, что такие действия, на которые указывает заявитель не могут быть расценены как незаконные действия должностных лиц органа местного самоуправления, которыми нарушены права и свободы Аббасовой Э.Б., либо созданы препятствия к осуществлению ею прав и свобод, а относятся к процессуальным действиям при рассмотрении дел в судебных инстанциях по предоставлению доказательств.
Оценка же представленных стороной по делу доказательств при рассмотрении гражданского дела, в силу вышеизложенных норм, является прерогативой суда.
Кроме того, как указывает представитель заявителя об обстоятельствах по изъятию из материалов учетного дела Аббасовой Э.Б. ходатайства директора школы-интерната ФИО6 в адрес председателя Щекинского горисполкома ФИО7 при предоставлении учетного дела в Центральный районный суд г.Тулы 05.05.2011года ему и его доверителю Аббасовой Э.Б. стало известно 27.05.2011года (протокол судебного заседания от 07.08.2012 года т.2 л.д.144).
Об обстоятельствах по изъятию из материалов учетного дела Аббасовой Э.Б. 24 листов содержащих переписку Аббасовой Э.Б. и организаций в интересах Аббасовой Э.Б. с органами исполнительной власти Щекинского района и администрацией МО рабочий поселок Первомайский, запрос прокуратуры Щекинского района от 12.04.2010года и ответ на него главы администрации МО рабочий поселок Первомайский от 15.04.2010 года, при рассмотрении гражданского дела в Тульском областном суде в августе 2011 года им стало известно в августе-сентябре 2011года (протокол судебного заседания от 07.08.2012 года т.2 л.д.146).
Об обстоятельствах по изъятию из материалов учетного дела Аббасовой Э.Б. протокола жилищной комиссии при администрации МО рабочий поселок Первомайский от 22.08.2008года при рассмотрении Тульским областным судом 16.02.2012года гражданского дела по заявлению Аббасовой Э.Б. им стало известно в феврале 2012 года (протокол судебного заседания от 07.08.2012 года т.2 л.д.146).
В силу ст. 256 ГПК РФ, по оспариванию решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В силу приведенной выше правовой нормы заявитель вправе обратиться в суд за разрешением данного спора, в течение трех месяцев.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что начало течения срока для обращения заявителя с требованиями о признании незаконными действий должностных лиц администрации МО рабочий поселок Первомайский по изъятию из материалов учетного дела Аббасовой Э.Б. ходатайства директора школы-интерната ФИО6 в адрес председателя Щекинского горисполкома ФИО7 при предоставлении учетного дела в Центральный районный суд г.Тулы 05.05.2011года следует исчислять с 28.05.2011 года. Между тем, заявителем данное требование впервые было заявлено 30.07.2012 года, то есть спустя 1 год и два месяца.
Начало течения срока для обращения заявителя с требованиями о признании незаконными действий должностных лиц администрации МО рабочий поселок Первомайский по изъятию из материалов учетного дела Аббасовой Э.Б. по изъятию из материалов учетного дела Аббасовой Э.Б. 24 листов содержащих переписку Аббасовой Э.Б. и организаций в интересах Аббасовой Э.Б. с органами исполнительной власти Щекинского района и администрацией МО рабочий поселок Первомайский, запрос прокуратуры Щекинского района от 12.04.2010 года и ответ на него главы администрации МО рабочий поселок Первомайский от 15.04.2010 года, при рассмотрении гражданского дела в Тульском областном суде, следует исчислять с сентября 2011 года, тогда как с данными требованиями заявитель обратилась 30.07.2012года, то есть спустя 11 месяцев.
Начало течения срока для обращения заявителя с требованиями о признании незаконными действий должностных лиц администрации МО рабочий поселок Первомайский по изъятию из материалов учетного дела Аббасовой Э.Б. по изъятию из материалов учетного дела Аббасовой Э.Б. протокола жилищной комиссии при администрации МО рабочий поселок Первомайский от 22.08.2008 года при рассмотрении Тульским областным судом 16.02.2012 года гражданского дела по заявлению Аббасовой Э.Б., следует исчислять с февраля 2012года, с указанными требованиями заявитель обратилась 30.07.2012 года, то есть спустя 7 месяцев, тогда как срок для обращения с указанными требованиями законодатель установил – три месяца.
Совокупность приведенных выше доказательств, свидетельствует о том, что Абассовой Э.Б. пропущен срок обращения в суд с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц администрации МО рабочий поселок Первомайский.
Вышеизложенные обстоятельства, позволяют суду прийти к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя Аббасовой Э.Б. в этой части.
Разрешая заявленные требования Аббасовой Э.Б. о признании незаконными отказов в предоставлении во внеочередном порядке жилья, содержащихся в письмах :
-заместителя Губернатора Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.91);
-главы администрации МО рабочий поселок Первомайский от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д.85);
- заместителя главы администрации МО рабочий поселок Первомайский ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 87);
-главы администрации МО рабочий поселок Первомайский от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.88);
-главы администрации МО рабочий поселок Первомайский от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.89);
-главы администрации МО рабочий поселок Первомайский от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.90) ;
-главы администрации МО рабочий поселок Первомайский от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.150);
-директора департамента жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО14, суд приходит к следующему т.1 л.д. 93).
Как указано выше, в соответствии со ст. 256 ГПК РФ, по оспариванию решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В судебном заседании 07.08.2012 года представитель заявителя по доверенности Лысковцев А.Г. пояснил, что все письма содержащие отказы во внеочередном предоставлении ей жилья, которые обжалует Аббасова Э.Б., ими были получены своевременно после отправления соответствующим органом, однако документально подтвердить получение этих писем возможности не имеется по причине не сохранения почтовых конвертов. Однако он утверждает, что в течение одной-двух недель вся корреспонденция ими была получена.
Ответ заместителя Губернатора Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО15 ими был получен ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует почтовый конверт; письмо главы администрации МО рабочий поселок Первомайский от ДД.ММ.ГГГГ № А -№ получено в августе 2008 года; письмо заместителя главы администрации МО рабочий поселок Первомайский от ДД.ММ.ГГГГ № А -№ получено в октябре 2008 года; письмо главы администрации МО рабочий поселок Первомайский от ДД.ММ.ГГГГ № А -№ получено в мае-июне 2009года; письмо главы администрации МО рабочий поселок Первомайский от ДД.ММ.ГГГГ № А -№ получено в июле 2009 года; письмо главы администрации МО рабочий поселок Первомайский от ДД.ММ.ГГГГ № А -№ получено в октябре 2009 года; письмо -главы администрации МО рабочий поселок Первомайский от ДД.ММ.ГГГГ № получено в феврале-марте 2010 года; письмо директора департамента жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № ТА-№ получено в июне 2009года. ( т.2 л.д. 147-150).
Между тем, требованиям о признании незаконными отказов во внеочередном предоставлении жилья содержащиеся в письмах:
-заместителя Губернатора Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № №
-главы администрации МО рабочий поселок Первомайский от ДД.ММ.ГГГГ № А №
-главы администрации МО рабочий поселок Первомайский от ДД.ММ.ГГГГ № А -№
-главы администрации МО рабочий поселок Первомайский от ДД.ММ.ГГГГ № А -№ впервые были заявлены ДД.ММ.ГГГГ, тогда как право на обращение заявитель имеет в течение трех месяцев, то есть с пропуском установленного законом срока.
С требованиями о признании незаконным отказа во внеочередном предоставлении жилья содержащимся в письмах:
- заместителя главы администрации МО рабочий поселок Первомайский от ДД.ММ.ГГГГ № А -№
-главы администрации МО рабочий поселок Первомайский от ДД.ММ.ГГГГ № А №
-главы администрации МО рабочий поселок Первомайский от ДД.ММ.ГГГГ № заявитель обратилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть также с пропуском срока, определенным действующим законодательством.
Таким образом, анализируя вышеизложенные обстоятельства и нормы действующего законодательства, суд считает, что заявленные требования Аббасовой Э.Б. в этой части удовлетворению не подлежат.
Довод представителя заявителя по доверенности Лысковцева А.Г., что о нарушенных правах Аббасовой Э.Б. стало известно после обращения за юридической консультацией в юридическую фирму «Ваше право» и последующего ответа от 04.02.2011 года, суд убедительным не находит, поскольку в силу положений ст. 112 ГПК РФ, получение юридической консультации к уважительным причинам пропуска процессуального срока не относится.
Иных уважительных причин пропуска срока для обращения в суд ни заявитель, ни её представитель суду не представил.
Что касается требований заявителя о признании незаконным отказа во внеочередном предоставлении жилья содержащегося в письме Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству от 11.03.2011года, то суд данные требования находит не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии со ст. 2. Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст. 8 вышеназванного Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Порядок предоставления жилья детям-сиротам урегулирован Законом Тульской области № 902-ЗТО от 12.11.2007 года «О жилищном фонде Тульской области».
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Законом Тульской области «О жилищном фонде Тульской области» и Постановлением администрации Тульской области от 04.03.2009 года № 105 «Об органах исполнительной власти Тульской области, уполномоченных на предоставление жилых помещений и на осуществление управление жилищным фондом Тульской области», обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на органы исполнительной власти субъекта.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 5 Закона Тульской области «О жилищном фонде Тульской области» жилые помещения жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма предоставляются гражданам в соответствии со сводными списками граждан на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, на основании решения уполномоченного органа.
Уполномоченным органом в данном случае является Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству на основании Постановления администрации Тульской области от 04.03.2009 года № 105 «Об органах исполнительной власти Тульской области, уполномоченных на предоставление жилых помещений и на осуществление управление жилищным фондом Тульской области».
В соответствии с п.п. 47, 49 Постановления администрации Тульской области от 05.12.2008 N 792 "Об утверждении Положения о комитете Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству", комитет осуществляет функции по предоставлению жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; размещение государственного заказа на приобретение жилых помещений для формирования жилищного фонда социального использования Тульской области для категории граждан, указанных в пункте 1 статьи 3 Закона Тульской области от 12 ноября 2007 года N 902-ЗТО "О жилищном фонде Тульской области";
Таким образом, Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству осуществляет функции по предоставлению жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей согласно сводным спискам, сформированных на основании предоставленных списков органами местного самоуправления.
Как следует из оспариваемого ответа от 11.03.2011года ( т.1 л.д. 28), в ответ на обращение Аббасовой Э.Б. Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству разъяснил ей со ссылками на нормы действующего законодательства порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, сообщил обстоятельства постановки Аббасовой Э.Б. на учет в получении жилья и предложения органов местного самоуправления по жилым помещениям ранее предложенных заявителю, а также сообщил о том, что вопрос предоставления ей жилого помещения находится на контроле в МО рабочий поселок Первомайский.
Каких-либо решений по обращению Аббасовой Э.Б. Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству не принимал, вопрос о предоставлении ей или отказе в предоставлении жилого помещения не рассматривал.
Действуя в пределах предоставленных полномочий, Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству в ответе Аббасовой Э.Б. от ДД.ММ.ГГГГ предоставил сведения, содержащие информационный характер.
Нарушений прав и законных интересов заявителя в действиях Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству при направлении ответа на обращение Аббасовой Э.Б. судом не установлено, равно как и не установлено незаконное властное волеизъявление органа по принятию решения или отказа.
Совокупность приведенных выше доказательств, обстоятельств исследованных судом в ходе рассмотрения данного спора, а также нормы действующего законодательства позволяют суду сделать вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Аббасовой Э.Б.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Заявленные требования Аббасовой Эльмиры Башировны оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: