о возмещении ущерба, образовавшегося в связи с отказом в индексации денежных сумм в возмещении вреда здоровью



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 октября 2012 года                              г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Щербаковой Н.В.,

с участием ст. помощника прокурора Центрального района г. Тулы Алексеева Д.О.,

при секретаре Давыдовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2978/12 по иску Ефремова В.И. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», Министерству финансов РФ, Федеральной службе по труду и занятости, Министерству здравоохранения и социального развития Тульской области о возмещении ущерба, образовавшегося в связи с отказом в индексации денежных сумм в возмещении вреда здоровью,

установил:

Ефремов В.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», Министерству финансов РФ, Федеральной службе по труду и занятости, Министерству здравоохранения и социального развития Тульской области о возмещении ущерба, образовавшегося в связи с отказом в индексации денежных сумм в возмещении вреда здоровью, ссылаясь на тот факт, что он принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем, признан инвалидом III группы с утратой трудоспособности на 50 %.

Органом социальной защиты населения, обязанности которого в настоящее время выполняет Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», с ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена сумма возмещения вреда здоровью в размере 265 650 неденоминированный рублей в месяц, исходя из семикратного размера минимального размера оплаты труда.

Ссылаясь на положения ч.3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», истец полагал, что ответчиком ненадлежащим образом выполнена обязанность по защите назначенной суммы возмещения вреда от инфляции.

Истец полагал, что указанные выплаты должны быть проиндексированы на коэффициент МРОТ - 1,581 с ДД.ММ.ГГГГ, коэффициент МРОТ - 1,515 с ДД.ММ.ГГГГ, что ответчиком произведено не было, несмотря на произошедшее увеличение МРОТ.

Просил суд взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» за счет средств федерального бюджета в его пользу единовременно недополученную сумму в возмещение вреда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом ИПЦ на ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 443 руб. 86 коп., в возмещение судебных расходов по оплате услуг представителя 5000 рублей.

В судебное заседание истец Ефремов В.И. не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просил о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Ефремова В.И. по доверенности Мурзин А.В. поддержал заявленные требования по тем же основаниям.

Представитель Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Гусева Т.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований Ефремова В.И.

В обоснование возражений указывала на тот факт, что в силу положений ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Механизмом реализации принципа полного возмещения убытков в условиях нестабильности цен является индексация не полученных своевременно денежных сумм. Возможность индексации присужденной суммы предусмотрена в ст. 208 ГПК РФ.

Степень удорожания стоимости жизни ( уровень инфляции) устанавливается в Российской Федерации федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, которые носят единственно официальный характер.

Таким образом, лишь в случае несвоевременного исполнения решения суда, возможно применить индексацию сумм. Поскольку в силу положений ст. 208 ГК РФ требования, предъявленные по истечению трех лет с момента возникновения права на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, удовлетворяются за прошлое время не более чем за 3 года, предшествующие предъявлению иска, так как истец обратился с иском ДД.ММ.ГГГГ, заявленные им требования могут быть удовлетворены не ранее чем с ДД.ММ.ГГГГ Полагала, что правовых оснований для возложения на управления обязанности по возмещению судебных расходов также не имеется.

Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просил о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие.

Представители Министерства финансов РФ, Федеральной службы по труду и занятости в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщили суду о причинах неявки, что на основании ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению иска в их отсутствие.

Суд, выслушав объяснения представителя истца Ефремова В.И. по доверенности Мурзина А.В., представителя ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Гусевой Т.А., исследовав письменные доказательства, заслушав заключение старшего помощника прокурора Центрального района г. Тулы Алексеева Д.О., полагавшего необходимым в иске Ефремову В.И. отказать, приходит к следующему.

Судом установлено, что Ефремов В.И. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем, признан инвалидом III группы с утратой трудоспособности на 50 %.

Органом социальной защиты населения, обязанности которого в настоящее время выполняет Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», с ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена сумма возмещения вреда здоровью в размере 265 650 неденоминированный рублей в месяц, исходя из семикратного установленного законом размера минимального размера оплаты труда.

В соответствии с пунктом 22 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется ежемесячная выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере трехкратного установленного законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии со статьей 39 указанного Закона РФ в той же редакции, инвалидам третей группы из числа граждан, перечисленных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выплачивается ежегодно компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы в размере четырехкратного установленного законом минимального размера оплаты труда.

На момент назначения истцу указанных выплат действовал Федеральный закон от 09.01.1997 N 6-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда", статьей 2 которого установлено, что с 01.01.1997 г. минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 83 руб. 49 коп. Статьей 3 указанного Федерального закона предусмотрено, что пособия и другие социальные выплаты гражданам устанавливаются исходя из определенного статьей 1 настоящего Федерального закона минимального размера оплаты труда.

Из материалов дела следует, что в ДД.ММ.ГГГГ истцу производилась ежемесячная выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере трех МРОТ и ежегодная компенсация за вред здоровью в размере четырех МРОТ, что составляло 292, 22 руб., исходя из размера МРОТ в 83 руб. 49 коп., в 2001 г. в размере 350 рублей, исходя из размера МРОТ в 100 руб.

С ДД.ММ.ГГГГ Ефремову В.И. была установлена сумма возмещения вреда в твердой денежной сумме в размере 500 рублей.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", с 01 июля 2000 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 132 руб. в месяц. Статьей 3 указанного Федерального закона предусмотрено, что минимальный размер оплаты труда, установленный статьей 1 настоящего Федерального закона, применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Статьей 4 Федерального от 19.06.2000 N 82-ФЗ установлено, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры пособий и других обязательных социальных выплат, выплата пособий и других социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 01 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 руб. 49 коп., с 01 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 руб.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", на который ссылается истец в обоснование заявленного иска, не предусматривал в 2000 году повышение размера пособий и других социальных выплат, к которым относятся выплачиваемые истцу ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 07 августа 2000 года N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ", в соответствии с которым в законодательство РФ, в том числе в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от 07 августа 2000 года N 122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 года (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп.), а с 1 января 2001 года - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 3 группы в размере 500 рублей.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

При этом то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 847, с Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2005 года N 292, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2006 года N 246, с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 года N 171, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2007 г. N 914 и т.д.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года N 35, в редакции от 5 апреля 2005 года N 7 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01 июля 2000 года с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", а не из базовой суммы, установленной статьей 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года N 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной пунктом 15 статьи 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной.

Материалами дела установлено, что в спорный период истцу была выплачена и на сегодняшний день выплачивается ежемесячная компенсация за приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью в размере, установленном в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, утверждение истца о наличии перед ним задолженности по указанным выплатам за период с 2000 г. по 2001 г. не нашло подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Кроме того, судом принимается во внимание, что размеры выплат, определенных в твердой денежной сумме в соответствии с пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", индексируются с 19 июня 2002 года исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ и Федеральным законом от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ).

Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими Постановлениями от 25 мая 2005 года N 326 "О порядке индексации некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 27 декабря 2004 года N 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 7 мая 2005 года N 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 25 апреля 2006 года N 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 марта 2007 года N 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 декабря 2007 года N 914 "Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.

Таким образом, постановлениями Правительства Российской Федерации определены коэффициенты индексации исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

Следовательно, выводы истца относительно необходимости индексации в ином порядке назначенных ему ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, являются неверными, основанными на неправильном толковании норм материального права, поскольку на момент его обращения с настоящим иском законодателем был установлен порядок индексации указанных сумм исходя из уровня инфляции, в связи с чем применение ранее действовавшего порядка невозможно.

Кроме того, как усматривается из материалов дела, ответчиком производилась индексация назначенных сумм возмещения вреда здоровью своевременно, исходя из порядка, установленного соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд считает необходимым и возможным в удовлетворении исковых требований Ефремову В.И. отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Ефремова В.И. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», Министерству финансов РФ, Федеральной службе по труду и занятости, Министерству здравоохранения и социального развития Тульской области о возмещении ущерба, образовавшегося в связи с отказом в индексации денежных сумм в возмещении вреда здоровью, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий