признании незаконным постановления, об обязании признать нуждающейся в жилом пом



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2012 года              город Тула

Центральный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего Невмержицкой А.Н.,

при секретаре Шмелевой М.И.,

с участием представителя истца по ордеру адвоката Иноземцевой А.М., представителя ответчика Администрации г. Тулы по доверенности Синдеева М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2943/12 по иску Севостьяновой К.В. к Администрации г. Тулы, Министерству регионального развития Российской Федерации о признании незаконным постановления администрации г. Тулы об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем, об обязании признать нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, о признании права на получение субсидии на приобретение жилого помещения,

установил:

Севостьянова К.В. обратилась в суд с иском к Администрации г. Тулы, Министерству регионального развития Российской Федерации о признании незаконным постановления администрации г. Тулы об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем, об обязании признать нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, о признании права на получение субсидии на приобретение жилого помещения.

В обоснование заявленных требований истец Севостьянова К.В. указала на то, что она является супругой умершего участника Великовой Отечественной Войны и имеет право на меры социальной поддержки в соответствии со ст. 21 Федерального Закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ.

Постановлением Администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ ей (Севостьяновой К.В.) было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 54 ЖК РФ6 представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Данный отказ считает незаконным, поскольку она (Севостьянова К.В.) зарегистрирована по месту жительства и проживает с дочерью Левкиной И.К. и внуком Левкиным О.Л. в жилом помещении общей площадью 31,0 кв.м, в том числе жилой 30,1 кв.м (13,6 кв.м+16,5 кв.м) в 11-комнатной квартире, общей площадью 224,9, расположенной по адресу: <адрес>. Собственником двух комнат, общей площадью 30,1 кв.м является Левкин О.Л. Исходя из общей площади жилого помещения, равной 31 кв.м, на каждого проживающего приходится 10.33 кв.м., что менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в размере 11 кв.м.

Полагает, что указанное обстоятельство является основанием для признания ее (Севостьяновой К.В.) на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Также истец указывает, что в жилом доме, в котором она проживает, являвшимся общежитием, отсутствует горячее водоснабжение, нет ванной, сконструирован своими силами душ, в силу чего занимаемое помещение не может быть отнесено к пригодным для проживания помещениям.

Изложенное, по мнению истца, является основанием для признания незаконным постановления администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ , и обстоятельством, обязывающим администрацию г. Тулы признать ее (Севостьянову К.В.) нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, что в свою очередь, является основанием для признания за ней (Севостьяновой К.В.) права на получение субсидии на приобретение жилого помещения в собственность в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ.

В связи с чем, просила суд признать незаконным Постановление Администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе Севостьяновой К.В. в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий», обязать Администрацию г.Тулы признать истицу нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, признать за ней право на получение субсидии на приобретение жилого помещения в собственность в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах».

В судебное заседание истец Севостьянова К.В. не явилась. В адресованном суду заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель истца по ордеру адвокат Иноземцева А.М. поддержала заявленные требования в полном объеме, просила суд удовлетворить иск.

Представитель ответчика Администрации г. Тулы по доверенности Синдеев М.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных истцом требований ввиду их необоснованности, просил в иске отказать.

Ответчик Министерство регионального развития РФ в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Причину неявки суду не сообщил, письменных объяснений не представил.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области, третьи лица Левкина И.К., Левкин О.Л. в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Просили рассматривать дело в их отсутствие.

Третьи лица ЗАО «Партнер», ЗАО «Градсервис» в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Причину неявки суду не сообщили, письменных объяснений не представили.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, изучив инвентарное дело, приходит к следующему.

Согласно ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Именно поэтому, Конституцией РФ установлено, что каждый имеет право на жилище, и никто не может быть произвольно лишен жилища (ст. 40 Конституции РФ); каждый имеет право на охрану здоровья (ч.1 ст. 41 Конституции РФ), а перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ч.1 ст. 55 Конституции РФ).

Основные принципы, нормы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном Кодексе Российской Федерации (далее ЖК РФ), введенном в действие с 01 марта 2005 года, а до введения его в действие - Жилищным Кодексом РСФСР.

В силу статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч.2).

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (ч. 3).

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет (ч. 4).

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган (ч. 5).

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 7).

Ст. 49 ЖК РФ предусматривает, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ст. 50 Жилищного кодекса РФ).

Согласно решению Тульской городской Думы от 22.06.2005 N 67/1294 «О размерах учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения», учетная норма жилого помещения в целях принятия гражданами проживающих в городе Туле, на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий составляет не более 11 кв. м общей площади на каждого члена семьи.

Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (ч. 5 ст. 15 ЖК Российской Федерации).

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Кроме того, указанное Положение содержит Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Так, в соответствии с п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией) (п. 44).

Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы: нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением.

Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.

По усмотрению заявителя также могут быть представлены заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.

В случае если заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, в комиссию представляется заключение этого органа, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить указанные документы (п. 45).

Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии (п. 46).

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47).

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 49).

Как установлено в судебном заседании, и кем-либо из лиц, участвующих в деле, не оспаривалось, Севостьянова К.В. зарегистрирована и проживает в жилом помещении, общей площадью 31,0 кв.м, в том числе жилой 30,1 кв.м., состоящей из двух комнат (13,6 кв.м+16,5 кв.м) в коммунальной <адрес>, общей площадью 224,9 кв.м, <адрес>, принадлежащем на праве собственности Левкину О.Л., что усматривается из договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12), свидетельства о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8), выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.97-101), выписками из лицевого счета и домовой книги (л.д. 120,121).

Как следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ, копии удовлетворения серии , Севостьянова К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является супругой умершего участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак, и имеет право на меры социальной поддержки в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ (л.д.9,14).

Кроме того, как видно из справки серии МСЭ-2006 , Севостьянова К.В. является инвалидом <данные изъяты> по общему заболеванию бессрочко, степень ограничения способности к трудовой деятельности – первая (л.д.10).

С целью получения субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ, Левкина И.К., действующая от имени Севостьяновой К.В. на основании доверенности, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию г. Тулы с заявлением о принятии Севостьяновой К.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, предоставив необходимые документы (л.д.49,53).

ДД.ММ.ГГГГ комиссией по жилищным вопросам при администрации г. Тулы было решено отказать Севостьяновой К.В. в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ, на том основании, что представленные документы не подтверждают ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы – 11 кв.м., что следует из выписки из соответствующего протокола (л.д.48).Согласно постановлению администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ , Севостьяновой К.В., проживающей по адресу: <адрес>, отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации: предоставлены документы, которые не подтверждают ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д. 47).

Оспаривая вышеназванное постановление, истец полагает, что оно противоречит требованиям действующего жилищного законодательства, поскольку ее семья занимает две комнаты жилой площадью 30,1 кв.м. (13,6 кв.м+16,5 кв.м), общей площадью 31,0 кв.м, в 11 комнатной квартире, общей площадью 224,9 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, то есть на одного члена ее семьи приходится менее учетной нормы жилого помещения, равной 11 кв.м.

Проверяя данные доводы истца, поддержанные в судебном заседании ее представителем по ордеру адвокатом Иноземцевой А.М., суд не может принять их во внимание исходя из следующего.

Как указано в ч. 1 ст. 41 ЖК РФ, собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты (далее - общее имущество в коммунальной квартире).

Согласно ч. 1 ст. 42 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты.

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника комнаты в коммунальной квартире, находящейся в данном доме, пропорциональна сумме размеров общей площади указанной комнаты и определенной в соответствии с долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире этого собственника площади помещений, составляющих общее имущество в данной квартире (ч. 2).

Доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире следует судьбе права собственности на указанную комнату (ч.3).

Собственники комнат в коммунальной квартире несут бремя расходов на содержание общего имущества в данной квартире (ч. 1 ст. 43 ЖК РФ).

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в коммунальной квартире, бремя которых несет собственник комнаты в данной квартире, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в данной квартире указанного собственника (ч. 2 ст. 43 ЖК РФ).

Принимая во внимание изложенное, проверив предоставленный суду расчет общей площади двух комнат площадью 30,1 кв.м, предоставленный ЗАО «Партнер» (л.д.163), который суд находит верным, выполненным в соответствии с требованиями действующего законодательства, в частности ст. 42 ЖК РФ, что дает основания для признания его в силу ст. 67 ГПК РФ относимым, допустимым и достоверным доказательствам по делу, суд приходит к выводу о том, что истец, наравне с членами своей семьи, состоящей из трех человек (истца Севостьяновой К.В., ее дочери Левкиной И.К., сына дочери (внука) Левкина О.Л.), обеспечены общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи более учетной нормы площади жилого помещения, установленной решением Тульской городской Думы от 22.06.2005 N 67/1294 «О размерах, нормы предоставления площади жилого помещения», то есть более 11 кв. м.

В судебном заседании представитель истца ссылалась также на то обстоятельство, что администрацией г. Тулы при рассмотрении заявления Севостьяновой К.В. о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не было принято во внимание иное основание, в частности то, что Севостьянова К.В., по мнению стороны истца, проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Однако, в судебном заседании установлено, что жилой <адрес> как на момент обращения Севостьяновой К.В. с заявлением в администрацию города Тулы, так и на момент рассмотрения настоящего дела по существу, в установленном законом порядке аварийным, ветхим, непригодным для проживания, подлежащим сносу, не признавался, что следует из сообщений территориального управления администрации города Тулы по Пролетарскому району, администрации г. Тулы (л.д.189, 207).

Доказательств, подтверждающих обратное, как того требуют положения ст. 56 ГПК РФ, суду не предоставлено.

Напротив, как следует из объяснений представителя истца, с заявлением в межведомственную комиссию территориального управления администрации г. Тулы по Пролетарскому району истец обратилась только ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая изложенное, принимая во внимание отсутствие решения межведомственной комиссии, которым бы жилой <адрес> на момент вынесения администрацией г. Тулы постановления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем, был бы признан непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, ввиду принадлежности данного вопроса исключительной компетенции межведомственной комиссии, суд приходит к выводу о том, что каких-либо нарушений жилищного законодательства при рассмотрении заявления Севостьяновой К.В. администрацией г. Тулы допущено не было.

Довод истца о том, что отсутствие инженерных сетей горячего водоснабжения является основанием для признания занимаемого ею и членами ее семьи жилого помещения непригодным для проживания, в отсутствие соответствующего решения межведомственной комиссии, по указанным выше основаниям является несостоятельным.

Каких-либо иных оснований, предусмотренных ст.ст. 49, 51, 52 ЖК РФ, в соответствии с которыми Севостьянова К.В. в установленном порядке была бы признана нуждающейся в жилом помещении, не представлено.

В связи с изложенным, оснований для признания незаконным постановления администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе Севостьяновой К.В. в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий», и обязании администрации г. Тулы признать Севостьянову К.В. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемым по договору социального найма, о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, суд не усматривает.

При разрешении требований Севостьяновой К.В. о признании за ней права на получение субсидии на приобретение жилого помещения в собственность в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями), суд также не усматривает оснований к их удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Как указано в ч. 1 ст. 23.2 вышеназванного закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (ч. 2 ст. 23.2).

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:

по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:

членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда (п. 2 ч. 3 ст. 23.2);

По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (п. 3.1 ст. 23.2).

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (ч.4 ст. 23.2).

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.5 ст. 23.2).

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (ч.6 ст. 23.2).

Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (ч.8 ст. 23.2).

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (ч.11 ст.23.2).

В целях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, установленным Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", постановлением администрации г. Тулы от 11.02.2010 N 570 было утверждено Положение об организации работы по ведению учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны с целью предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Согласно п. 2 указанного Положения, меры социальной поддержки по обеспечению жильем согласно статье 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" оказываются ветеранам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, на которых распространяются положения статей 14, 15, 17 - 19 и 21 вышеназванного Закона.

Ветераны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Ведение учета Ветеранов в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью оказания мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется управлением муниципального жилищного фонда администрации города Тулы (п.3).

Вопросы принятия на учет и снятия с учета Ветеранов в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью оказания мер социальной поддержки по обеспечению жильем рассматриваются комиссией по жилищным вопросам при администрации города Тулы, утверждаемой постановлением администрации города Тулы.

Ветераны признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления по месту их постоянного проживания по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п.4).

При наличии у Ветерана и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (п. 5).

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что действие Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", с учетом полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации и отраженных в Положении об организации работы по ведению учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны с целью предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем, утвержденном постановлением администрации г. Тулы от 11.02.2010 N 570, по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета лиц, в том числе и членов семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, распространяется на таковых лиц, которые также должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Учитывая, что Севостьянова К.В. как на момент вынесения администрацией г. Тулы оспариваемого постановления, так и на момент рассмотрения настоящего дела по существу в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий признана не была, суд также пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований в указанной части по вышеизложенным основаниям, заявленные требования о признании за Севостьяновой К.В. права на получение субсидии на приобретение жилого помещения в собственность в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями), удовлетворению не подлежат.

Кроме того, в судебном заседании представителем ответчика по доверенности Синдеевым М.М. было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности на обжалование постановления администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ , указав, что какие-либо уважительные причины пропуска срока истцом не приведены.

В свою очередь, представитель истца по ордеру адвокат Иноземцева А.М. поддержала заявление Севостьяновой К.В. о восстановлении срока на подачу заявления о признании незаконным оспариваемого постановления. При этом сослалась на то, что истец является вынужденным переселенцем из Азербайджана с 1995 года, участником тыла ВОВ, ветераном труда, инвалидом <данные изъяты>, по медицинским документам с 2011 года по настоящее время может передвигаться с посторонней помощью, дезориентирована, заторможена, имеет левостороннюю парализацию лица и тела, в связи с чем своевременно обратиться в суд с исковым заявлением возможности не имела.

Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 ГК РФ).

Однако, в силу ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Как указано в ст. 205 ГК РФ, в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.

Как указал представитель истца в судебном заседании, копия постановления была ими получена в начале 2012 года, когда истец и узнала о нарушении ее прав. Однако в силу тяжелого состояния здоровья, обратиться за квалифицированной юридической помощью и своевременно подать заявление в суд не имела возможности.

Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, принимая во внимание установленные обстоятельства, в том числе данные о состоянии здоровья истца Севостьяновой К.В. в период 2011-2012 гг., зафиксированные в выписке из амбулаторной карты, на основании ст. 112 ГПК РФ, ст. 205 ГК РФ, суд находит причину пропуска срока на подачу заявления в суд уважительной, а пропущенный процессуальный срок подлежащим восстановлению.

Вместе с тем, поскольку по указанным выше мотивам суд не нашел оснований к удовлетворению заявленных Севостьяновой К.В. требований о признании незаконным постановления администрации г. Тулы об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем, об обязании признать нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, о признании права на получение субсидии на приобретение жилого помещения, в иске Севостьяновой К.В. надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Севостьяновой К.В. к Администрации г. Тулы, Министерству регионального развития Российской Федерации о признании незаконным постановления администрации г. Тулы об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем, об обязании признать нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, о признании права на получение субсидии на приобретение жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий