Мировой судья Косых А.В.
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
31 марта 2011 года город Тула
Судья Центрального районного суда г.Тулы Щербакова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Открытого акционерного общества «Туланефтепродукт», расположенного по адресу: г. Тула, ул. Тургеневская, д.38, на постановление мирового судьи судебного участка № 74 Центрального района г. Тулы от 14.02.2011 г. в отношении ОАО «Туланефтепродукт» по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ,
установил:
14.02.2011 г. мировым судьей судебного участка № 74 Центрального района г. Тулы вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении ОАО «Туланефтепродукт».
ОАО «Туланефтепродукт» назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 40 000 рублей.
ОАО «Туланефтепродукт» признано виновным в не выполнении требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объекте производственного назначения, при следующих обстоятельствах.
27.12.2010 года ОАО «Туланефтепродукт» по адресу: г. Тула, ул. Тургеневская, д. 38 в нарушении требований ФЗ от 21.12.1994 г. № 68 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства РФ от 30. 12.2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Приказа МЧС России от 19.01.2004 г. № 19 «перечень уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях МЧС России, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов РФ и на курсах ГО муниципальных образований», ФЗ от 12.02.1998 г.№ 28ФЗ «О гражданской обороне», ФЗ от 22.08.1995 г. 151 ФЗ «Об аварийно-спасательных формированиях и статусе спасателей», Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 г.№ 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей», Постановления Правительства РФ от 10.11.1996 г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства РФ от 27.04.2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств», Приказа МЧС России от 21.12.2005 г. № 993 «Об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты», Постановления Правительства РФ от 21.08.2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов». Приказа МЧС России от 28.12.2004 г. № 621 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ»:
не обеспечило разработку Плана действий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций ОАО «Туланефтепродукт»;
не обеспечило организацию соответствующей подготовки в области защиты
от чрезвычайных ситуаций, председателя и членов комиссии по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности ОАО
«Туланефтепродукт»;
не обеспечило аттестацию нештатных аварийно-спасательных формирований,
созданных в соответствии с приказом ОАО «Туланефтепродукт» от 14.08.2007 г. № 127 соответствующими аттестационными комиссиями, с получением свидетельств на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
не обеспечило накопление в ОАО «Туланефтепродукт» для работников
организации медицинских средств индивидуальной защиты в мирное время на 30%
от общей численности;
не обеспечило накопление в ОАО «Туланефтепродукт» для работников
организации дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты
от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на
40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака;
не обеспечило разработку Планов по предупреждению ликвидации разливов
нефти и нефтепродуктов Тульского, Новомосковского филиалов, автотранспортного
цеха ОАО «Туланефтепродукт» соответствующих уровней;
не обеспечило организацию обучения персонала автозаправочных комплексов
ОАО «Туланефтепродукт» в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
не обеспечило организацию подготовки рабочих и служащих, не включенных
в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций в Тульском филиале ОАО
«Туланефтепродукт»;
не организовало планирование в области защиты работников подведомственных объектов производственного назначения (автозаправочных станций) от чрезвычайных ситуаций.
ОАО «Туланефтепродукт» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление мирового судьи, указывая на то обстоятельство, что обществу вменено, что оно не обеспечило разработку Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, однако вышеуказанный документ был разработан и введен в действие ОАО «Туланефтепродукт» в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
В частности, Методическими рекомендациями по структуре и содержанию Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций установлено, что срок действия разработанных и утвержденных Планов составляет пять лет.
План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций ОАО «Туланефтепродукт» был разработан и утвержден надлежащим порядком в 2005 году. То есть согласно вышеуказанным Методическим рекомендациям срок действия данного Плана истекает в 2011 году. Следовательно, в декабре 2010 года, на момент проведения ГУ МЧС России по Тульской области План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций ОАО «Туланефтепродукт» действовал.
По утверждению представителя ОАО «Туланефтепродукт», сотрудники ОАО «Туланефтепродукт» полностью обеспечены коллективными средствами медицинской защиты (аптечками). Данные медицинские средства защиты обновляются ежегодно. Документами, подтверждающими факт обновления аптечек, являются договоры на приобретение коллективных средств медицинской защиты.
Кроме того, План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов Тульской нефтебазы ОАО «Туланефтепродукт» и План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов Новомосковской нефтебазы ОАО «Туланефтепродукт» были разработаны и согласно требованиям действующего законодательства были направлены на согласование в Главное Управление МЧС России по Тульской области. План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов Тульской нефтебазы был направлен в ГУ МЧС России по Тульской области сопроводительным письмом от 29 сентября 2010 года № 1621. Данный документ был получен в ГУ МЧС России по Тульской области 01 октября 2010 года. План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов Новомосковской нефтебазы был направлен в ГУ МЧС России по Тульской области 02 ноября 2011 года. Данный документ был получен ГУ МЧС России по Тульской области 02 ноября 2011 года.
До настоящего времени ответа на оба письма из ГУ МЧС России по Тульской области получено не было.
Таким образом, представитель ОАО «Туланефтепродукт» полагал, что обществу не может быть вменено в вину отсутствие разработанных и утвержденных Планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов Тульской и Новомосковской нефтебаз, так как причиной отсутствия вышеуказанных документов в ОАО «Туланефтепродукт» явилось ненадлежащее исполнение ГУ МЧС России по Тульской области своих обязанностей по согласованию и утверждению Планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, установленных Приказом МЧС РФ от 28 декабря 2004 года № 621 «Об утверждении Планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов».
Обществу вменено нарушение, заключающееся в том, что оно не организовало планирование в области защиты работников подведомственных объектов производственного назначения (автозаправочных станций) от чрезвычайных ситуаций.
Положениями статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и положениями положения пункта 23 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» предусмотрено, что организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 34 статьи 2 Федерального закона от 22 июня 2008года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» производственными объектами являются объекты промышленного и сельскохозяйственного назначения, объекты связи.
На основании статьи 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации объектами социальной сферы относятся объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта, объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения.
Таким образом, поскольку автозаправочные станции не являются объектами ни производственного, ни социального назначения, так как на них осуществляется исключительно торговая деятельность ОАО «Туланефтепродукт» не обязано осуществлять планирование в области защиты работников автозаправочных станций от чрезвычайных ситуаций.
ОАО «Туланефтепродукт» считает, что выводы мирового суда, послужившие основанием для привлечения к ОАО «Туланефтепродукт» к административной ответственности, противоречат нормам материального права, в связи с чем, просило суд постановление мирового судьи от 14.02.2011 г. отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить.
В судебном заседании представитель ОАО «Туланефтепродукт» по доверенности Н.В. Воронина поддержала доводы жалобы по тем же основаниям.
Представитель ГУ МЧС России по Тульской области по доверенности Орлов А.А. с доводами жалобы не согласился, ссылаясь на законность вынесенного постановления.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, пришел к следующему.
Согласно ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки, проведенной на основании распоряжения заместителя начальника Главного управления – начальника управления государственного пожарного надзора Титова С.И. от 19.11.2010 г. № 77-ГОЧС, в ОАО «Туланефтепродукт» были выявлены нарушения требований Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", приказа МЧС России от 28 декабря 2004 г. N 621 "Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", а именно было установлено, что данная организация:
не обеспечило разработку Плана действий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций ОАО «Туланефтепродукт»;
не обеспечило организацию соответствующей подготовки в области защиты
от чрезвычайных ситуаций, председателя и членов комиссии по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности ОАО
«Туланефтепродукт»;
не обеспечило аттестацию нештатных аварийно-спасательных формирований,
созданных в соответствии с приказом ОАО «Туланефтепродукт» от 14.08.2007 № 127 соответствующими аттестационными комиссиями, с получением свидетельств на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
не обеспечило накопление в ОАО «Туланефтепродукт» для работников
организации медицинских средств индивидуальной защиты в мирное время на 30%
от общей численности;
не обеспечило накопление в ОАО «Туланефтепродукт» для работников
организации дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты
от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на
40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака;
не обеспечило разработку Планов по предупреждению ликвидации разливов
нефти и нефтепродуктов Тульского, Новомосковского филиалов, автотранспортного
цеха ОАО «Туланефтепродукт» соответствующих уровней;
не обеспечило организацию обучения персонала автозаправочных комплексов
ОАО «Туланефтепродукт» в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
не обеспечило организацию подготовки рабочих и служащих, не включенных
в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций в Тульском филиале ОАО
«Туланефтепродукт»;
не организовало планирование в области защиты работников подведомственных объектов производственного назначения (автозаправочных станций) от чрезвычайных ситуаций.
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупность исследованных доказательств по делу, а именно:
протоколом об административном правонарушении № 77 от
27.12.2010 г. ГУ МЧС России по ТО в отношении ОАО «Туланефтепродукт»;
актом проверки № 77-ГОЧС от 27.12.201С г. ОАО «Туланефтепродукт»;
предписанием № 77/3/52-22 от 27.12.2010 года 7/4/43-11 от 27.12.2010 года,
выданным представителю ОАО «Туланефтепродукт»;
распоряжением о проведении проверки № 77-ГОЧС от 19.11.2010 года ОАО
«Туланефтепродукт»;
свидетельством о регистрации АН-10666. выданному ОАО
«Туланефтепродукт» 30.10.2007 года, согласно которому за последним
зарегистрированы опасные производственные объекты;
выпиской из штатного расписания ОАО «Туланефтепродукт»;
Служебная записка о материальных ценностях, состоящих на бухгалтерском учете в ОАО «Туланефтепродукт»;
Сведения о списочном составе ОАО «Туланефтепродукт» на 01.12.2010 г.
Указанные исследованные доказательства по делу были оценены мировым судьей с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и у суда второй инстанции сомнений не вызывают, позволяют прийти к выводу, что мировой судья правильно квалифицировал действия ОАО «Туланефтепродукт» по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Указанным должностным лицом правомерно при назначении наказания были учтены характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения.
Мировым судьей при рассмотрении административного материала дана надлежащая оценка установленным обстоятельствам, выводы, к которым она пришла, являются законными и обоснованными, наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Таким образом, при вынесении данного постановления мировым судьей не было допущено нарушений, в том числе тех, на которые ссылается представитель ОАО «Туланефтепродукт», а поэтому правовых оснований для отмены постановления не имеется.
Доводы представителя ОАО «Туланефтепродукт» о том, что План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в обществе разработан, и пятилетний срок его действия не истек не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Действительно, Методическими рекомендациями по структуре и содержанию Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций установлено, что срок действия разработанных и утвержденных Планов составляет пять лет.
План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций ОАО «Туланефтепродукт» был разработан и утвержден надлежащим образом в мае 2005 года, что свидетельствует о том, что к моменту проведения проверки срок его действия истек.
Доказательств обратного суду не предоставлено.
ОАО «Туланефтепродукт» не предоставлено достоверных доказательств и в подтверждение доводов о том, что ОАО «Туланефтепродукт» обеспечило накопление для работников организации медицинских средств индивидуальной защиты в мирное время на 30% от общей численности.
Закупка обществом коллективных средств медицинской защиты не подменяют обязанность общества осуществить накопление для работников организации медицинских средств индивидуальной защиты в мирное время на 30% от общей численности.
Отсутствие Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов Тульской нефтебазы ОАО «Туланефтепродукт» и Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов Новомосковской нефтебазы ОАО «Туланефтепродукт» фактически не оспаривалось ОАО «Туланефтепродукт».
Факт отправки планов на согласование в соответствующие структуры не свидетельствует об отсутствии вины общества в невыполнении данной обязанности.
Доводы представителя ОАО «Туланефтепродукт» касаемые того, что автозаправочные станции не являются объектами ни производственного, ни социального назначения, так как на них осуществляется исключительно торговая деятельность ОАО «Туланефтепродукт», что свидетельствует об отсутствии у общества обязанности осуществлять планирование в области защиты работников автозаправочных станций от чрезвычайных ситуаций не основаны на нормах действующего законодательства.
Понятие "производственная деятельность" приведено в абзаце девятом статьи 209 ТК РФ, согласно которому производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
Согласно пункту 2.1 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных Приказом Минэнерго России от 01.08.2001 N 229 (в редакции от 17.06.2003) (письмо Минюста России от 19.06.2003 N 07/6123-ЮД о том, что данный документ не нуждается в регистрации) АЗС предназначены для обеспечения потребителей нефтепродуктами. На АЗС осуществляются следующие технологические процессы: прием, хранение, выдача (отпуск) и учет количества нефтепродуктов. Дополнительно на АЗС реализуют смазки, специальные жидкости, запасные части к автомобилям и другим транспортным средствам, а также оказываются услуги владельцам и пассажирам транспортных средств".
Согласно пункту 1.2.1 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов горюче-смазочных материалов, стационарных и передвижных автозаправочных станций, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 6 мая 2002 г. N 33 (зарегистрировано в Минюсте России 31 мая 2002 г. N 3487) "нефтебазы, склады ГСМ, АЗС и ПАЗС - сложные многофункциональные системы с объектами различного производственного назначения, обеспечивающие хранение, прием и отпуск нефтепродуктов, многие из которых токсичны, имеют низкую температуру испарения, способны электризоваться, пожаровзрывоопасны".
Таким образом, на АЗС осуществляется производственная деятельность вне зависимости от того, относится ли АЗС к категории опасного производственного объекта, что свидетельствует о наличии у ОАО «Тулонефтепродукт» обязанности осуществлять планирование в области защиты работников автозаправочных станций от чрезвычайных ситуаций.
С учетом изложенного, суд считает необходимым и возможным постановление мирового судьи от 14.07.2010 г. оставить без изменения, а жалобу представителя ОАО «Туланефтепродукт» - без удовлетворения.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 30.6-30.7 ч.3 КоАП РФ, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № 74 Центрального района г. Тулы от 14.02.2011 г. в отношении ОАО «Туланефтепродукт» по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу представителя ОАО «Туланефтепродукт» без удовлетворения.
Судья