РЕШЕНИЕ
22 марта 2011 года г. Тула
Судья Центрального районного суда г. Тулы Гришина Л.Ю., рассмотрев материалы административного дела по жалобе Учреждения «Тульский дом науки и техники РосСНИО» на постановление мирового судьи судебного участка № 78 Центрального района г. Тулы от 16.02.2011 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
04.03.2010 года должностным лицом главным специалистом ОГПН Центрального района г. Тулы Свистуновым М.Г. в отношении Учреждения «Тульский дом науки и техники РосСНИО» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за не выполнение в установленный срок, законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) об устранении нарушений законодательства.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 78 Центрального района г. Тулы от 27.01.2011 г. Учреждение «Тульский дом науки и техники «РосСНИО» подвергнуто административному наказанию по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 10 000 рублей.
17.02.2011 г. директор Учреждения «Тульский дом науки и техники РосСНИО» обратился с жалобой на данное постановление, указывая на то, что в период с 16 по 19 ноября 2010 г. главным специалистом ОГПН Центрального района г. Тулы Свистуновым М.Г. была проведена внеплановая проверка устранения ранее выявленных нарушений требований пожарной безопасности в учреждении «Тульский Дом науки и техники РосСНИО». По результатам проверки составлен акт, предписание по устранению нарушений и протокол об административном правонарушении.
В Предписании № 430/430/1-4 по устранению нарушений требований пожарной безопасности было отмечено три (из 13 выявленных в 2009 г.) нарушения правил пожарной безопасности, которые не были устранены, в том числе: не демонтирована горючая отделка стен (паркет, ковровые дорожки), полов в лифтовых холлах и общих коридорах на путях эвакуации 2-го и 4-го этажей здания (Основание: ч.2 ст.4, ч.б ст. 134 Федерального закона №123-Ф3, п.б.25* СНиП 21-01-97*, П.53ППБ 01-03); не произведена огнезащитная обработка сценической коробки, занавеса и штор конференц-залов с составлением акта (Основание: ст. 4 ч. 2, ст. 52 ч. 1 п. б Федерального закона №123-Ф3, п.150 ППБ 01-03); не запрещено хранение горючих материалов в помещениях подвальных и цокольных этажей, не имеющих окон с приямками (не менее 2-х на помещение шириной 0,9 м. и высотой 1,2 м.) для дымоудаления, а также при сообщении общих лестничных клеток здания с этим этажами (Основание: ст.4. ч.2 Федерального закона №123-Ф3, п.6.3.5 СНиП 31-05-2003, п.513 ППБ 01-03).
По его утверждению, обвинение в нарушении правил пожарной безопасности, указанных в предписании и акте проверки, на основании которого был составлен протокол об административном правонарушении, был обжалован начальнику Главного управления МЧС России по Тульской области по тем основаниям, что административное здание спроектировано и построено в восьмидесятых годах прошлого века, введено в эксплуатацию 28 декабря 1987 года на основании акта государственной приемочной комиссии без каких-либо замечаний по соответствию здания требованиям пожарной безопасности и СНиП. С того времени здание не перестраивалось и не реконструировалось. Паркетные полы в холле (фойе) 4-го этажа и лифтовом холле 2-го этажа были сделаны при строительстве здания.
Указанные в предписании нарушения основаны на нормативных актах, изданные после введения здания Дома науки и техники в эксплуатацию.
Утверждает, что предписание не соответствует фактическим обстоятельствам и характеру требований пожарной безопасности. Так, необоснованно отмечено нарушение п.53 ППБ 01-03 запрещающего применение горючих материалов для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных клеток на путях эвакуации, так как в здании для отделки стен, потолков, ступеней и лестничных площадок горючие материалы вообще не использовались.
По его мнению, необоснованно и требование о демонтаже горючей отделки полов на 2-м и 4-м этажах здания.
Требования пожарной безопасности, предусмотренные разделом VI п. 150 ППБ 01-03 распространяются только на культурно-просветительные и зрелищные учреждения, к категории которых учреждение «Тульский Дом науки и техники РосСНИО» не относятся.
Считает, что ссылка на СНиП 31-05-2003 года в пункте 3 предписания неправомерна, поскольку в разделе 1 СНиП указано, что требования этого нормативного акта распространяются на проектирование и строительство вновь возводимых и реконструируемых зданий организаций, поэтому на наше здание эти строительные нормы и правила не распространяются.
В силу изложенного просил суд постановление мирового судьи судебного участка № 78 Центрального района г. Тулы от 27.01.2011 г. отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях Учреждения «Тульский дом науки и техники РосСНИО» состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Учреждения «Тульский дом науки и техники РосСНИО» по доверенности Бобров Н.И. доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме. Просил отменить постановление мирового судьи судебного участка № 78 Центрального района г. Тулы от 27.01.2011 г. и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях Учреждения «Тульский дом науки и техники РосСНИО» состава административного правонарушения.
Представитель ОГПН по Центральному району г. Тулы в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени его проведения извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Учреждения «Тульский дом науки и техники РосСНИО» по доверенности Боброва Н.И., суд приходит к следующему.
Из постановления мирового судьи судебного участка № 78 Центрального района г. Тулы об административном правонарушении от 27.01.2011 г. следует, что Учреждение «Тульский дом науки и техники РосСНИО» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 10 000 рублей, за не выполнение в установленный срок, законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) об устранении нарушений законодательства.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательства по делу устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами, показаниями свидетелей, показаниями специальных технических средств, иными имеющимися по делу доказательствами.
Из протокола об административном правонарушении № 474 от 19.11.2010 г. следует, что Учреждение «Тульский дом науки и техники РосСНИО» не выполнило в полном объеме предписание государственного пожарного надзора № 332/332/332 от 30.10.2009 г. по устранению нарушений пожарной безопасности, срок для исполнения которого, истек 31.10.2010 г.
По итогам проверки 19.11.2010 г. в адрес директора Учреждения «Тульский дом науки и техники РосСНИО» было вынесено предписание № 430/430/1-4, согласно которому в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» необходимо в срок до 31.05.2011 г. демонтировать горючую отделку стен (паркет, ковровые дорожки) полов в лифтовых холлах и общих коридорах на путях эвакуации 2-го и 4-го этажей здания; произвести огнезащитную обработку сценической коробки, занавеса и штор конференц-залов с составлением акта; запретить хранение горючих и негорючих материалов в горючей упаковке в подвальных помещениях и цокольных этажей, не имеющих окон с приямками для дымоудаления, а также при сообщении общих лестничных клеток зданий с этими этажами; обеспечить высоту в местах прохода обслуживающего персонала до низа выступающих конструкций лестницы, ведущей на чердак.
Предписание ОГПН Центрального района г. Тулы № 430/430/1-4 от 19.11.2010 г. было обжаловано в адрес начальника ГУ МЧС России по Тульской области, и было им отменено по тем основаниям, что в указанном предписании были указаны те же нарушения, что и в предписании № 332/332/332 от 30.10.2009 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Закона, в пределах компетенции соответствующего органа.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.34, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, частями 1 и 2 статьи 19.19 КоАП РФ вправе составлять кроме прочего должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор.
Согласно положениям ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как указал Пленум Верховного суда РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за первый квартал 2009 года, объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ является установленный законом порядок управления, и в частности контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору).
Объективную сторону правонарушения составляет невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции от 23.07.2010 г.).
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69/ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Лица, указанные в ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69/ФЗ «О пожарной безопасности», иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно указанному Федеральному закону под требованием пожарной безопасности понимается специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.
Правила Пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утверждённые приказом МЧС РФ № 213 от 18.06.2003 г. устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 Правил пожарной безопасности,собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоватьсяили распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностныелица организаций, лица, в установленном порядке назначенныеответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны:обеспечивать своевременное выполнение требований пожарнойбезопасности, предписаний, постановлений и иных законных требованийгосударственных инспекторов по пожарному надзору; создавать исодержать на основании утвержденных в установленном порядке норм,перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которыхсоздается пожарная охрана, органы управления и подразделения пожарнойохраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению.
Таким образом, все лица, на законных основаниях занимающие помещения и уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться им, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору, и несут ответственность за допущенные ими административные правонарушения в области пожарной безопасности.
У суда отсутствуют основания не доверять имеющимся в деле доказательствам, поскольку они по форме и содержанию соответствуют требованиям действующего законодательства и с достоверностью подтверждают факт совершения Учреждением «Тульский дом науки и техники РосСНИО правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Действия учреждения правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, как не выполнение в установленный срок, законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) об устранении нарушений законодательства.
Наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, с учетом характера и степени совершенного правонарушения.
Таким образом, суд расценивает приведенные в жалобе Учреждения «Тульский дом науки и техники РосСНИО» доводы, как попытку избежать установленной законом ответственности.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о законности и обоснованности вынесенного мировым судьей постановления.
руководствуясь ст. 30.7 п.1 п/п.1 КоАП РФ, суд
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № 78 Центрального района г. Тулы от 27.01.2011 года о привлечении Учреждения «Тульский дом науки и техники РосСНИО» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Председательствующий