22.03.2011 г. решение по жалобе РОССНИО `Тульский дом науки и техники` на постановление по делу об административном правонарушении



РЕШЕНИЕ

    22 марта 2011 года                                                                                г. Тула

Судья Центрального районного суда г. Тулы Гришина Л.Ю., рассмотрев материалы административного дела по жалобе Учреждения «Тульский дом науки и техники РосСНИО» на постановление мирового судьи судебного участка № 78 Центрального района г. Тулы от 16.02.2011 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ,

                                                          у с т а н о в и л:

04.03.2010 года должностным лицом главным специалистом ОГПН Центрального района г. Тулы Свистуновым М.Г. в отношении Учреждения «Тульский дом науки и техники РосСНИО» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за не выполнение в установленный срок, законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) об устранении нарушений законодательства.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 78 Центрального района г. Тулы от 27.01.2011 г. Учреждение «Тульский дом науки и техники «РосСНИО» подвергнуто административному наказанию по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 10 000 рублей.

17.02.2011 г. директор Учреждения «Тульский дом науки и техники РосСНИО» обратился с жалобой на данное постановление, указывая на то, что в период с 16 по 19 ноября 2010 г. главным специалистом ОГПН Центрального района г. Тулы Свистуновым М.Г. была проведена внеплановая проверка устранения ранее выявленных нарушений требований пожарной безопасности в учреждении «Тульский Дом науки и техники РосСНИО». По результатам проверки составлен акт, предписание по устранению нарушений и протокол об административном правонарушении.

В Предписании № 430/430/1-4 по устранению нарушений требований пожарной безопасности было отмечено три (из 13 выявленных в 2009 г.) нарушения правил пожарной безопасности, которые не были устранены, в том числе: не демонтирована горючая отделка стен (паркет, ковровые дорожки), полов в лифтовых холлах и общих коридорах на путях эвакуации 2-го и 4-го этажей здания (Основание: ч.2 ст.4, ч.б ст. 134 Федерального закона №123-Ф3, п.б.25* СНиП 21-01-97*, П.53ППБ 01-03); не произведена огнезащитная обработка сценической коробки, занавеса и штор конференц-залов с составлением акта (Основание: ст. 4 ч. 2, ст. 52 ч. 1 п. б Федерального закона №123-Ф3, п.150 ППБ 01-03); не запрещено хранение горючих материалов в помещениях подвальных и цокольных этажей, не имеющих окон с приямками (не менее 2-х на помещение шириной 0,9 м. и высотой 1,2 м.) для дымоудаления, а также при сообщении общих лестничных клеток здания с этим этажами (Основание: ст.4. ч.2 Федерального закона №123-Ф3, п.6.3.5 СНиП 31-05-2003, п.513 ППБ 01-03).

По его утверждению, обвинение в нарушении правил пожарной безопасности, указанных в предписании и акте проверки, на основании которого был составлен протокол об административном правонарушении, был обжалован начальнику Главного управления МЧС России по Тульской области по тем основаниям, что административное здание спроектировано и построено в восьмидесятых годах прошлого века, введено в эксплуатацию 28 декабря 1987 года на основании акта государственной приемочной комиссии без каких-либо замечаний по соответствию здания требованиям пожарной безопасности и СНиП. С того времени здание не перестраивалось и не реконструировалось. Паркетные полы в холле (фойе) 4-го этажа и лифтовом холле 2-го этажа были сделаны при строительстве здания.

Указанные в предписании нарушения основаны на нормативных актах, изданные после введения здания Дома науки и техники в эксплуатацию.

Утверждает, что предписание не соответствует фактическим обстоятельствам и характеру требований пожарной безопасности. Так, необоснованно отмечено нарушение п.53 ППБ 01-03 запрещающего применение горючих материалов для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных клеток на путях эвакуации, так как в здании для отделки стен, потолков, ступеней и лестничных площадок горючие материалы вообще не использовались.

По его мнению, необоснованно и требование о демонтаже горючей отделки полов на 2-м и 4-м этажах здания.

Требования пожарной безопасности, предусмотренные разделом VI п. 150 ППБ 01-03 распространяются только на культурно-просветительные и зрелищные учреждения, к категории которых учреждение «Тульский Дом науки и техники РосСНИО» не относятся.

Считает, что ссылка на СНиП 31-05-2003 года в пункте 3 предписания неправомерна, поскольку в разделе 1 СНиП указано, что требования этого нормативного акта распространяются на проектирование и строительство вновь возводимых и реконструируемых зданий организаций, поэтому на наше здание эти строительные нормы и правила не распространяются.

В силу изложенного просил суд постановление мирового судьи судебного участка № 78 Центрального района г. Тулы от 27.01.2011 г. отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях Учреждения «Тульский дом науки и техники РосСНИО» состава административного правонарушения.

В судебном заседании представитель Учреждения «Тульский дом науки и техники РосСНИО» по доверенности Бобров Н.И. доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме. Просил отменить постановление мирового судьи судебного участка № 78 Центрального района г. Тулы от 27.01.2011 г. и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях Учреждения «Тульский дом науки и техники РосСНИО» состава административного правонарушения.

      Представитель ОГПН по Центральному району г. Тулы в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени его проведения извещен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Учреждения «Тульский дом науки и техники РосСНИО» по доверенности Боброва Н.И., суд приходит к следующему.

Из постановления мирового судьи судебного участка № 78 Центрального района г. Тулы об административном правонарушении от 27.01.2011 г. следует, что Учреждение «Тульский дом науки и техники РосСНИО» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 10 000 рублей, за не выполнение в установленный срок, законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) об устранении нарушений законодательства.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательства по делу устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами, показаниями свидетелей, показаниями специальных технических средств, иными имеющимися по делу доказательствами.

Из протокола об административном правонарушении № 474 от 19.11.2010 г. следует, что Учреждение «Тульский дом науки и техники РосСНИО» не выполнило в полном объеме предписание государственного пожарного надзора № 332/332/332 от 30.10.2009 г. по устранению нарушений пожарной безопасности, срок для исполнения которого, истек 31.10.2010 г.

По итогам проверки 19.11.2010 г. в адрес директора Учреждения «Тульский дом науки и техники РосСНИО» было вынесено предписание № 430/430/1-4, согласно которому в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» необходимо в срок до 31.05.2011 г. демонтировать горючую отделку стен (паркет, ковровые дорожки) полов в лифтовых холлах и общих коридорах на путях эвакуации 2-го и 4-го этажей здания; произвести огнезащитную обработку сценической коробки, занавеса и штор конференц-залов с составлением акта; запретить хранение горючих и негорючих материалов в горючей упаковке в подвальных помещениях и цокольных этажей, не имеющих окон с приямками для дымоудаления, а также при сообщении общих лестничных клеток зданий с этими этажами; обеспечить высоту в местах прохода обслуживающего персонала до низа выступающих конструкций лестницы, ведущей на чердак.

Предписание ОГПН Центрального района г. Тулы № 430/430/1-4 от 19.11.2010 г. было обжаловано в адрес начальника ГУ МЧС России по Тульской области, и было им отменено по тем основаниям, что в указанном предписании были указаны те же нарушения, что и в предписании № 332/332/332 от 30.10.2009 г.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Закона, в пределах компетенции соответствующего органа.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.34, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, частями 1 и 2 статьи 19.19 КоАП РФ вправе составлять кроме прочего должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор.

Согласно положениям ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Как указал Пленум Верховного суда РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за первый квартал 2009 года, объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ является установленный законом порядок управления, и в частности контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору).

Объективную сторону правонарушения составляет невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции от 23.07.2010 г.).

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69/ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Лица, указанные в ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69/ФЗ «О пожарной безопасности», иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Согласно указанному Федеральному закону под требованием пожарной безопасности понимается специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Правила Пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утверждённые приказом МЧС РФ № 213 от 18.06.2003 г. устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

        Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

         В соответствии с п. 10 Правил пожарной безопасности,собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоватьсяили распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностныелица организаций, лица, в установленном порядке назначенныеответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны:обеспечивать своевременное выполнение требований пожарнойбезопасности, предписаний, постановлений и иных законных требованийгосударственных инспекторов по пожарному надзору; создавать исодержать на основании утвержденных в установленном порядке норм,перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которыхсоздается пожарная охрана, органы управления и подразделения пожарнойохраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению.

       Таким образом, все лица, на законных основаниях занимающие помещения и уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться им, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору, и несут ответственность за допущенные ими административные правонарушения в области пожарной безопасности.

У суда отсутствуют основания не доверять имеющимся в деле доказательствам, поскольку они по форме и содержанию соответствуют требованиям действующего законодательства и с достоверностью подтверждают факт совершения Учреждением «Тульский дом науки и техники РосСНИО правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Действия учреждения правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, как не выполнение в установленный срок, законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) об устранении нарушений законодательства.

Наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, с учетом характера и степени совершенного правонарушения.

Таким образом, суд расценивает приведенные в жалобе Учреждения «Тульский дом науки и техники РосСНИО» доводы, как попытку избежать установленной законом ответственности.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о законности и обоснованности вынесенного мировым судьей постановления.

                                руководствуясь ст. 30.7 п.1 п/п.1 КоАП РФ, суд

    решил:

постановление мирового судьи судебного участка № 78 Центрального района г. Тулы от 27.01.2011 года о привлечении Учреждения «Тульский дом науки и техники РосСНИО» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Председательствующий