жалоба по делу об административном правонарушении от 25 августа 2011 года



Р Е Ш Е Н И Е

23 сентября 2011 года г.Тула

Судья Центрального районного суда г.Тулы Юркова Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Лопатиной Н.А. на постановление начальника отдела УФМС России по Тульской области в г. Туле № 705 по делу об административном правонарушении от 25 августа 2011 года,

установил:

постановлением начальника отдела УФМС России по Тульской области в г. Туле № 705 по делу об административном правонарушении от 25 августа 2011 года Лопатина Н.А. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ за то, что не произвела замену паспорта в связи с достижением <данные изъяты>, в связи с чем, проживала по недействительному паспорту с ДД.ММ.ГГГГ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 1500 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Лопатина Н.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просила постановление начальника отдела УФМС России по Тульской области в г. Туле № 705 по делу об административном правонарушении от 25 августа 2011 года отменить, считая его необоснованным.

Лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, Лопатина Н.А., ее представитель по устному заявлению Экишьян Ю.С. в судебном заседании жалобу поддержали по основаниям, в ней изложенным.

Представители УФМС России по Тульской области по доверенностям Фигурская Е.В., Богословская Е.И. в судебном заседании жалобу не признали в полном объеме, просили в ее удовлетворении отказать.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Административным правонарушением в силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как предусмотрено ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В ст. 26.1 КоАП РФ, устанавливающей перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, закреплено содержание предмета доказывания.

По смыслу данных норм для привлечения к административной ответственности, в том числе за административное правонарушение по ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ, необходима совокупность доказанных фактов, и должен был доказать не только факт совершения правонарушения, но и вина.

Согласно ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ) влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей (в ред. Федеральных законов от 25.10.2004 N 126-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ).

Согласно статье 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве" (в редакции от 2 ноября 2002 года) документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

Таким законом в настоящее время является Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", где в ст. 7 определено, что паспорт, в том числе, является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.

В соответствии с пунктом 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации (часть 2 пункта 1 Положения).

Согласно пункту 7 Положения о паспорте срок действия паспорта гражданина: от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста; от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет - бессрочно.

По достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.

В соответствии с пунктом 6 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные этим Положением, является недействительным.

Вместе с тем содержание пункта 6 Положения о паспорте не позволяет сделать вывод о том, что паспорт является недействительным только в случае, предусмотренном этим пунктом.

Недействительный документ - это документ, не имеющий силы или значения вследствие неправильности, истечения срока действия и т.п.

Таким образом, паспорт, срок действия которого истек, следует считать недействительным.

Следовательно, проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации, паспорт которого не был им заменен в срок, определенный в пункте 7 Положения о паспорте, в связи с достижением гражданином определенного возраста, влечет привлечение гражданина к ответственности в соответствии с частью 1 статьи 19.15 КоАП РФ вне зависимости от наличия у него другого действительного удостоверения личности.

В соответствии с п. 15 Положения документы и личные фотографии для получения или замены паспорта должны быть сданы гражданином не позднее 30 дней после достижения 45-летнего возраста.

По делу установлено, что Лопатина Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 24 августа 2011 года обратилась в отделение в Пролетарском районе отдела УФМС России по Тульской области в г. Туле с заявлением о замене паспорта в связи с достижением 45-летнего возраста, то есть с пропуском установленного срока.

Тем самым, у должностного лица имелись основания для составления 24 августа 2011 года в отношении Лопатиной Н.А. протокола № 705 об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ.

Доводы Лопатиной Н.А. о том, что фактически она привлечена к административной ответственности за нарушение сроков подачи документов, а не за проживание по недействительному паспорту, не основаны на законе.

Приведенные Лопатиной Н.А. доводы в обоснование уважительности причины несвоевременного обращения с документами на замену паспорта в связи с достижением 45-летнего возраста: нахождение в отпуске за пределами Российской Федерации, нельзя признать состоятельными и исключающими возможность привлечения к административной ответственности за совершенное правонарушение.

На основании статьи 28.2 Кодекса протокол составляется о совершении административного правонарушения и в нем указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Эти требования относятся не только к форме, но и к содержанию протокола, поскольку позволяют обеспечить соблюдение гарантий защиты прав именно привлекаемого к ответственности лица.

Таким образом, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, составляется в отношении упомянутого лица и является необходимым правовым основанием для его привлечения к административной ответственности.

Содержание протокола об административном правонарушении, а также иные представленные доказательства, изложенные выше, позволяют сделать вывод о наличии в действиях Лопатиной Н.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ.

Исходя из обстоятельств дела, которые были установлены соответствующим лицом при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности Лопатиной Н.А. от 25 августа 2011 года, по делу правомерно принято решение о привлечении ее к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые не позволили бы соответствующему лицу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не усматривается.

Наказание Лопатиной Н.А. назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ и в соответствии с положениями ст.ст. 3.1, 4.1. КоАП РФ, исходя из характера административного правонарушения, личности виновного и целей административного наказания.

Исходя из установленных обстоятельств и требований закона, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для привлечения Лопатиной Н.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ, оснований для отмены или изменения постановления не имеется.

Кроме этого, Лопатиной Н.А. пропущен срок подачи жалобы на постановление начальника отдела УФМС России по Тульской области в г. Туле № 705 по делу об административном правонарушении от 25 августа 2011 года.

В силу ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей, правомочными рассматривать жалобу.

Как следует из материалов дела, постановление начальника отдела УФМС России по Тульской области в г. Туле № 705 по делу об административном правонарушении от 25 августа 2011 года вручено Лопатиной Н.А. 25 августа 2011 года, о чем свидетельствует ее подпись в постановлении, в то время как с жалобой обратилась 06 сентября 2011 года, то есть, по истечении установленного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срока обжалования.

Ссылки Лопатиной Н.А. на вручение ей постановления 31 августа 2011 года опровергаются ее подписью в постановлении о получении копия постановления, что не оспаривалось последней, показаниями свидетеля ФИО6

Каких-либо доказательств в обоснование уважительности причины пропуска срока для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, Лопатиной Н.А. не представлено, а, следовательно, оснований для его восстановления не имеется.

Постановление начальника отдела УФМС России по Тульской области в г. Туле № 705 по делу об административном правонарушении от 25 августа 2011 года подлежит оставлению без изменения, а жалоба Лопатиной Н.А. - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6 - 30.8 КоАП РФ,

решил:

постановление начальника отдела УФМС России по Тульской области в г. Туле № 705 по делу об административном правонарушении от 25 августа 2011 года в отношении Лопатиной Н.А. оставить без изменения, а жалобу Лопатиной Н.А. - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Центральный районный суд г.Тулы в течение 10 суток со дня вынесения.

Судья