ПОСТАНОВЛЕНИЕ
6 августа 2010 год г. Тула
Судья Центрального районного суда г. Тулы Гришина Л.Ю., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Гафарова Якуб Керим Оглы,
установил:
22 июля 2010 года помощником прокурора Центрального района г. Тулы совместно с государственным инспектором Приокского управления Ростехнадзора проведена внеплановая проверка по запросу прокуратуры Центрального района г. Тулы с целью надзора за соблюдением законодательства о техническом регулировании, по обслуживанию и эксплуатации фонтана, прилегающего к территории кафе ... расположенного по адресу: ... ..., который находится на обслуживании индивидуального предпринимателя Гафарова Я.К.
В ходе проведения мероприятий по надзору выявлены следующие нарушения:
- для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок фонтана у индивидуального предпринимателя Гафарова Я.К. не назначено лицо, ответственное за электрохозяйство;
- нарушены правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (п. 1.2.3);
- отсутствует электротехнический персонал (нарушение правил технической эксплуатации электроустановок п. 1.2.1);
- на предприятии не ведется техническая документация по эксплуатации электроустановок;
- работы в действующей электроустановке фонтана выполняются с нарушением порядка производства работ и без подготовки организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность работ в электроустановках (пп.1.4.1, 2.1.1, 2.4.1);
- отсутствует паспорт на заземляющее устройство электрооборудования фонтана (п.2.7.15);
- индивидуальный предприниматель Гафаров Я.К. не проводит техническое обслуживание и планово-предупредительные ремонты электроустановок предприятия, в том числе и электрооборудования фонтана. При проверке не представлены годовые планы (графики) ремонтов основного оборудования электроустановок фонтана (пп. 1.6.1,1.6.2, 1.6.3);
- на лицевой и оборотной стороне щитов управления фонтана не выполнены: надписи, указывающие назначение присоединений и их диспетчерское наименование; однолинейные схемы электрических соединений; предупреждающие плакаты и знаки установленного образца (п.2.2.20);
- не проводятся периодические профилактические испытания эксплуатируемой электроустановки фонтана (пп. 2.4.28, 2.5.19,2.7.8, 2.12.17);
- розетка подключения насоса фонтана размещена непосредственно на борту фонтана, в зоне, не исключающей попадание воды и доступа для посторонних лиц (п.1.2.2);
- в чаше фонтанов применяются погружные насосы и светильники, работающие на номинальном напряжении питания 220 В. Данная установка в отношении опасности поражения людей электрическим током приравнивается к особо опасным помещениям ( пп.1.1.13, 1.7.2, ГОСТ Р 50571.11-96 п.701.471.0);
- в чаше фонтана открыто расположен кабель без защиты от механических повреждений (п.1.7.2).
26 июля 2010 г. Прокуратурой Центрального района г. Тулы возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ по факту не соблюдения законодательства о техническом регулировании, по обслуживанию и эксплуатации фонтана, прилегающего к территории кафе «...», расположенного по адресу: ..., который находится на обслуживании индивидуального предпринимателя Гафарова Я.К.
02.08.2010 г. Приокским управлением Ростехнадзора в отношении индивидуального предпринимателя Гафарова Я.К. составлен протокол Номер обезличен от 02.08.2010 г.
Определением Приокского Управления Ростехнадзора от 04.07.2010 года, материалы проверки и постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 9.11 КоАП РФ направлены в Центральный районный суд г. Тулы, для рассмотрения.
В судебном заседании представитель ИП Гафарова Я.К. по доверенности ФИО9о. полностью признал вину в установленных нарушениях, обязался в кротчайшие сроки устранить допущенные нарушения.
Инспектор Приокского Управления Ростехнадзора ФИО5 в судебном заседании пояснил, что установленные в ходе проверки нарушения влияют на безопасность окружающих и создают угрозу жизни и здоровью.
Суд, выслушав представителя ИП Гафарова Я.К.по доверенности ФИО4о., инспектора Приокского Управления Ростехнадзора ФИО5, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
Административным правонарушением в силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как предусмотрено ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В ст. 26.1 КоАП РФ, устанавливающей перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, закреплено содержание предмета доказывания.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в редакции ФЗ № 385 от 30.12.2009 г.) данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
В соответствии со ст. 3 указанного закона одним из принципов технического регулирования является применение единых правил установления требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из вышеуказанного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ст. 4 Закона).
Приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 г. № 6 «Об утверждении правил эксплуатации электроустановок потребителей» утверждены и с 1 июля 2003 года введены в действие Правила эксплуатации электроустановок потребителей.
В соответствии с п.п. 1.1.1, 1.1.2, Правила имеют целью обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии.
Правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В.
Они включают в себя требования к Потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно.
Согласно п.п. 1.2.1. 1.2.2., 1.2.3. Правил эксплуатацию электроустановок потребителей должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал.
В зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации
электроустановок создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации электротехническим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию электроустановок по договору со специализированной организацией.
Потребитель обязан обеспечить:
содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов;
своевременное и качественное проведение технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, испытаний, модернизации и реконструкции электроустановок и электрооборудования;
подбор электротехнического и электротехнологического персонала, периодические медицинские осмотры работников, проведение инструктажей по безопасности труда, пожарной безопасности;
обучение и проверку знаний электротехнического и
электротехнологического персонала;
надежность работы и безопасность эксплуатации электроустановок;
охрану труда электротехнического и электротехнологического персонала;
охрану окружающей среды при эксплуатации электроустановок;
учет, анализ и расследование нарушений в работе электроустановок, несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электроустановок, и принятие мер по устранению причин их возникновения;
представление сообщений в органы госэнергонадзора об авариях, смертельных, тяжелых и групповых несчастных случаях, связанных с эксплуатацией электроустановок;
разработку должностных, производственных инструкций и инструкций по охране труда для электротехнического персонала;
укомплектование электроустановок защитными средствами, средствами пожаротушения и инструментом;
учет, рациональное расходование электрической энергии и проведение мероприятий по энергосбережению;
проведение необходимых испытаний электрооборудования,
эксплуатацию устройств молниезащиты, измерительных приборов и средств учета электрической энергии;
выполнение предписаний органов государственного энергетического надзора.
Для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель потребителя (кроме граждан -владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В), соответствующим документом назначает ответственного за электрохозяйство организации и его заместителя.
У потребителей, установленная мощность электроустановок которых не превышает 10 к ВА, работник, замещающий ответственного за электрохозяйство, может не назначаться.
Ответственный за электрохозяйство и его заместитель назначаются из числа руководителей и специалистов потребителя.
При наличии у потребителя должности главного энергетика обязанности ответственного за электрохозяйство, как правило, возлагаются на него.
В силу требований п. 1.5.18 Правил для каждой электроустановки должны быть составлены однолинейные схемы электрических соединений для всех напряжений при нормальных режимах работы оборудования, утверждаемые ответственным за электрохозяйство потребителя.
В соответствии с п. 2.1.47 Правил устройства электроустановок (в редакции Приказа Минэнерго СССР от 01.08.1988 № 376, решений Минтопэнерго РФ от 24.07.1996, от 30.12.1997 г., от 13.07.1998) в местах, где возможны механические повреждения электропроводки, открыто расположенные провода и кабели должны быть защищены защитными оболочками, а если такие оболочки отсутствуют или недостаточно стойки по отношению к механическим воздействиям, - трубами, коробами, ограждениями или применением скрытой электропроводки.
Согласно п. 1.7.49 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом министерства энергетики РФ от 08.07.2002 г. № 204, токоведущие части электроустановки не должны быть доступны для случайного прикосновения, а доступные прикосновению открытые и сторонние проводящие части не должны находиться под напряжением, представляющим опасность напряжения электрическим током, как в нормальном режиме работы электроустановки, так и при повреждении изоляции.
Как следует из материалов дела в ходе проведения мероприятий по проверке соблюдения требований законодательства о техническом регулировании, по обслуживанию и эксплуатации фонтана, прилегающего к территории кафе «У фонтана», расположенного по адресу: ..., который находится на обслуживании индивидуального предпринимателя Гафарова Я.К. были выявлены следующие нарушения: - для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок фонтана у индивидуального предпринимателя Гафарова Я.К. не назначено лицо, ответственное за электрохозяйство; - нарушены правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (п. 1.2.3); - отсутствует электротехнический персонал (нарушение правил технической эксплуатации электроустановок п. 1.2.1); - на предприятии не ведется техническая документация по эксплуатации электроустановок; - работы в действующей электроустановке фонтана выполняются с нарушением порядка производства работ и без подготовки организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность работ в электроустановках (пп.1.4.1, 2.1.1, 2.4.1); - отсутствует паспорт на заземляющее устройство электрооборудования фонтана (п.2.7.15); - индивидуальный предприниматель Гафаров Я.К. не проводит техническое обслуживание и планово-предупредительные ремонты электроустановок предприятия, в том числе и электрооборудования фонтана. При проверке не представлены годовые планы (графики) ремонтов основного оборудования электроустановок фонтана (пп. 1.6.1,1.6.2, 1.6.3); - на лицевой и оборотной стороне щитов управления фонтана не выполнены: надписи, указывающие назначение присоединений и их диспетчерское наименование; однолинейные схемы электрических соединений; предупреждающие плакаты и знаки установленного образца (п.2.2.20); - не проводятся периодические профилактические испытания эксплуатируемой электроустановки фонтана (пп. 2.4.28, 2.5.19,2.7.8, 2.12.17); - розетка подключения насоса фонтана размещена непосредственно на борту фонтана, в зоне, не исключающей попадание воды и доступа для посторонних лиц (п.1.2.2); - в чаше фонтанов применяются погружные насосы и светильники, работающие на номинальном напряжении питания 220 В. Данная установка в отношении опасности поражения людей электрическим током приравнивается к особо опасным помещениям ( пп.1.1.13, 1.7.2, ГОСТ Р 50571.11-96 п.701.471.0); - в чаше фонтана открыто расположен кабель без защиты от механических повреждений (п.1.7.2).
Согласно ст. 9.11 КоАп РФ, нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Под нарушением требований безопасности, по мнению суда, следует понимать виновное совершение действий, противоречащих правовым нормам, либо пассивное невыполнение требований безопасности.
Эти нарушения могут выражаться как в виде общественно опасного действия, так и в виде общественно опасного бездействия.
Вина индивидуального предпринимателя в нарушении указанных выше норм и правил безопасности в РФ, нашла свое подтверждение в ходе судебного разбирательства дела.
Часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривает, что при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция ст. 9.11 КоАП РФ предусматривает два вида альтернативного наказания – административный штраф и административное приостановление деятельности. При назначении наказания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, степень угрозы жизни и здоровью людей, связанной с продолжением деятельности помещения, существо допущенных нарушений, смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.
Учитывая, что для полного устранения выявленных нарушений правил безопасности требуется время, суд не усматривает оснований для применения такого вида административного наказания как административный штраф, поскольку последний не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, в связи с чем, применяет вид административного наказания как приостановление деятельности.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
п о с т а н о в и л:
признать индивидуального предпринимателя Гафарова Якуб Керим Оглы виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде административного приостановления деятельности в части эксплуатации фонтана, прилегающего к территории кафе «...», расположенного по адресу: ... ..., и находящийся у него на обслуживании для устранения нарушений на срок 60 (шестьдесят) суток.
Начало течения срока административного приостановления деятельности исчислять с 02.08. 2010 года.
Исполнение постановления поручить судебным приставам – исполнителям Центрального отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Тульской области.
ИП Гафарову Якуб Керим Оглы разъяснить, что административное приостановление деятельности досрочно прекращается судьей по ходатайству лица, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены.
Постановление подлежит немедленному исполнению.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Тульский областной суд через Центральный районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья