ПОСТАНОВЛЕНИЕ
3 мая 2012 года г. Тула
Судья Центрального районного суда г. Тулы Жигулина М.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица – председателя Комитета Тульской области по тарифам Васина Д.А.,
у с т а н о в и л:
Приказом Федеральной службы по тарифам России (далее по тексту – ФСТ России) от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ отменены постановления Департамента Тульской области по тарифам «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Тульской области» № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с изданием указанных нормативно-правовых актов с превышением полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и порядка ценообразования в отношении электрической энергии.
Копия указанного приказа ФСТ России была размещена в средствах массовой информации и направлена в адрес Департамента Тульской области по тарифам.
Комитет Тульской области по тарифам постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ установил на ДД.ММ.ГГГГ (один день) единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Тульской области в числовом выражении равные тарифам, действие которых отменено названным приказом ФСТ России.
По данному факту в отношении председателя Комитета Тульской области по тарифам Васина Д.А. составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Тульской области на <данные изъяты> установлены на основании произвольных величин, не предусмотренных сводным прогнозным балансом производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, с превышением полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и в нарушение действующего законодательства, устанавливающего порядок ценообразования в отношении электрической энергии.
В судебном заседании:
Васин Д.А. не согласился с указанием начальника отдела административно-надзорного производства Контрольно-ревизионного управления ФСТ России на наличие в его действиях нарушения требований действующего законодательства и состава административного правонарушения. Пояснил, что назначен на должность председателя Комитета Тульской области по тарифам с ДД.ММ.ГГГГ, до указанного времени являлся заместителем председателя данного комитета. Постановления департамента Тульской области по тарифам, отмененные приказом ФСТ России подписаны директором департамента Тульской области по тарифам ФИО6 На момент вступления им в должность председателя Комитета Тульской области по тарифам, в отношении постановлений Департамента Тульской области по тарифам «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Тульской области» № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ уже было принято решение ФСТ России. Ввиду отмены указанных постановлений и отсутствия решения ФСТ России по установлению тарифов на электрическую энергию по Тульской области на ДД.ММ.ГГГГ, им было принято решение урегулировать данный вопрос, поскольку установление единых (котловых) тарифов отнесено к компетенции Комитета Тульской области по тарифам. Для чего был разработан и подписан текст постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, который, вместе с тем, не был опубликован в официальных средствах массовой информации в установленном законом порядке и не являлся нормативно-правовым актом, который мог регулировать данные вопросы. Установленные в нем тарифы не могли применяться потребителями электроэнергии. Также указал на то обстоятельство, что постановления Департамента Тульской области по тарифам «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Тульской области» № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке в письменной форме и в электронном виде в недельный срок с момента их принятия направлялись в ФСТ России. Указанная служба, располагая сведениями о данных документах и их содержании, как контролирующий орган за весь период их действия не указала на какие-либо нарушения. При определении величины тарифа во всех вышеперечисленных постановлениях Комитет Тульской области по тарифам руководствовался информационным письмом ФСТ России от ДД.ММ.ГГГГ № «О заявленной мощности при расчете услуг на передачу электрической энергии», согласно которому при расчете тарифов на услуги по передаче электроэнергии заявляемый участниками объем покупки мощности оптового рынка (оплачиваемый сальдо-переток мощности), учтенный в сводном прогнозном балансе, применяться не должен, а учитывается суммарная заявленная всеми потребителями розничного рынка мощность в рамках договоров возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии. Полагает, что в отношении постановлений № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ срок привлечения его к административной ответственности истек, поскольку с момента их издания, прошел годичный срок.
Защитник Васина Д.А. по доверенности Позднов А.А. поддержал доводы своего доверителя, указав на то, что полномочия по установлению единых (котловых) тарифов на электроэнергию отнесены к прямой компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и превышения полномочий в данном случае не было. Расчет тарифов произведен по формуле, предложенной в <данные изъяты> году ФСТ России, информационное письмо которого не отменено до настоящего времени.
Анализируя представленные доказательства, с учетом требований Федерального закона от 14.04.1995 года №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», Федерального закона от 26.03.2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике», Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования) и Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года №109, и положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд приходит к следующему.
В Российской Федерации установлено государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг), перечень которых определяется федеральными законами и государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в целях обеспечения защиты потребителей (ст. 20 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).
Статья 21 названного федерального закона определяет, что Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, в том числе, определяет и изменяет границы ценовых и неценовых зон оптового рынка с учетом технологических и системных ограничений Единой энергетической системы России.
Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике только в случаях, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике в соответствии с данным федеральным законом и иными федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года № 332, ФСТ России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Статья 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» определяет, что государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. А регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен.
Срок действия утвержденных цен (тарифов) не может составлять менее чем двенадцать месяцев, если иное не установлено решением Правительства Российской Федерации.
В силу требований ст. 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике» предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую покупателям на розничных рынках, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об электроэнергетике» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, направленные на регулирование отношений в сфере электроэнергетики, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах указанных предельных уровней цен (тарифов) (ст. 23.1 Федерального закона).
В случае изменения предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов менее чем за один календарный месяц до начала очередного финансового года или в течение периода действия указанных предельных уровней цен (тарифов) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимают решения об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в соответствии с измененными предельными уровнями и приводят свои ранее принятые решения об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в соответствие с решениями об изменении указанных предельных уровней цен (тарифов) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласование с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов указанного решения осуществляется не позднее чем в течение 30 календарных дней с даты обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей установлены на уровне выше максимального или ниже минимального уровня с нарушением порядка, установленного настоящим Федеральным законом, либо эти цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) не приведены в соответствие с предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей после их изменения федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, на территории субъекта Российской Федерации до момента установления цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов подлежит применению установленный федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельный максимальный уровень цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей с учетом особенностей ценообразования в отношении электрической энергии (мощности), потребляемой населением и приравненными к нему категориями потребителей.
Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принятое им с превышением полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежит отмене в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае нарушения установленного порядка применения государственных регулируемых цен (тарифов) субъекты электроэнергетики и иные допустившие такое нарушение лица возмещают в соответствии с гражданским законодательством убытки, причиненные таким нарушением другим лицам, и несут иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
В подп. 1 и 2 п. 63 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 года №109, указано, что в отношении услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, ФСТ России устанавливает тарифы на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, а также предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям.
В силу требований п. 65 указанных Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям для организаций, оказывающих данные услуги на территории соответствующего субъекта РФ.
Все перечисленные тарифы и надбавки устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса. Данное законодательство составляет Федеральный закон от 30.12.2004 года №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
В силу положений ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет административную ответственность для граждан, должностных лиц и юридических лиц.
При рассмотрении дела судом установлено, что согласно Постановлению администрации Тульской области от 03.08.2010 года № «Об утверждении региональной программы «Развитие конкуренции в Тульской области на 2010 - 2012 годы» в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года №861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» начиная с <данные изъяты> года на территории Тульской области устанавливаются единые по региону «котловые» тарифы на услугу по передаче электрической энергии для потребителей.
Департаментом Тульской области по тарифам изданы постановления «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Тульской области» № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливающие каждое новые единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Тульской области на <данные изъяты> год. При этом в связи с изданием каждого последующего постановления, предыдущее утрачивало силу, что следует из содержания указанных постановлений (пункты 2).
Постановления подписаны директором департамента Тульской области по тарифам ФИО6, направлены в ФСТ России в установленном порядке посредством размещения на сайте в электронной форме и путем направления письменных документов.
Приказом ФСТ России № от ДД.ММ.ГГГГ названные постановления отменены с ДД.ММ.ГГГГ ввиду установления единых (котловых) тарифов услуг по передаче электрической энергии по сетям Тульской области с превышением полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и в нарушение действующего законодательства.
В соответствии с Указом Губернатора Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ (опубликованным ДД.ММ.ГГГГ) № Департамент Тульской области по тарифам переименован в Комитет Тульской области по тарифам.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства Тульской области № утверждено положение о Комитете Тульской области по тарифам, как исполнительном органе власти в области государственного регулирования тарифов (цен). Постановление опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в официальном печатном издании - газете «Тульские известия» и с указанного момента вступило в силу.
Васин Д.А. вступил в должность председателя Комитета Тульской области по тарифам с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается приказом Правительства тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №
Таким образом, на момент вступления Васина Д.А. в должность председателя Комитета Тульской области по тарифам, в отношении постановлений № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Тульской области», изданных Департаментом Тульской области по тарифам, имелось принятое в порядке, установленном действующим законодательством решение (приказ) ФСТ России по Тульской области, об их отмене. Обязанности либо необходимости принятия дополнительного решения руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования цен в отношении указанных постановлений при данных обстоятельствах действующее законодательство, регулирующее правоотношения, возникающие в области государственного регулирования тарифов, не предусматривает.
Поскольку на момент издания и в период действия указанных постановлений Васин Д.А. не являлся директором департамента Тульской области по тарифам, подписание указанных документов и прекращение их действия не зависело от его воли, следовательно, Васин Д.А. не являлся субъектом, вменяемого ему в вину правонарушения в части описанных выше обстоятельств.
Анализируя действия Васина А.В. по подготовке и подписанию постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Тульской области на <данные изъяты> год», суд установил, что согласно Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации от 26.02.2004 года №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», решение регулирующего органа об установлении тарифов и (или) их предельных уровней публикуется в установленном порядке.
Размещение данного постановления на сайте в системе Единой информационной аналитической системы ФСТ России, где осуществляется сбор и накопление статистической, аналитической и прогнозной информации нельзя признать официальным опубликованием нормативно-правового акта.
Данный документ до введения его в действие подлежал согласованию с ФСТ России. Однако до настоящего времени такого согласования не прошел, официально не был опубликован. С учетом вышеизложенного и ч. 3 ст. 15 Конституции РФ постановление № от ДД.ММ.ГГГГ не подлежало применению, не порождало прав и обязанностей, не могло послужить основанием для регулирования соответствующих правоотношений в области регулирования тарифов.
В силу требований п. 7 ст. 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике» на территории Тульской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в действовали установленные федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельный максимальный уровень цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей с учетом особенностей ценообразования в отношении электрической энергии (мощности), потребляемой населением и приравненными к нему категориями потребителей. Доказательств обратному суду не представлено.
При таких обстоятельствах, действия Васина Д.А., как должностного лица органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования цен по подписанию постановления № от ДД.ММ.ГГГГ совершены в пределах компетенции органа исполнительной власти субъекта РФ, и не привели к занижению регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижению установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушению установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иному нарушению установленного порядка ценообразования.
В указанной части описываемых обстоятельств отсутствует объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, вменяемого в вину Васину Д.А., как должностному лицу.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии в действиях должностного лица – председателя Комитета Тульской области по тарифам Васина Д.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
В силу требований п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 14.6, п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ч. 2 ст. 29.4 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица – председателя Комитета Тульской области по тарифам Васина Д.А..
Постановление может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: