РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
04 августа 2010 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Бетиной Г.А.,
при секретаре Крюковой Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-3820/10г. по иску Вышегородцевой А.Г. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г.Тольятти и Ставропольском районе Самарской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,
установил:
Истец Вышегородцева А.Г. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г.Тольятти и Ставропольском районе Самарской области о признании за ней права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала и пояснила, что при обращении в УПФ РФ в назначении пенсии ей отказано, не включены периоды работы с 17.12.1984г. по 31.08.1989г. – период работы в должности воспитателя группы продленного дня школы № Номер обезличен в Воинской части Номер обезличен,
с 21.11.1989г. по 28.11.1989г. – период работы в должности воспитателя группы продленного дня в Лыткаринской средней школе № Номер обезличен Московской области,
с 08.01.2002г. по 02.02.2002г., с 03.06.2002г. по 26.06.2002г., с 06.01.2003г. по 25.01.2003г., с 02.06.2003г. по 01.07.2003г., с 05.01.2004г. по 01.02.2004г. – периоды учебных отпусков,
с 09.02.2004г. по 13.02.2004г., с 22.03.2004г. по 10.04.2004г., с 23.03.2009г. по 27.03.2009г. – курсы повышения квалификации,
с 14.12.1982г. по 14.12.1984г. – период службы в рядах СА, в в/ч Номер обезличен,
с 05.07.1994г. по 15.11.1995г. – отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Считает отказ неправомерным, просит включить указанные периоды в специальный стаж, назначить пенсию с даты обращения в УПФ РФ, т.е. с 28.12.2009г.
Представитель ответчика Кузуб Ю.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала и пояснила, что 28.12.2009г. Вышегородцева А.Г. обратилась в УПФР за досрочным назначением трудовой пенсии по старости на основании ст. 27 п.1 пп.19 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ». Периоды работы с 17.12.1984г. по 31.08.1989г. – период работы в должности воспитателя группы продленного дня школы № Номер обезличен в Воинской части Номер обезличен, с 21.11.1989г. по 28.11.1989г. – период работы в должности воспитателя группы продленного дня в Лыткаринской средней школе № Номер обезличен Московской области, засчитаны в специальный стаж в соответствии со Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 19.10.2002г.
Периоды нахождения в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации правомерно не засчитаны, поскольку их включение в льготный трудовой стаж прямо не предусмотрено законодательством. Периоды, в течение которых застрахованное лицо состояло в трудовых отношениях с учреждением, но фактически не осуществляло педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включается. К таким периодам относятся периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, в учебных отпусках, нахождения в командировках и курсах повышения квалификации и прочие отвлечения от работы.
В соответствии с п.21 разъяснения Минтруда России от 22.05.1996г. № 5 «О порядке изменения списков…» в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992г., т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации». Таким образом, УПФ РФ не включил в специальный стаж работы истице период с 05.07.1994г. по 15.11.1995г. – отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Не может быть включен в специальный стаж период с 14.12.1982г. по 14.12.1984г. (2 года 1 день) – период прохождения военной службы в рядах Вооруженных силах СССР, поскольку периоды прохождения военной службы не включались в педагогический стаж ни в ранее действующих Постановлении Правительства от 22.09.1999г. № 1066, Постановлении Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463, ни в ныне действующем Постановлении Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного суда от 05.11.2002г. № 302-О, положения ранее действовавших нормативно-правовых актов распространяются на лиц, которые до вступления в силу другого нормативного акта уже приобрели право на данный вид пенсии. Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, утратило силу с 01.01.1992г., по состоянию на эту дату Вышегородцева А.Г. не имела право на данный вид пенсии. Следовательно, положения данного постановления не могут быть применены.
На момент обращения, необходимый 25 летний педагогический стаж работы у истицы отсутствовал, поэтому ей было правомерно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что иск Вышегородцевой А.Г. подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001г., досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с пп.3 ст. 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Утверждены Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г.) в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в структурных подразделениях государственных и муниципальных организаций.
Судом установлено, что Вышегородцева А.Г. в период с 17.12.1984г. по 31.08.1989г. работала в должности воспитателя группы продленного дня школы № Номер обезличен в Воинской части Номер обезличен, в период с 21.11.1989г. по 28.11.1989г. работала в должности воспитателя группы продленного дня в Лыткаринской средней школе № Номер обезличен Московской области, что подтверждается копией трудовой книжки.
Данные периоды работы, засчитаны ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г.Тольятти и Ставропольском районе Самарской области в специальный стаж истицы в соответствии со Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 19.10.2002г.
Из Протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 25.03.2010г. № 11/28, решения № 29 от 25.03.2010г. видно, что Выщегородцевой А.Г. отказано назначении досрочной пенсии по старости по ст.27 п.1.19 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001г. из-за отсутствия требуемого специального стажа работы 25 лет. На дату обращения 28.12.2009г. специальный стаж согласно Постановлению Конституционного суда 2-П от 29.01.2004г. составляет 16 лет 8 месяцев 20 дней, а в соответствии со Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.01.2002г. специальный стаж составляет 21 год 5 месяцев 12 дней.
В соответствии с разъяснениями Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П – определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель – исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития – должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ №87-В06-3 от 14.06.2006г.
В соответствии со ст. 30 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» одновременно с назначением трудовой пенсии производится оценка пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002г. При этом трудовой стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке, трудовой стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ст. 13 Закона «О трудовых пенсиях в РФ»).
Согласно п. 11 и п. 12 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую, в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсия в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденных совместным постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г. № 17/19п6, при приеме заявления об установлении пенсии Пенсионный фонд оформляет Выписку из индивидуального лицевого счета на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, проверяет обоснованность выдачи представленных документов и их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
При подсчете педагогического стажа той части, которая не урегулирована специальными правилами подсчета педагогического стажа, применяются п.5 «Правила исчисления периодов работы…», утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516.
Руководствуясь п.5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, при этом в стаж включаются периоды пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а так же периоды ежегодного основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Периоды, в течение которых застрахованное лицо состояло в трудовых отношениях с учреждением, но фактически не осуществляло педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включается. К таким периодам относятся периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, в учебных отпусках, нахождения в командировках и курсах повышения квалификации и прочие отвлечения от работы.
Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000г. – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Руководствуясь правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня.
Истица в периоды с 09.02.2004г. по 13.02.2004г., с 22.03.2004г. по 10.04.2004г., с 23.03.2009г. по 27.03.2009г. находилась на курсах повышения квалификации.
При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с педагогической деятельностью подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.
Исключение периодов нахождения Вышегородцевой А.Г. на курсах повышения квалификации является необоснованным поскольку, прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью ее трудовой деятельности. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. За время нахождения истицы на курсах повышения квалификации работодателем производились соответствующие отчисления (страховые выплаты) в пенсионный фонд.
Таким образом, суд считает, что периоды с 09.02.2004г. по 13.02.2004г., с 22.03.2004г. по 10.04.2004г., с 23.03.2009г. по 27.03.2009г. должны быть включены в специальный стаж.
Кроме того, в периоды с 08.01.2002г. по 02.02.2002г., с 03.06.2002г. по 26.06.2002г., с 06.01.2003г. по 25.01.2003г., с 02.06.2003г. по 01.07.2003г., с 05.01.2004г. по 01.02.2004г. истица находилась в учебных отпусках. Суд полагает неправомерным исключение данных периодов на основании Постановления Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, так как действовавший до 1999г. «Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.91г. № 463 не содержит каких-либо ограничений по поводу исключения из специального стажа периода нахождения в учебных отпусках. Кроме того, следует учесть, что учебные отпуска предоставлялись Вышегородцевой А.Г. на основании официального вызова из государственного педагогического института, где она получала высшее педагогическое образование, в данные периоды ей начислялась заработная плата, с которой производились все отчисления, в том числе и в пенсионный фонд.
В соответствии с п.21 разъяснения Минтруда России от 22.05.1996г. № 5 «О порядке применения списков…» в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включаются период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992г., то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации».
Таким образом, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с с 05.07.1994г. по 15.11.1995г. не подлежит включению в специальный стаж Вышегородцевой А.Г., поскольку он предоставлен после 06.10.1992г.
Не может быть включен в специальный стаж период с 14.12.1982г. по 14.12.1984г. (2 года 1 день) – период прохождения военной службы в рядах Вооруженных силах СССР, поскольку периоды прохождения военной службы не включались в педагогический стаж ни в ранее действующих Постановлении Правительства от 22.09.1999г. № 1066, Постановлении Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463, ни в ныне действующем Постановлении Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного суда от 05.11.2002г. № 302-О, положения ранее действовавших нормативно-правовых актов распространяются на лиц, которые до вступления в силу другого нормативного акта уже приобрели право на данный вид пенсии.
Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, утратило силу с 01.01.1992г., по состоянию на эту дату Вышегородцева А.Г. не имела право на данный вид пенсии. Следовательно, положения данного постановления не могут быть применены, данный период правомерно не включен в специальный трудовой стаж.
Кроме того, согласно Определению Конституционного суда РФ от 10.03.2005г. № 14-О, военная служба и служба в органах внутренних дел являются особыми видами государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел определяются соответствующими законами, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона ВФ от 12.02.1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», определяющего – исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих – условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Право на пенсию военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов реализуется, таким образом, в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено назначение пенсии на льготных условиях.
При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии со ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. К заявлению гражданина, обратившегося за назначением досрочной трудовой пенсии по старости должны быть приложены документы, подтверждающие требуемый стаж на соответствующих видах работ – 25 лет.
Вышегородцева А.Г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии 28.12.2009г. на момент обращения необходимого специального стажа не имела, продолжая работать в должности учителя информатики средней школы Номер обезличен г.Тольятти.
На дату обращения 28.12.2009г. специальный стаж в соответствии со Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.01.2002г. специальный стаж Вышегородцевой А.Г. составлял менее 25 лет.
Учитывая включаемые периоды, на дату обращения 28.12.2009г. специальный стаж истицы составляет 21 год 10 месяцев, т.е. требуемого стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости у истицы нет. Требования о назначении пенсии с 28.12.2009г. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 192-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить частично.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области включить в специальный стаж Вышегородцевой Анне Геннадьевне периоды работы с 08.01.2002г. по 02.02.2002г., с 03.06.2002г. по 26.06.2002г., с 06.01.2003г. по 25.01.2003г., с 02.06.2003г. по 01.07.2003г., с 05.01.2004г. по 01.02.2004г. – периоды учебных отпусков, с 09.02.2004г. по 13.02.2004г., с 22.03.2004г. по 10.04.2004г., с 23.03.2009г. по 27.03.2009г. – курсы повышения квалификации.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Центральный райсуд г. Тольятти.
Мотивированное решение изготовлено 09.08.2010г.
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья