о предоставлении жилья вне очереди



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июля 2010 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Панкратовой Т.В.

при секретаре Колесниковой Ю.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3865/2010 по иску Болекиной О.В. к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилья,

У с т а н о в и л:

Истец обратилась в суд с иском к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилья.

В судебном заседании Представитель истца Лыскова Н.В., действующая по доверенности, исковые требования поддержала, пояснив, что ее семья состоит из трех человек (она и двое детей), в собственности жилья не имеют. Ее дочь ФИО8 Дата обезличена года рождения, является инвалидом с детства, страдает заболеванием, указанным в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденном Постановлением Правительства № 378 от 16 июня 2006 года, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, что является основанием для получения жилья во внеочередном порядке. Ее семья с составом 3 человека принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на льготных основаниях, однако до настоящего времени жильем не обеспечена. Мэрия городского округа Тольятти отказала истцу в предоставлении жилья во внеочередном порядке, указав, что жилые помещения в льготном порядке предоставляются в порядке очереди, в которой ее семья значится под № 44. Просит обязать ответчика предоставить ее семье во внеочередном порядке жилое помещение на состав семьи три человека по установленным законодательством нормам предоставления жилой площади, действующим на момент предоставления жилья.

Представитель ответчика мэрии городского округа Тольятти Курылева Т.А., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала, пояснив, что в соответствии с действующим жилищным законодательством порядок учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Пунктом 5 ч. 2 ст. 2 Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» от 24 октября 2006 года № 115-ГД на орган местного самоуправления возложена обязанность по ведению учета нуждающихся в жилых помещениях граждан раздельно по каждой из категорий. Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 11 июля 2006 года № 87-ГД определен порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств областного бюджета отдельных категорий граждан, в том числе и семей, имеющих детей-инвалидов. Согласно п. 3 ст. 3 данного Закона учет нуждающихся в жилых помещениях ведется отдельно по каждой категории граждан, в том числе и по семьям, имеющим детей-инвалидов. Таким образом, законом предусмотрено наличие очереди среди данной категории граждан. Учитывая изложенное, считает, что у истца отсутствуют основания требовать предоставления жилого помещения вне очереди.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Судом установлено, что истец имеет дочь ФИО9, Дата обезличена года рождения, которая является инвалидом с детства, страдает хронической формой заболевания, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378, что подтверждается справкой об инвалидности, справкой ВК и не оспаривается ответчиком.

Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 16 ноября 2006 года № 10477-1/П истец принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 2 человека.

Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 11 мая 2010 года № 5322-р/4 в связи с рождением второго ребенка состав семьи изменено на три человека.

Представитель ответчика не оспаривает, что истец состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях, и также не оспаривает право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу согласно очередности льготников соответствующей категории.

Указанные доводы представителя ответчика суд не может принять во внимание, поскольку они не имеют под собой правового обоснования.

Ссылка представителя ответчика на то, что реализация прав льготников данной категории осуществляется исключительно в соответствии с нормами Закона Самарской области, необоснованна, поскольку указанный закон не подменяет собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлен на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан.

Право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов.

Таким образом, отказ мэрии в предоставлении жилого помещения со ссылкой на льготную очередь нарушает гарантированное ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право истца на внеочередное получение жилья, поскольку разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и времени постановки их на учет нуждающихся.

Доводы представителя ответчика о том, что в случае предоставления истцу жилого помещения будут нарушены права других внеочередников, суд также не может принять во внимание, поскольку право истца не может быть поставлено в зависимость от реализации прав других лиц, кроме того, лица, имеющие право на внеочередное получение жилья также вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым обязать мэрию городского округа Тольятти обеспечить истца жилой площадью в г. Тольятти на состав семьи три человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14, 192-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Болекиной ... жилое помещение в г. Тольятти вне очереди на состав семьи три человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение десяти дней.

Председательствующий: