предоставление жилья



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 июля 2010 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Серикова В.А.

при секретаре Щукиной В.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2-3843/10 по иску Мальцева Ю.А. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти. Просит суд обязать Мэрию г.о. Тольятти предоставить жилое помещение в соответствии с нормами, установленными жилищным законодательством РФ на момент предоставления жилого помещения, выдав ему ордер.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал, суду пояснил, что он является сотрудником внутренних дел с 04.06.2007 года. С 02.06.2009 года по настоящее время состоит на службе в должности участкового уполномоченного милиции отделения участковых уполномоченных милиции отдела милиции № 4 УВД-4 по Автозаводскому району г.о. Тольятти. Собственного жилья не имеет. На основании распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти истец принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с составом семьи три человека. В соответствии с законом РФ «О милиции», истец имеет право на получение жилого помещения в течение 6 месяцев со дня назначения его на должность участкового уполномоченного, однако, до настоящего времени он не обеспечен жилым помещением.

Представитель ответчика Мэрии гор. Тольятти Курылева Т.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, считает, что Мэрия является ненадлежащим ответчиком, поскольку законодательством обязанность по предоставлению жилых помещений возложена на соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 35 Закона РФ «О милиции» финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством РФ. Финансирование службы участковых уполномоченных как подразделения милиции осуществляется за счет средств субъекта федерации, следовательно, и обязанность по предоставлению жилья лежит не на мэрии г. Тольятти, а на исполнительных органах субъекта федерации. Мэрия, как орган местного самоуправления по смыслу ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не наделена компетенцией по предоставлению жилья работникам милиции. В силу ст. 49 и ст. 57 ЖК РФ предоставление жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда, соответствующие органы предусматривается лишь малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях. Истец требует предоставления жилья по иным основаниям, т.е. как участковому уполномоченному милиции в соответствии с Законом РФ "О милиции", следовательно, жилплощадь должна быть предоставлена истцу соответствующими органами исполнительной власти. При таких обстоятельствах, считает, что мэрия не может быть надлежащим ответчиком по данному делу. Участковые инспекторы входят в состав милиции общественной безопасности, финансирование которых осуществляется за счет средств областных и федерального бюджета. Требование истца о выдаче ордера на жилое помещение не соответствует нормам действующего законодательства РФ. Просит в иске отказать.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» - сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Согласно ст. 35 Закона РФ «О милиции» – финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджет, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ – к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: … ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ:

1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органов местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

3. Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.

4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.

5. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором РФ не предусмотрено иное.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленным настоящим Кодексом случаев.

Судом установлено, что Мальцев Ю.А. работает в должности участкового уполномоченного милиции отделения участковых уполномоченных милиции отдела милиции № 4 УВД по Автозаводскому району г.о. Тольятти с 02.06.2009 года по настоящее время, что подтверждается справкой УВД по Автозаводскому району г.о. Тольятти № 75/9-ок от 15.05.2010 года и по существу не оспаривается сторонами.

Из объяснений истца явствует, что истец собственного жилья не имеет. На основании распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти истец с 24.03.2010 г. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с составом семьи три человека. В соответствии с законом РФ «О милиции», истец имеет право на получение жилого помещения в течение 6 месяцев со дня назначения его на должность участкового уполномоченного, однако, до настоящего времени он не обеспечен жилым помещением.

Указанные объяснения истца подтверждаются:

- Выпиской из распоряжения заместителя мэра Номер обезличенр/4 от 13.04.2010 года, из которой следует, что Мальцев Ю.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 24.03.2010 года как участковый уполномоченный милиции с составом семьи три человека: жена – Мальцева А.А., сын Мальцев В.Ю.;

- Выпиской из поквартирной карточки, из которой видно, что Мальцев Ю.А. и его семья зарегистрированы у знакомых по адресу: г. Тольятти, ...

- Сообщениями УФРС по Самарской области, из которого следует, что в Едином государственном реестре прав отсутствуют сведения о правах Мальцева Ю.А., Мальцевой А.К., Мальцева В.Ю. на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории г.о. Тольятти;

- Справкой МП «Инвентаризатор», из которой следует, что Мальцев Ю.А., Мальцева (Волкова) А.К., Мальцев В.Ю. в реестре собственников не значатся, право приватизации в гор. Тольятти не использовали.

Представителем Мэрии в судебном заседании не оспаривается тот факт, что истец состоит в очереди на получение жилой площади как нуждающийся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, составом семьи три человека, что подтверждается распоряжением заместителя мэра. То есть Мальцев Ю.А. признан нуждающимся в жилом помещении и за ним признано право на предоставление жилого помещения.

Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд полагает, что истец в установленном законом порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, работает участковым уполномоченным УВД по Автозаводскому району гор. Тольятти более шести месяцев, соответственно в силу ст. 30 Закона РФ «О милиции» имеет право на получение жилья.

В соответствии с Положением о порядке управления объектами муниципальной собственности г. Тольятти, утвержденным Постановлением Тольяттинской городской Думы № 916 от 05.11.2003 года управление жилищным Фондом, находящимся в муниципальной собственности, осуществляют мэрия г. Тольятти, а также администрации районов в пределах их полномочий или уполномоченные ими лица (п. 5.2.3). К полномочиям мэрии г. Тольятти относится управление и распоряжение муниципальной собственностью (п.2.3). Тем самым, мэрия г. Тольятти, выступая собственником, в полной мере осуществляет права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе и жилым фондом на территории г. Тольятти.

Данные положения закреплены и в Уставе г. Тольятти. Так в соответствии со ст. 44 Устава г. Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии г. Тольятти.

При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на Мэрию городского округа Тольятти.

Доводы представителя мэрии городского округа Тольятти о том, что в бюджете города не предусмотрены средства на жилищное строительство, из федерального бюджета средства также не поступают, поэтому отсутствует возможность обеспечения истца жильем, суд находит несостоятельными, поскольку Законом РФ «О милиции» обязанность предоставлять жилье возложена на органы местного самоуправления, при этом в законе не указано, что жилье должно быть предоставлено только при наличии средств. Ссылка ответчика на Бюджетный кодекс РФ необоснованна, поскольку физические лица не являются субъектом бюджетных правоотношений.

Доводы представителя мэрии о том, что финансирование участковых инспекторов осуществляется за счет областных и федерального бюджетов, следовательно, и обязанность по предоставлению жилья участковым инспекторам должна быть возложена на соответствующие исполнительные органы, суд также находит несостоятельными, поскольку в силу ст. 30 Закона РФ «О милиции», п. 2.4. Положения о порядке управления объектами муниципальной собственности гор. Тольятти, ст. 41 Устава гор. Тольятти – обязанность по предоставлению жилья возложена на органы местного самоуправления, т.е. Мэрию городского округа Тольятти.

Истец в установленном законом порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, соответственно органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить истца жильем.

Обеспечение истца жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств, свободного жилого фонда, служебного жилого фонда у милиции и других обстоятельств, поскольку ст. 30 Закона РФ «О милиции» является нормой прямого действия на всей территории РФ, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади участковым уполномоченным.

На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Мэрию городского округа Тольятти обеспечить истца жилой площадью в г. Тольятти на состав семьи три человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья. Однако считает, что требования истца о выдаче ему ордера не подлежат удовлетворению, поскольку в связи с изменениями в законодательстве предоставление ордера не требуется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Мальцеву Ю.А. жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи три человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилой площади.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г. Тольятти.

Мотивированное решение изготовлено 04.08.2010 г.

Председательствующий: