Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 августа 2010 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Бетиной Г.А.,
при секретаре Крюковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4293/10 по иску Локтева В.В. к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении ему жилого помещения в г.Тольятти на состав семьи четыре человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
Истец в судебном заседании уточнил исковые требования и пояснил, что с 30.01.1993г. работает в органах внутренних дел, с 20.11.2002г. истец состоит в должности участкового уполномоченного милиции УВД по Центральному району г.о.Тольятти. Истец и члены его семьи: супруга ФИО2, сын ФИО1, 1992 года рождения, сын ФИО1, 2003 года рождения, зарегистрированы и проживают в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: г.Тольятти, ..., общей площадью 31,5 кв.м., жилой – 19 кв.м., находящейся в общей долевой собственности по ? на каждого члена семьи. Данное помещение не соответствует установленным законодательством нормам, т.к. жилая площадь помещения 19 кв.м., а по нормам на каждого члена семьи, согласно Закона Самарской области «О жилище» должно приходиться по 15 кв.м. жилой площади. Истец состоит в списках очередности на получение жилой площади с 10.06.2010г. В соответствии с законом РФ «О милиции» он имеет право на получение жилого помещения в течение 6 месяцев со дня назначения его на должность участкового уполномоченного. Ст. 30 Закона РФ «О милиции» до настоящего времени не реализовано. Просит обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить истцу жилое помещение в виде отдельной квартиры на состав семьи четыре человека в соответствии с нормами, установленными жилищным законодательством РФ, с учетом имеющихся по ? доли каждого в квартире по адресу: г.Тольятти, ....
Представитель Мэрии г.о. Тольятти ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала и пояснила, что истец принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 06.07.2010г. Законодательством обязанность по предоставлению жилых помещений возложена на соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 35 Закона РФ «О милиции» финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством РФ.В соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетом субвенций из соответствующих бюджетов. Устав городского округа Тольятти к вопросам местного значения относит обеспечение малоимущих граждан, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Истец же требует предоставления ему жилой площади по иным основаниям, то есть как участковому уполномоченному милиции. Финансирование МОБ осуществляется за счет средств областных бюджетов. Мэрия городского округа Тольятти финансирование МОБ и участковых инспекторов не осуществляет. Мэрия городского округа Тольятти не может быть надлежащим ответчиком по делу, а обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на Правительство Самарской области, как соответствующий орган исполнительной власти, финансирующий органы милиции общественной безопасности. Просила в иске отказать.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст.30 Закона РФ «О милиции» от 18.04.1991г. №1028-1 сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Согласно ст. 35 Закона РФ «О милиции» - финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ст. 49 ЖК РФ – жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексам и (или)федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Судом установлено, что Локтев В.В. работает в УВД по Центральному району г.о.Тольятти, в должности участкового уполномоченного милиции отдела участковых уполномоченных милиции с 20.11.2002г., что подтверждается справкой, копией удостоверения, и по существу ответчиком не оспаривается.
На основании Распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти Номер обезличенр/4 от 06.07.2010 года Локтев В.В. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма с составом семьи 4 человека (ФИО2 – супруга, ФИО1, Дата обезличена г.р. – сын, ФИО1, Дата обезличена г.р. – сын) с 10.06.2010 года.
Из пояснения истца следует, что в соответствии с законом РФ «О милиции» он имеет право на получение жилого помещения в течение 6 месяцев со дня назначения его на должность участкового уполномоченного. До настоящего времени он жилым помещением в соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» не обеспечен, следовательно, не реализовано его право на получение жилья.
Из выписки из поквартирной карточки видно, что истец с членами своей семьи зарегистрирован по адресу: г. Тольятти, ...
Из справки МП «Инвентаризатор», сообщения УФРС по Самарской области следует, что Локтев В.В. и члены его семьи на основании договора о передаче квартиры в собственность от 28.09.2005г. являются собственниками указанной квартиры, каждый, по ? доли в общей долевой собственности.
Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд полагает, что истец в установленном законом порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, работает участковым уполномоченным отдела участковых уполномоченных милиции по Центральному району г.о.Тольятти более шести месяцев, соответственно в силу ст. 30 Закона РФ «О милиции» имеет право на получение жилья. То обстоятельство, что истец и члены его семьи являются собственниками квартиры по ? доли в общей долевой собственности не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставлен на учет с составом семьи 4 человека в законном порядке, а указанное обстоятельство может иметь существенное значение при определении площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
В соответствии с Положением о порядке управления объектами муниципальной собственности г.Тольятти, утвержденным Постановлением Тольяттинского городской Думы № 916 от 05.11.2003г. управлением жилищным Фондом, находящимся в муниципальной собственности, осуществляют мэрия г.Тольятти, а также администрации районов в пределах их полномочий или уполномоченными ими лица (п.5.2.3). К полномочиям мэрии г.Тольятти относится управление и распоряжение муниципальной собственностью (п.2.3). Тем самым, Мэрия городского округа Тольятти, выступая собственником, в полной мере осуществляет права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе и жилым фондом на территории г. Тольятти. К полномочиям администраций районов г.Тольятти относится принятие решений о предоставлении гражданам и юридическим лицам жилых помещений, заключение договоров найма, социального найма, аренды фонда (п.2.4).
Данные положения закреплены и в Уставе г. Тольятти. Так в соответствии со ст. 44 Устава г.Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции Мэрии городского округа Тольятти. В соответствии со ст. 48 Устава г.Тольятти к компетенции районной администрации относится осуществление управления муниципальным жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры, переданными в ведение районных администраций.
При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на Мэрию городского округа Тольятти, так как согласно Постановлению Мэра г.Тольятти от 28.12.2005г. № 207-1/П «О внесении изменений в структуры администрации районов г. Тольятти» Отдел по учету и распределению жилья исключен из структуры администрации районов.
Доводы представителя мэрии г.Тольятти о том, что в бюджете города не предусмотрены средства на жилищное строительство, из федерального бюджета средства также не поступают, поэтому отсутствует возможность обеспечения истца жильем, суд находит несостоятельными, поскольку Законом РФ «О милиции» обязанность предоставлять жилье возложена на органы местного самоуправления, при этом в законе не указано, что жилье должно быть предоставлено только при наличии средств.
Доводы представителя мэрии г.Тольятти о том, что закон Самарской области «О жилище» указывает, что порядок предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан в рамках расходных полномочий Самарской области, предусмотренных отдельными федеральными законами, определяется Правительством Самарской области в соответствии с федеральными законами, возлагающими обязанность по обеспечению жильем отдельных категорий граждан на субъекты РФ, суд также находит несостоятельными, поскольку в силу ст. 30 Закона РФ «О милиции», п.2.4. Положения о порядке управления объектами муниципальной собственности г.Тольятти, ст. 41 Устава г.Тольятти обязанность по предоставлению жилья возложена на органы местного самоуправления, т.е. мэрию г.Тольятти.
Истец в установленном законом порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, мэрия г.Тольятти признала право истца на получение жилья, соответственно орган исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить истца жильем.
Обеспечение истца жильем не может быть постановлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств, свободного жилого фонда, служебного жилого фонда у милиции и других обстоятельств, поскольку ст. 30 Закона РФ «О милиции» является нормой прямого действия на все территории РФ, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади участковыми уполномоченными.
На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Мэрию г.Тольятти обеспечить истца жилой площадью в г.Тольятти на состав семьи четыре человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющихся у истца и членов его семьи по ? долей общей долевой собственности у каждого.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Локтева В.В. удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Локтеву ФИО5 жилое помещение в г.Тольятти на состав семьи четыре человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющихся у него, и членов его семьи, по ? доли жилого помещения, расположенного по адресу: г.Тольятти, ..., у каждого.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г. Тольятти.
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья