РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 августа 2010 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Бородиной Л.А.
при секретаре Галановой О.В.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-4225/2010 по иску Чихирина С.В. к Мэрии городского округа Тольятти о постановке на учет на внеочередное получение жилья,
установил:
Чихирин С.В. обратился в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о постановке на учет на внеочередное получение жилья.
В судебном заседании истец и его представитель Зиновьева Н.В., действующая по ходатайству, иск поддержали, пояснив, что истец, Дата обезличена рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, в связи с чем, он имеет право на получение жилого помещения вне очереди. Его мать отбывала наказание в местах лишения свободы, об отце отсутствуют какие-либо сведения вообще. С момента рождения и до окончания профессионального училища истец находился на полном государственной обеспечении. С 16.03.1993 года по 12.09.1995 года истец был зарегистрирован по адресу г. Тольятти ул. .... С 19.03.1995 года по 19.09.1998 года истец отбывал наказание в местах лишения свободы. С 05.02.1999 года по 21.11.2000 года истец проживал по адресу г. Тольятти ул. ..., в период с 02.07.1999 года по 29.07.1999 года – пребывал в Самарском областном противотуберкулезном диспансере. Согласно сведений ИЦ УВД по Автозаводскому району г. Тольятти истец состоял на учете «БОМЖ» с 26.12.2002 года по 18.02.2009 года. Все документы, подтверждающие статус лица, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте были истцом утрачены, поэтому после освобождения из мест лишения свободы он не смог обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, оставшееся без попечения родителей. Восстановить документы ему удалось только в 2009 году. В 2010 году он обратился с заявлением в Отдел жилья Автозаводского района Управления по жилищным вопросам Мэрии г.о. Тольятти о предоставлении ему по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда как лицу, оставшемуся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Распоряжением заместителя мэра от Дата обезличена истцу было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в связи с превышением им возраста 23 лет. Считают данный отказ незаконным. Просят обязать Мэрию г.о. Тольятти поставить истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель мэрии городского округа Тольятти Курылева Т.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что истец не стоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, распоряжением заместителя мэра от Дата обезличена ему было отказано в постановке на учет в связи с превышением возраста 23 лет, установленного законом РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 1993 году истец достиг совершеннолетнего возраста, 18 лет. В случае отсутствия закрепленного за несовершеннолетним ребенком, оставшимся без попечения родителей жилого помещения, он должен обратиться в орган местного самоуправления и встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. С 1993 года (дня совершеннолетия) до 1995 года (времени начала отбывания наказания в местах лишения свободы) у истца была реальная возможность подать документы о предоставлении жилого помещения, однако Чивирихин С.В. своим правом на внеочередное получение жилого помещения в качестве лица, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, не воспользовался. После освобождения из мест заключения в 1998 году он вновь не воспользовался своим правом, хотя и на тот момент у него была реальная возможность. В силу закона право истца на внеочередное получение жилья по договору социального найма как лица, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возврате прекратилось при достижении им 23 летнего возраста. Просит в удовлетворении иска отказать.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющего закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дано определение детей, оставшихся без попечения родителей (лица в возрасте до 18 лет) и лиц, оставшихся без попечения родителей (лица в возрасте от 18 до 23 лет).
Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии со п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 28 ЖК РСФСР и ст. 30 ЖК РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий подлежат учету органами местного самоуправления, как правило, по месту жительства.
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.
Статья 57 ЖК РФ, предусматривающая внеочередное предоставление жилья детям-сиротам, регулирует порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениям, о чем свидетельствует название статьи.
Постановлением Правительства Самарской области от 29 октября 2008 года № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан.
В соответствии со ст. 172 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета составляется финансовыми органами на основании сведений, представляемых от иных органов государственной власти. Списки указанных лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области составляет проект областного бюджета с учетом сведений, предоставляемых министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством и законодательством, действовавшим до достижения истцу возраста 23 лет, жилые помещения по договорам социального найма, в том числе детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено, что Чивирихину ..., родившемуся Дата обезличена года, на день обращения с иском в суд исполнилось полных 34 года.
Согласно распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от Дата обезличена ему было отказано в постановке на учет в связи с превышением возраста 23 лет, установленного законом РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы истца и его представителя о том, что до достижения истцом 23-летнего возраста он не мог обратиться с заявлением о постановке на учет на получении жилого помещения в связи с утратой документов, подтверждающих его статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, данные документы были восстановлены только в 2009 году, суд считает несостоятельными, поскольку в период с 1993 года (достижение совершеннолетнего возраста) до 1995 года (начало срока отбывания наказания в местах лишения свободы), и также после отбытия срока наказания в 1998 году истец неоднократно мог воспользоваться своим правом на постановку на учет на получение жилого помещения по договору социального найма, однако своим правом не воспользовался. Более того, срок для восстановления документов в 10 лет не может считаться разумным сроком для их восстановления.
В соответствии с действующим законодательством статус ребенка, оставшегося без попечения родителей или лица, оставшегося без попечения родителей устанавливается до достижения определенного возраста и утрачивается по достижении 23 лет. Даже, с учетом мнения истца и его представителя о наличии у истца статуса лица оставшегося без попечения родителей в возрасте до 23 лет, данный статус им утрачен в силу возраста.
Суд не может принять во внимание доводы истца о том, что достижение 23 летнего возраста не является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения вне очереди, поскольку достижение данного возраста не имело бы правового значения для внеочередного предоставления жилого помещения в отношении лица, подтвердившего в установленном порядке свой статус и поставленного на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку его права были бы реализованы только с предоставлением жилого помещения.
Таким образом, поскольку истец в установленном законодательством порядке не обращался с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до достижения 23-летнего возраста, ни позднее (после освобождения из мест лишения свободы), а в настоящее время статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им утрачен в силу возраста, суд считает, что оснований для удовлетворения его требований о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в предоставлении ему во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма не имеется, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований Чивирихину С.В. следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требования Чивирихина ... к Мэрии городского округа Тольятти о постановке на учет на внеочередное получение жилья – ОТКАЗАТЬ.
Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней со дня в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти.
Председательствующий: