РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 сентября 2010 года Центральный районный суд Самарской области, в составе:
председательствующего Сметаниной О.Н.
при секретаре Васильевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3929/2010 по иску Прокурора Автозаводского района г. Тольятти, в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г.о. Тольятти о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, обязании выделения денежных средств для устранения нарушений пожарной безопасности,
установил:
Прокурор Автозаводского района г.Тольятти обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконным бездействие мэрии г.о. Тольятти и обязать ответчика выделить денежные средства, необходимые для устранения нарушений пожарной безопасности в МОУ гимназия № 35 г.о. Тольятти.
Представитель прокурора Автозаводского р-на г. Тольятти Разумова Е.В., действующая по доверенности, уточнила исковые требования, однако в судебном заседании поддержала первоначальные исковые требования. Суду пояснила, что прокуратурой Автозаводского р-на г. Тольятти совместно с ОГПС г.о. Тольятти и муниципального района Ставропольский проведена проверка МОУ гимназия № 35, в ходе которой были установлены нарушения требований пожарной безопасности: организация с массовым пребыванием людей не обеспечена прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны, при эксплуатации эвакуационных путей допускается применение горючих материалов, допускается применение горючей отделки в помещении актового зала, на сценической коробке произведено изменение объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасности эвакуации людей. Кроме того, ООО «Систем-Сервис» установлено, что с 1971 по 2010 г.г. замены электропроводки и капитального ремонта отдельных узлов силового оборудования не проводилось, что превышает нормы и сроки эксплуатации. Вышеуказанные нарушения непосредственно влияют на возможность возникновения пожара, создают угрозу жизни и здоровья работников и учащихся данного учреждения. В связи с этим, поскольку собственник имущества отказывается в добровольном порядке устранить имеющиеся нарушения, просит признать бездействия мэрии г.о. Тольятти незаконными и обязать ответчика выделить денежные средства в объеме, необходимом для устранения недостатков.
Представители ответчика Еремина Л.Н., Каштанова И.В., действующие по доверенностям, иск не признали, суду пояснили, что на основании решения № 191 от 25.12.2009 года Думы г.о. Тольятти «Об установлении нормативов финансирования муниципальных образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования мэрии, за счет средств бюджета г.о.Тольятти в 2010 года» мэрией г.о. Тольятти был издан приказ о выделении денежных средств на финансирование деятельности муниципальных образовательных учреждений. МОУ гимназия № 35 была обеспечена денежными средствами по общим для всех образовательных учреждений нормативам. В 2010 году был издан приказ ... 17.03.2010 года № 79-пк/3.2., которым выделены дополнительные денежные средства образовательным учреждениям в целях приведения помещений в должное состояние, но этим приказом средства выделены незначительные. Поскольку МОУ гимназия № 35 требовались большие денежные средства, был издан приказ № 280-пк/3.2. от 29.07.2010 года о выделении значительной суммы для технического содержания здания, что привело к устранению нарушение правил пожарной безопасности. Поэтому мэрией были совершены необходимые действия по финансированию устранения нарушений правил пожарной безопасности, доказательств в незаконности бездействия со стороны ОМС прокурором не представлено. Кроме того, мэрия г.о. Тольятти несет субсидиарную ответственность по обязательствам МОУ гимназия № 35, денежные средства у образовательного учреждения имеются, в связи с этим возможно устранение имеющихся нарушений гимназией и мэрией г.о. Тольятти с совместным привлечением денежных средств. В удовлетворении иска просили отказать.
Представитель третьего лица Постнов С.В., действующий на основании доверенности, с иском согласился, суду пояснил, что МОУ гимназия № 35 является некоммерческой организацией, у которой отсутствуют какие-либо собственные денежные средства, поскольку финансирование деятельности учреждения осуществляется собственником - мэрией г.о. Тольятти. Решением Центрального райсуда г. Тольятти от 11.02.2010 года на МОУ гимназия 35 возложена обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности, в связи с этим МОУ гимназия № 35 обращалась к ответчику с заявлением о выделении денежных средств для устранения имеющихся нарушений, однако до настоящего времени ответчиком не приняты меры по финансированию работ.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, обозрев материалы гражданского дела № 2-91/2010 суд считает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Федеральным законом «О пожарной безопасности» определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Статьей 1 данного закона пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В соответствии с п. 10 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится
обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Статьей 19 Федерального Закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.
Вопрос обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа относится к вопросам местного значения, что закреплено и в п. 10 ч. 1 ст. 7 Устава городского округа Тольятти.
В соответствии со ст. 37 Устава г.о. Тольятти, к компетенции мэрии относится создание муниципальных предприятий и учреждений, контроль за их финансово-хозяйственной 3 деятельностью, финансирование муниципальных учреждений, формирование, утверждение и размещение муниципального заказа в порядке установленном Думой.
Вместе с тем, согласно ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» обязанность соблюдения требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны, содержание в исправном состоянии системы и средств противопожарной защиты, возложена на руководителей организаций.
При этом, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в силу ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности», несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Судом установлено, что прокуратурой Автозаводского района города Тольятти совместно с Отделом государственного пожарного надзора г.о. Тольятти и муниципального района Ставропольский Самарской области была проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в МОУ гимназия № 35 расположенном по адресу: г. Тольятти, ...
В результате проведенной проверки были установлены нарушения законодательства РФ «О пожарной безопасности», что подтверждается актом № 1423 от 23.07.2009 года, согласно которому выявлены факты невыполнения отдельных пунктов предписания ОПГН г.о. Тольятти и муниципального района Ставропольский № 1696 от 30.07.2008 года: - гимназия не обеспечена прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи п.39ППБ 01-03;
-пути эвакуации (тамбур, холл основного эвакуационного выхода, поэтажные коридоры, лестничные клетки)отделаны горючими материалами (панели МДФ,ПВХ, масляная краска);
- пути эвакуации не обозначены знаками пожарной безопасности, предназначенными для обозначения направления эвакуации, с использованием элементов(фон, символ) белого фосфоресцирующего цвета;
- допущена перепланировка световых холлов на третьем и четвертых этажах здания гимназии под кабинеты п.3,38,40 ППБ 01-03,п.2.1.21 ППБ 101-89;
- отделка помещения актового зала, сценической коробки произведена при помощи горючих материалов (пластиковые панели, линолеум).
Согласно акту проверки готовности образовательного учреждения к новому 2010-2011 учебном году от 25.08.2010 года до настоящего времени не выполнены следующие пункты предписания:
- гимназия не обеспечена прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи п.39ППБ 01-03;
- допущена перепланировка световых холлов на третьем и четвертых этажах здания гимназии под кабинеты п.3,38,40 ППБ 01-03,п.2.1.21 ППБ 101-89.
Вышеизложенное позволяет суду сделать вывод о том, что часть нарушений была устранена МОУ гимназия № 35 самостоятельно, в частности, снята отделка, выполненная горючими материалами, путей эвакуации, лестничных клеток, пути эвакуации обозначены знаками пожарной безопасности, предназначенными для обозначения направления эвакуации, с использованием элементов(фон, символ) белого фосфоресцирующего цвета, снята отделка актового зала, сценической коробки, выполненная горючими материалами, что свидетельствует о наличии у гимназии денежных средств для исполнения решения Центрального райсуда г.Тольятти от 11.02.2010 года.
Из пояснений представителя ответчика и материалов дела видно, что решением Думы г.о. Тольятти № 191 от 25.12.2009 года «Об установлении нормативов финансирования муниципальных образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования мэрии, за счет средств бюджета городского круга Тольятти в 2010 году» утверждены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений подведомственных департаменту образования мэрии г.о. Тольятти. МОУ гимназия № 35 была профинансирована на общих основаниях. Мэрией г.о. Тольятти издан приказ № 79-пк/3.2. «О финансировании работ и услуг по подготовке образовательных учреждений г.о. Тольятти к 2010-2011 учебному году(текущий и капитальный ремонт, устранение предписаний надзорных служб, работы и услуги по содержанию имущества)», однако МОУ гимназия № 35 в данный приказ не была включена поскольку для ее финансирования требовались значительные денежные средства. В связи с этим был издан приказ о выделении дополнительных денежных средств в размере 2 998 920 рублей, что подтверждается приказом от 29.07.2010 года № 280-пк/3.2. Эта сумма выше той, что указана в смете от 30.06.2010 года. Вышеизложенное опровергает доводы истца о бездействии мэрии г.о. Тольятти в части содержания здания гимназии.
Из Устава МОУ гимназия № 35 г.о. Тольятти видно, что его учредителем и собственником имущества является муниципальное образование - городской округ Тольятти в лице Мэрии г.о. Тольятти передавшим здание, находящееся по адресу: г.Тольятти, б... а также иные основные средства, оборотные средства и прочие финансовые активы в оперативное управление МОУ гимназия № 35. Следовательно, Мэрия г.о. Тольятти и МОУ гимназия № 35 в силу требований законодательства ответственны за нарушение требований пожарной безопасности и на них возлагается обязанность, как на собственника имущества, который несет бремя его содержания, так и на лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться этим имуществом, по их устранению.
Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами прокурора Автозаводского района г. Тольятти о том, что обязанность по устранению установленных нарушений и финансирование данных мероприятий обязана произвести исключительно Мэрия г.о. Тольятти, поскольку согласно п. 1.3, 1.4, 1.9 Устава, МОУ гимназия № 35 является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета для учета операций со средствами бюджета городского округа и средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности, гимназия отвечает по своим обязательствам, находящимся в ее распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам гимназии несет собственник имущества.
Согласно п. 3.4. Устава, источниками формирования имущества Гимназии, в том числе финансовых, ресурсов, являются: средства, выделяемые целевым назначением из бюджета
г.о.Тольятти согласно утвержденной учредителем смете доходов и расходов; имущество, переданное Гимназии его собственником или уполномоченным им органом; доходы от предоставления платных дополнительных образовательных или иных предусмотренных Уставом Гимназии услуг; доходы, от выполнения
работ, услуг, реализации продукции при осуществлении деятельности, разрешенной настоящим Уставом; добровольные пожертвования и целевые взносы физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан(или)иностранных юридических лиц; иные источники, не противоречащие законодательству РФ.
В соответствии с п. 3.8. Устава, привлечение гимназией дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров ее финансирования из бюджета городского округа.
Между тем, в соответствии со ст. 120 ГК РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. Собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения только при недостаточности указанных денежных средств.
Аналогичная ответственность по обязательствам МОУ гимназия № 35 возложена на собственника - Мэрию г.о. Тольятти и положениями Устава МОУ (п. 1.6).
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что положения Устава и нормы закона устанавливают ограниченную ответственность собственника имущества, поэтому доводы представителя прокурора Автозаводского р-на г.Тольятти о том, что финансирование работ по устранению имеющихся нарушений должно осуществляться исключительно собственником имущества являются необоснованными, так как субсидиарная ответственность предполагает в данном случае несение дополнительной обязанности как мэрией г.о. Тольятти, в случае недостаточности денежных средств у гимназии. Данное обстоятельство также было установлено вступившим в законную силу решением Центрального райсуда г. Тольятти от 11.02.2010 года вынесенным по гражданскому делу № 2-91/2010 согласно которому, обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности должна быть возложена на МОУ гимназия № 35. Мэрия г.о. Тольятти как учредитель бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам МОУ гимназия 35, только при недостаточности денежных средств у гимназии обязана производить финансирование. Суд полагает, что при указанных обстоятельствах может быть применена ч.2.ст.61 ГПК РФ, поскольку в соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 19.12.2003 года № 23 «О судебном решении» обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебном постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Учитывая субсидиарный характер финансирования ответчиком содержания здания, переданного третьему лицу, суд считает, что для данного спора юридически значимым обстоятельствами являются следующие обстоятельства: объем работ, который необходимо произвести, их стоимость, установление размера собственных средств МОУ гимназия № 35, которые могут быть направлены на эти цели, размер денежных средств, ранее выделенных мэрией г.о. Тольятти для поддержания надлежащего технического состояния здания гимназии. Однако эти обстоятельства истцом не доказаны, поэтому заявленные прокурором требования в случае их удовлетворения повлекут невозможность исполнения решения, так как невозможно будет установить, сколько именно денежных средств и на какие работы должно быть выделено из местного бюджета. Между тем, бюджетные правоотношения предполагают принципы достоверности бюджета (ст.37 БК РФ), адресности и целевого характера бюджетных средств (ст.38 БК РФ). В связи с этим оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Автозаводского р-на г. Тольятти не имеется.
Руководствуясь ст.ст.12,192-198 ГПК РФ, суд,
Решил:
В удовлетворении иска Прокурора Автозаводского района г. Тольятти, в интересах неопределенного круга лиц, к мэрии г.о. Тольятти о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, обязании выделения денежных средств для устранения нарушений пожарной безопасности – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский облсуд через Центральный райсуд г. Тольятти в течение 10 дней.
Решение в окончательной форме изготовлено __________________
Председательствующий Сметанина О.Н.
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...