Р Е Ш Е Н И Е
именем РФ
21 сентября 2010 года Центральный районный суд гор. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Панкратовой Т.В.
при секретаре Колесниковой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4065/2010 по иску Афанасьевой Т.Н. к УПФРФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Истец обратилась в суд с иском к УПФР о назначении досрочной трудовой пенсии.
В судебном заседании представитель истца Кузьмичева О.А., действующая по ордеру, уточнила исковые требования и пояснила суду, что решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 08 апреля 2010 года истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа работы 30 лет. При этом, в специальный трудовой медицинский стаж истца не были включены периоды работы: с 27 декабря 1982 года по 26 декабря 1983 года в должности медсестры детского сада колхоза «Маяк», т.к. наименование учреждения не предусмотрено Списком; с 14 марта 1988 года по 31 декабря 1990 года в должности медсестры здравпункта, фельдшера с обязанностями заведования здравпунктом на заводе ЖБК «Тольяттинский» комбината строительного сельского «Строитель», т.к. наименование учреждения не предусмотрено Списком и отсутствуют документы, подтверждающие наличие структурного подразделения врачебный здравпункт; с 02 января 1991 года по 12 мая 1998 года в должности заведующей здравпунктом на ЗАО ЖБК «Тольяттинское», т.к. наименование должности и учреждения не предусмотрены Списком и отсутствуют документы, подтверждающие наличие структурного подразделения врачебный здравпункт, медицинский пункт, а индивидуальные сведения за указанный период поданы с общими условиями труда. С отказом не согласны, поскольку наименования занимаемых истцом должностей – заведующая здравпунктом, фельдшер, медсестра - предусмотрены Списком должностей, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность. Кроме того, законодательством врачам и среднему медицинскому персоналу предоставляется право на досрочную пенсию за выслугу лет независимо от наименования занимаемой должности и формы собственности учреждения. Просит включить указанные периоды работы в специальный трудовой стаж истца и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии.
Представитель ответчика УПФР Центрального района г. Тольятти Кузуб Ю.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что считает действия Комиссии по отказу истцу в назначении досрочной пенсии правомерными, поскольку п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрены условия, определяющие право на пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста – лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утверждаются Правительством РФ. В соответствии с правилами исчисления периодов работы и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в стаж работы засчитывается работа в должностях и учреждениях, указанных в списке. Все периоды работы должны быть подтверждены документально, в т.ч. льготными справками. Таким образом, спорные периоды правомерно не включены в специальный трудовой стаж истца, поскольку наименование занимаемых истцом должностей и учреждений не соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с чем, специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости у истца отсутствует.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения истца, представителя ответчика, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что с 27 декабря 1982 года по 26 декабря 1983 года истец работала в должности медсестры детского сада колхоза «Маяк», что подтверждается трудовой книжкой и не оспаривается представителем ответчика.
Указанный период работы не был включен в специальный трудовой стаж истца, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком.
В период с 14 марта 1988 года по 31 декабря 1990 года истец работала в должности медсестры здравпункта, фельдшера с обязанностями заведования здравпунктом на заводе ЖБК «Тольяттинский» комбината строительного сельского «Строитель».
Указанный период работы не был включен в специальный трудовой стаж истца, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком и отсутствуют документы, подтверждающие наличие структурного подразделения врачебный здравпункт.
В период с 02 января 1991 года по 12 мая 1998 года истец работала в должности заведующей здравпунктом на ЗАО ЖБК «Тольяттинское».
Указанный период работы не был включен в специальный трудовой стаж истца, поскольку наименование должности и учреждения не предусмотрены Списком и отсутствуют документы, подтверждающие наличие структурного подразделения врачебный здравпункт, медицинский пункт, а индивидуальные сведения за указанный период поданы с общими условиями труда.
Вместе с тем, в соответствии с действовавшим в указанное время «Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 должность фельдшера, медицинской сестры (все независимо от наименования должности) в детских садах, здравпунктах давала право на назначение трудовой пенсии на льготных условиях.
Согласно Списка № 464, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года работа в должности среднего медицинского персонала независимо от наименования должности и учреждения также включалась в льготный стаж.
Списком № 1066, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года предусмотрена должность заведующей фельдшерским здравпунктом, которая давала право на пенсию за выслугу лет.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства РФ 29 октября 2002 года № 781 предусмотрена работа в должности заведующей фельдшерским здравпунктом.
Из пояснений представителя истца следует, что с 1988 года по 1998 год истец постоянно работала на одном и том же месте в здравпункте на заводе железобетонных конструкций, фактически выполняла одни и те же обязанности, но название предприятия, в котором она работала, несколько раз менялось в связи с ликвидацией и реорганизацией.
Суд также считает необходимым учесть, что согласно действующему пенсионному законодательству главным условием назначения досрочной пенсии по старости является осуществление работником лечебной деятельности, тогда как, работая медицинской сестрой здравпункта, фельдшером здравпункта и заведующей здравпунктом истец фактически выполняла одни и те же функции - осуществляла лечебную деятельность.
Из анализа положений Приказа Минздрава и медицинской промышленности РФ № 130 от 23 июня 1994 года «Об организации медицинской помощи работающим на предприятиях промышленности, строительства, транспорта…» видно, что основными функциями здравпункта на предприятиях является оказание первичной доврачебной помощи при травмах, профессиональных отравлениях, внезапных заболеваниях, выполнение в пределах компетенции лечебных процедур и осуществление контроля за состоянием здоровья трудящихся.
Представителем ответчика не оспаривается, что в спорные периоды работы истец осуществляла лечебную деятельность.
Учитывая изложенное, суд считает, что разница в наименовании должности «заведующая здравпунктом» и «заведующая фельдшерским здравпунктом» не может влиять на право истца на назначение досрочной трудовой пенсии, поскольку обе должности по сути являются идентичными, работа в здравпункте связана с осуществлением лечебной деятельности, а Списком должностей предусмотрена работа в должности заведующей фельдшерским здравпунктом.
Таким образом, подлежат включению в специальный трудовой стаж истца периоды работы с 27 декабря 1982 года по 26 декабря 1983 года в должности медсестры детского сада колхоза «Маяк», с 14 марта 1988 года по 31 декабря 1990 года в должности медсестры здравпункта, фельдшера с обязанностями заведования здравпунктом на заводе ЖБК «Тольяттинский» комбината строительного сельского «Строитель», с 02 января 1991 года по 12 мая 1998 года в должности заведующей здравпунктом на ЗАО ЖБК «Тольяттинское».
В соответствии со ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Истец просит назначить ей пенсию с момента первоначального обращения за пенсией, т.е. с 03 февраля 2010 года.
Представитель ответчика не оспаривает, что при включении спорных периодов в специальный трудовой стаж истца, на дату обращения за пенсией 03 февраля 2010 года у истца возникло право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области включить Афанасьевой ... в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы:
с 27 декабря 1982 года по 26 декабря 1983 года в должности медсестры детского сада колхоза «Маяк»,
с 14 марта 1988 года по 31 декабря 1990 года в должности медсестры здравпункта, фельдшера с обязанностями заведования здравпунктом на заводе ЖБК «Тольяттинский» комбината строительного сельского «Строитель»,
с 02 января 1991 года по 12 мая 1998 года в должности заведующей здравпунктом на ЗАО ЖБК «Тольяттинское».
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти назначить Афанасьевой ... досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за указанной пенсией, т.е. с 03 февраля 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г. Тольятти.
Председательствующий: